Тема 12 СОЦАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ. ФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ
Процесс развития человека во взаимодействии его с окружающим миром получил название социализации. В различных словарях социализация определяется как:
- процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит;
- процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта;
- это воспитательный потенциал общества и его влияние на подрастающее поколение;
- процесс включения подрастающего поколения в систему социальных ролей, детерминированных социально-экономическим строем данного общества, путем активного освоения и развития существующих систем ценностей и норм поведения.
Объем понятия «социализация» несколько шире, чем «воспитание». Воспитание подразумевает прежде всего систему направленных воздействий, с помощью которых индивиду пытаются привить желаемые черты, тогда как социализация включает также не намеренные спонтанные влияния, посредством которых индивид приобщается к культуре и становится полноправным членом общества.
Социализация происходит в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, в относительно направляемом обществом или государством процессе влияния на те или иные возрастные, социальные, профессиональные группы людей, а также в процессе относительного целесообразного и социально контролируемого воспитания. Сущность социализации состоит в том, что она формирует человека как члена того общества, к которому он принадлежит.
Содержание процесса социализации определяется тем, что любое общество заинтересовано в том, чтобы его члены успешно овладевали ролями мужчины и женщины, могли бы компетентно участвовать в производственной деятельности, создали прочную семью, были законопослушными гражданами.
Человек становится полноценным членом общества, будучи не только объектом, но и субъектом социализации. Как субъект, человек в процессе социализации усваивает социальные нормы и культурные ценности в единстве с реализацией своей активности, саморазвитием и самореализацией.
Развитие личности в процессе социализации происходит по мере решения человеком ряда задач. Условно можно выделить три группы задач каждого возраста или этапа социализации: естественно-культурные, социально-культурные, социально-психологические.
К факторам социализации относятся:
- мегафакторы: планета, мир, космос;
- макрофакторы: страна, общество, государство;
- мезофакторы: регион, город, средства массовой информации;
- микрофакторы: семья, дом, друзья.
Средства массовой информации также определяют социализацию личности.
Средства массовой коммуникации – технические средства (печать, радио, кинематограф, телевидение), которые осуществляют распространение информации на количественно большие, рассредоточенные аудитории. Современные средство массовой коммуникации, особенно телевидение приобретают планетарный характер, создают новый тип аудиовизуальной культуры, соответственно определяя результаты социализации личности. Но средства массовой коммуникации не всемогущи реакция людей на увиденное и услышанное существенно зависит от установок господствующих в первичных группах (семья, сверстники ит.д.). Отрицательное влияние средств массовой информации определяется ограниченностью и стандартизацией. Также существует угроза избыточного, всеядного потребления телевизионной и прочей массовой культуры, что отрицательно сказывается на развитии творческого потенциала индивидуальности и социальной активности личности.
Рассматривая средства массовой коммуникации как мезафактор социализации, надо иметь ввиду то, что непосредственным объектом воздействия потока информации является не отдельный индивид, а сознание и поведение больших социальных групп, т.е. массовое сознание и поведение.
Влияние средств массовой коммуникации на отдельного индивида имеет опосредованный характер, т.к. «в массе своей люди имеют тенденцию пользоваться теми сообщениями, которые согласуются с уже имеющимися у них интересами и установками. К основным функциям средств массовой информации относятся:
1. Информативная функция. Благодаря информационному воздействию приобретаются весьма разнообразные, противоречивые, несистематизированные сведения о типах поведения люде и образе жизни в различных социальных слоях, регионах и странах;
2. Рекреативная функция заключается досуговым временем препровождения людей, как групповое, так и индивидуальное;
3. Релаксационная функция приобретает специфический оттенок, когда речь идет о подростках и юношах, у которых возникли осложнения в общении с окружающими или в других сферах жизни. Они могут, увеличив потребление продукции кино, печати, телевидения отвлечь внимание от общения с людьми, неприятностей, заглушить или рассеять эмоциональную неудовлетворенность;
4. Нормативая функция определяет усвоение широкого спектра норм людьми всех возрастов, что влияет на формирование материальных, духовных и социальных потребностей.
Вопросы для самоконтроля:
1. Сравните различные определения социализацию. Выделите то общее, что их объединяет.
2. Назовите основные факторы социализации.
3. Раскройте функции средств массовой информации.
4. Проанализируйте влияние современных средств массовой коммуникации на социализацию подрастающего поколения. Покажите позитивные и негативные аспекты этого влияния.
5. Назовите микрофакторы и раскройте их влияние на социализацию личности.