Интенсивность физических нагрузок
В теории и практике физического воспитания установлена четкая корреляция ЧСС во время глобальной циклической работы с величинами минутного объема кровообращения и систолического выброса. Это дает возможность по частоте сердечных сокращений во время мышечной нагрузки определять характер ее избирательно тренирующего воздействия на организм.
Приведем следующую характеристику некоторых основных "пульсовых" режимов мышечной деятельности у учащихся специальной медицинской группы.
1. Мышечные нагрузки с ЧСС 100—125 уд/мин в должной мере не
способствуют совершенствованию физических качеств и должны использоваться в периоды обучения двигательным навыкам, в периоды вводно-подготовительной и заключительной частей занятий, а также в перерывах между смежными упражнениями высокой интенсивности.
2. Для совершенствования аэробных, анаэробных возможностей, а также скоростно-силовых качеств студентов наиболее эффективны двигательные режимы, обеспечивающие ЧСС от 130 до 190 уд/мин. Такая мощность мышечной работы в наибольшей мере способствует повышению дееспособности внешнего дыхания, кровообращения, кислородной емкости крови, активности окислительных ферментов. Указанный режим должен быть основным на занятиях по физическому воспитанию.
С учащимися специальной медицинской группы, интенсивность нагрузок и содержание занятий зависят от контингента учащихся в группе, и основу содержания занятий должны составлять циклические режимы мышечной деятельности, и в особенности нагрузки, направленные на совершенствование выносливости.
Используя циклические нагрузки можно добиться любой моторной плотности занятий со специальной медицинской группой. На таких занятиях легче управлять интенсивностью мышечной нагрузки, которую можно увеличивать до предела переносимости ее студентами.
Лекция 4
МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В РЕАБИЛИТАЦИИ ОСЛАБЛЕННЫХ ДЕТЕЙ. ОСПИТАНИЕ
ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ
В физическом воспитании школьников имеющих нарушения в состоянии здоровья используются следующие методы.
Метод строго регламентированного упражнения применяется на всех этапах воспитания физических качеств. Он требует точной дозировки нагрузок и строго установленного чередования их с отдыхом, четкого порядка повторения упражнений, их связи друг с другом. Смысл такой регламентации заключается в том, чтобы обеспечить оптимальные условия для приобретения новых двигательных умений, навыков или гарантировать точно направленное воздействие на развитие физических качеств.
В последние десятилетия детально разработаны специальные методические формы занятия, обеспечивающие комплексное использование различных физических упражнений. Особое распространение получила так называемая круговая тренировка, основу которой составляет серийное (слитное или с интервалами) повторение специально подобранных и объединенных в комплекс упражнений, выполняемых в порядке последовательной смены "станций", На каждой "станции" (обычно их 8—10) повторяется один вид движений, воздействующий на определенную мышечную группу тела.
Метод игровой. Игровой метод не обязательно связан с какими-либо играми (футболом, волейболом), он может быть применен при проведении любых занятий физическими упражнениями, которые поддаются организации в соответствии с особенностями этого метода.
В процессе физического воспитания учащихся с отклонениями в состоянии здоровья соревновательный метод следует использовать с большими ограничениями, так как фактор соперничества в процессе Содержание практического раздела физического воспитания учащихся специальной медицинской группы направлено, прежде всего, на воспитание у них основных физических качеств.
Воспитание физических качеств надо рассматривать как единый, комплексный процесс.
Воспитание выносливости.Особенностью занятий со студентами специальной медицинской группы является постепенное повышение нагрузки за счет увеличения объема, а не интенсивности. Поэтому наиболее целесообразным для них является воспитание общей выносливости, которая повышает функциональные возможности вегетативных систем организма, а не специальной выносливости, направленной на совершенствование механизмов локальной выносливости определенных мышечных групп.
Основным средством воспитания общей выносливости являются циклические упражнения — ходьба, бег, плавание, ходьба на лыжах, катание на коньках. Воспитание выносливости циклическими упражнениями показано всем студентам специальной медицинской группы,
Вначале используется чередование равномерного медленного бега с ходьбой.
Темп бега малой интенсивности — 150—160 шаг/мин (1,8-2,5 м/с), Объем беговой нагрузки на занятии в первую неделю для девушек - 200-400 м, для юношей - 400-800 м.
С ростом тренированности объем беговой нагрузки повышается за счет уменьшения интервалов отдыха и увеличения дистанции.
Поскольку повышение выносливости возможно только на фоне наступившего утомления, необходимо строго придерживаться оптимального чередования работы и отдыха. Объем и интенсивность нагрузки, интервалы отдыха подбираются таким образом, чтобы частота сердечных сокращений в каждом задании достигала бы допустимого максимума.
