Понятие системы обучения и ее основные компоненты. Сущность сообщающего, проблемного и программированного обучения. Их достоинства и ограничения
Дидактическая система как единство целей содержания, теоретических представлений и механизмов усвоения и развития и конкретных методик. Догматическое и репродуктивное обучение.
Сообщающее (информационно-рецептивное) обучение. Его историческая роль, возможности и ограничения. Основные методические варианты сообщающего обучения: рассказ, работа с текстом, просмотр кино и видеофильмов и др.
Программированное обучение как методическая система. Роль алгоритмизации и компьютеризации в обучении. Информационно-развивающие возможности программированного обучения. Дистантное и дистанционное обучение.
Социальные и психолого-педагогические возможности проблемного обучения, его развивающие возможности. Уровни проблемного обучения. Пути создания проблемной ситуации. Исследовательские методы в обучении.
Методика выбора доминирующей системы обучения и конструирования реального эффективного процесса обучения.
Дифференцированное и индивидуализированное обучение в общей структуре учебного процесса.
Ребенок как субъект своего развития в образовательном процессе. Идея воспитания в системе образования в контексте федеральных государственных образовательных стандартов.
Активность и ответственность как показатель субъектной позиции личности. Идея приоритетности воспитания в системе образования. Идея духовно-нравственного формирования и развития личности. Идея педагогической поддержки, педагогического сопровождения личности в образовательной среде.
Понятие развивающего обучения. Системы развивающего обучения по Л. В.Занкову, Д.Б. Эльконину - В.В. Давыдову: сущность и принципы обучения, особенности содержания образования, организации урока и методов обучения.
Идея развивающего обучения в трудах классиков педагогики (И.Г. Песталоцци, Ф.А. Дистервег, К.Д. Ушинский). Л.С. Выготский о связи обучения и развития. Л.В. Занков о принципах развивающего обучения. Основные теоретические положения развивающего обучения в работах Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. Преимущества развивающего обучения. Полемика в отношении развивающего обучения.
Методы обучения. Классификации методов обучения. Приемы обучения. Средства обучения. Общая характеристика современных средств обучения. Проблема выбора методов и средств обучения, конструирования приемов обучения.
Понятия «метод» и «прием» обучения. Классификации методов обучения: по источнику знаний, по этапам обучения, по способам педагогического руководства, по логике обучения, по дидактическим целям, по характеру познавательной деятельности. Проблема выбора оптимизации процесса методов обучения. Средства обучения: виды, функции, классификации.
Понятие образовательной технологии. Поисково-исследовательская технология обучения. Технология критериально-ориентированного обучения. Имитационные (моделирующие) технологии обучения. Технология коллективного взаимообучения. Модульно-рейтинговые технологии обучения.
Понятие «технология». Специфика педагогической технологии. Современные продуктивные технологии обучения: полного усвоения знаний (Б. Блум, Л.Андерсен). индивидуального обучения (Д. Ховард), КСО (В. К. Дьяченко), укрупнения дидактических единиц (П. М. Эрдниев), модульно-рейтинговая технология, имитационная (моделирующая) технология обучения, технологии школы диалога культур (В. С. Библер, С. Ю. Курганов), технологии вальдорфской школы, имитационные (моделирующие) технологии обучения, информационные технологии.
Организационные формы обучения и их развитие в дидактике и педагогической практике. Классно-урочная форма обучения и возможности ее совершенствования. Типы и виды уроков, методика подготовки уроков. Психолого-дидактический анализ урока.
Организационные формы обучения: история развития. Современные формы организации учебной работы, их дидактическое назначение. Урок как основная форма организации обучения в школе. Возможности и ограничения урока. Структура и типы уроков. Современные требования к уроку.
Другие формы организации обучения: факультативные занятия, лекции, семинары, диспуты, обучающие игры, практикумы.
Организация внеучебной познавательной деятельности: назначение, содержание, формы. Домашняя работа учащихся: система, характер, дозировка.
Контроль и проверка знаний. Современные подходы к контролю эффективности обучения. Контрольно-измерительные материалы процесса и результатов обучения.
Проверка знаний учащихся. Функции, виды и методы контроля. Соотношение основных понятий: диагностика, проверка, оценка, отметка, контроль, коррекция. Диагностика обученности и обучаемости учащихся. Тестирование. Проблемы школьной отметки. Безотметочное обучение. Экзамены и зачеты в школе и вузе. Единый государственный экзамен. Различные подходы к его оценке. Неуспеваемость учащихся как педагогическая проблема. Причины школьной неуспеваемости. Средства преодоления неуспеваемости.
Понятие образовательной системы. Виды образовательных систем. Понятие управления, педагогического менеджмента. Основные функции управления образовательными системами. Принципы управления образовательными системами. Управленческая культура руководителя.
Понятия: педагогическая система, система образования, образовательная система. Виды образовательных систем. Понятие управление, система управления, менеджмент, менеджмент в образовании. Эволюция управленческой мысли, ведущие теории (школы) управления. Современные подходы к управлению образовательным учреждением. Ведущие функции управления образовательными системами (планирование, организация, мотивация, координация и контроль). Принципы управления образовательными системами. Управленческая культура руководителя.