Оценивать уровень выносливости можно по следующим тестам:
1. Бег: тест Купера (12-минутный бег) — пробегаемая дистанция;
2. Ходьба на лыжах - время прохождения дистанции: 3 км - для
юношей, 2 км — для девушек.
3. Плавание - проплываемая дистанция: за 10 мин - для юношей, за 5мин — для девушек.
Воспитание силыу учащихся специальной медицинской группы осуществляется с помощью комплекса средств общеразвивающей и силовой подготовки параллельно с воспитанием других физических качеств.
На занятиях применяются различные прыжковые упражнения с места и с разбега на одной и двух ногах (прыжки с преодолением препятствий, прыжки с разбега вверх, в полуприседе и приседе), напрыгивание на предметы различной высоты, различные приседания, игровые упражнения в сочетании с общеразвивающими упражнениями, подтягивание, отжимание.
Для развития силы отдельных мышечных групп используются разнообразные специальные и специально-вспомогательные упражнения, К ним относятся упражнения с набивными мячами, со скакалкой, с амортизаторами, упражнения на тренажерах.
С ростом тренированности организма учащихся для интенсификации занятий можно применять метод интервальной круговой тренировки. Объем движений и интенсивность выполнения каждого упражнения устанавливается индивидуально. Количество кругов увеличивается постепенно, начиная с одного. Комплексы упражнений периодически меняются.
При прогрессирующей миопии с изменениями на глазном дне исключаются прыжки, упражнения с отягощениями, метания, натуживание. Студентам, занимающимся в очках, во избежание травм стеклами очков не рекомендуются броски набивных мячей. При заболевании или травмах опорно-двигательного аппарата силовые упражнения применяется с учетом характера заболевания или травмы. Студентам, ранее занимавшимся спортом, но отнесенных к специальной медицинской группе в связи с заболеванием или травмой, воспитывать силу надо с учетом спортивной специализации и характера функциональных изменений.
Оценивать силу с учетом противопоказаний можно с помощью следующих тестов:
1. Динамометрия кистевая;
2. Динамометрия становая;
3. Сгибание и разгибание туловища из положения лежа на спине;
4. Подтягивание на перекладине — для юношей;
5. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа;
6. Прыжок в длину с места;
7. Приседание (количество раз);
8. Бросание набивного мяча из-за головы двумя руками на дальность,
Воспитание ловкостиосуществляется в течение всего периода обучения. Используются любые упражнения, включающие элементы новизны и координационной сложности.
Воспитание ловкости начинают с разучивания упражнений на внимание, координацию, гибкость и равновесие. С этой целью применяются общеразвивающие упражнения из различных исходных положений с изменением скорости и темпа движения. Для воспитания ловкости используются ритмическая гимнастика, элементы художественной гимнастики, танцевальные упражнения, подвижные и спортивные игры, Разучивание более сложных движений — техники бега, плавания, ходьбы на лыжах, метания, прыжков, элементов подвижных и спортивных игр — также способствует развитию ловкости.
Оценивать ловкость можно по результатам выполнения следующих упражнений:
1. Попадание теннисного мяча в цель — оценивается количество
попаданий;
2. Забрасывание баскетбольного мяча в корзину (постепенно усложняя исходное положение) — оценивается количество попаданий;
3. Зеркальное выполнение сложно-координационного упражнения оценивается точность исполнения;
4. Бег на 30 м с преодолением препятствий (подлезание, перетягивание, перепрыгивание) - оценивается точность исполнения.
Воспитание гибкостиосуществляется в течение всего периода обучения одновременно с совершенствованием других физических качеств. Достигается это с помощью специальных упражнений, которые можно разделить на три группы:
1. Упражнения, обеспечивающие улучшение подвижности в суставах за счет увеличения растяжимости мышечно-связочного аппарата.
2. Упражнения на расслабление, обеспечивающие увеличение амплитуды движений в суставах за счет способности мышц к максимальной релаксации (расслаблению),
3. Силовые упражнения (с помощью партнера, специальных приспособлений).
Воспитание гибкости следует начинать с активных упражнений, используя для этого различные пружинящие движения, вращения, наклоны, махи, упражнения на расслабление и т.д. Затем постепенно вводятся пассивные движения, к которым относятся упражнения с партнером, с различными отягощениями, упражнения с помощью тренажеров.
Упражнения на гибкость целесообразно включать в домашнее задание, особенно при заболеваниях, ограничивающих подвижность опорно-двигательного аппарата.
Оценивают гибкость по максимальной амплитуде движения при выполнении следующих упражнений:
1. Наклон вперед и в сторону — измеряется результат в линейных мерах;
2. "Мост" — оценивается качество;
3. "Шпагат" правой ногой вперед, левой вперед — оценивается качество;
4. "Выкрут" рук на разном уровне хвата за гимнастическую палку —оценивается расстояние между руками.
При воспитании быстроты у учащихся специальной медицинской
группы необходимо учитывать степень развития у них силы и выносливости.
Применяются скоростные упражнения, преимущественно развивающие быстроту двигательной реакции, быстроту отдельных движений, способность увеличивать в короткое время темп движений (упражнения с изменением темпа и характера движения по сигналу, бег с высоким подниманием бедра в упоре, семенящий бег, беговые движения руками, элементы подвижных и спортивных игр и т л.).
Оцениваются скоростные качества по результатам выполнения следующих упражнений:
1. Бег на 30 и 60 м — оценивается время;
2. Выполнение 10 приседаний — на время;
3. Прыжок в длину с разбега — оценивается длина прыжка;
4. Выполнение 10 прыжков через гимнастическую скамейку — на время;
5. Ведение баскетбольного мяча 10 м — на время.
Среди средств используемых в воспитании учащихся специальной медицинской группы значительное место отводится общеразвивающим упражнениям,с помощью которых удается решать многие задачи физического воспитания. Из всего многообразия упражнений выбираются те, которые доступны для учащихся, позволяющие целенаправленно воздействовать на пораженные органы и системы.
В специальной медицинской группе, следует использовать:
упражнения для рук и плечевого пояса, туловища, шеи и ног;
упражнения для развития силы, быстроты координации движений, гибкости;
упражнения для исправления дефектов телосложения и формирования правильной осанки; упражнения на расслабление;
упражнения на гимнастической скамейке и со скамейкой, сгибание и выпрямление рук в упоре лежа на гимнастической скамейке;
упражнения на гимнастической стенке; упражнения с гимнастическими палками, набивными мячами, гантелями и пр.
Значительное место на занятиях занимают корригирующие упражнения, формирующие осанку и исправляющие ее дефекты. С этой целью вводятся упражнения, укрепляющие мышцы спины, брюшного пресса, верхнего плечевого пояса, способствующие созданию так называемого мышечного корсета. Во время выполнения корригирующих упражнений следует добиваться высокой точности их исполнения, избегая частой смены исходных положений и лишних движений. Упражнения для укрепления мышц спины, брюшного пресса и плечевого пояса выполняются с некоторым напряжением.
Большое оздоровительно-гигиеническое значение имеют подвижные игр, которые в отличие от строго регламентированных движений всегда связаны с инициативным моментом в решении двигательных задач. Это имеет притягательную силу для участников игры. Такая особенность игры восполняет дефицит положительных эмоций, вызванных болезнью, отвлекает людей от "ухода11 в болезнь. Радость и эмоциональный подъем — важнейший результат игры. Именно благодаря этому замечательному свойству подвижные игры, особенно с элементами соревнования, больше, чем другие формы физической культуры, отвечают потребностям организма в движении, благоприятствуют всестороннему гармоническому развитию.
Подвижные игры, подобранные с учетом состояния здоровья, характера функциональных изменений сердечно-сосудистой системы и степени физической подготовленности и проводимые на свежем воздухе, способствуют оздоровлению, укреплению организма студентов, закаливанию и профилактике обострений заболеваний. Игры оказывают благоприятное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки.
Немаловажное значение в физическом воспитании учащихся специальной медицинские группы играют систематические занятия спортивными играми помогающие воспитанию настойчивости, целеустремленности, трудолюбия. Беспрерывно меняющиеся условия спортивной игры требуют от ее участников принятия быстрых самостоятельных решений, умения видоизменять свои движения по скорости, направлению и интенсивности в зависимости от игровой обстановки.
Отсутствие у данного контингента учащихся необходимого базового уровня двигательных умений и навыков затрудняет быстрое обучение технике и правилам игры. Поэтому на начальных этапах спортивные игры необходимо проводить по облегченным правилам. При объяснении условий предстоящей игры очень важно заинтересовать каждого учащегося в необходимости спортивной борьбы за свою команду, указать на возможность, допустимость и необходимость для организма предстоящих нагрузок (многие студенты быстро устают и отказываются от продолжения спортивной борьбы). Преподаватель должен объяснить отдельным, физически слабым ученикам, как им вести себя в игре при появлении заметного утомления.
На первых учебных занятиях с применением спортивных игр необходимо больше времени уделять технике игры, основным техническим приемам; меньшую часть времени предоставлять для игры по упрощенным правилам. По мере развития учащихся выносливости, адаптации к игровым нагрузкам время игры следует увеличивать.
Лекция 5