Рефлексия в форме размышлений: научилась, хочу научиться
Я научилась | Я хочу научиться |
– напряженно работать; – анализировать свою деятельность, видеть достоинства и недостатки свого профессионального поведения и общения, признавать свои ошибки; – осмысленно воспринимать структуру деятельности учителя; – развивать оптимальные отношения с классом; – применять готовые и самостоятельно составлять методики изучения класса и отдельных учащихся; – работать с источниками информации для поиска материала к урокам и внеурочным занятиям; – готовить планы-конспекты уроков, соблюдая необходимые требования; – стимулировать детей к использованию значимых для них способов учебной работы; – отдельным приемам взаимодействия с учащимися во время подготовки и проведения классных и информационных часов; – работать со школьной документацией. | – эмпатически воспринимать другого человека; – контролировать свои эмоции и чувства; – применять методы, приемы, активизирующие процесс учения; – дифференцировать учебное содержание предмета для работы с учениками разного уровня интеллектуального развития; – понимать причины нарушения дисциплины; – объективно оценивать учебные достижения учащихся; – обеспечивать организационную четкость воспитательных внеурочных дел; – корректировать ход воспитательного дела и его влияние на учащихся; – овладеть умением педагогической находчивости, импровизации; – быть для детей учителем! |
P.S. Прочитав написанное, хочу сказать, что и в первой, и во второй графе могут быть дополнения. Конечно, чему-то я научилась, но впереди огромное непаханое поле практической педагогики.
С уважением
студентка IV курса ХГФ Скобелева К.А.
Рефлексия по результатам практики в форме эссе[2]
(из отчета по практике студентки IV курса
филологического факультета Екатерины Корсак)
О профессии учителя я мечтала с раннего детства. Одна из причин – то, что служение педагогическому делу стало в нашей семье традицией. В нашей семье 8 педагогов с общим стажем почти 200 лет. Среди них бывший директор школы, завуч, преподаватель колледжа, вуза, воспитатель детского сада, учителя школ.
Я тоже хочу работать в школе.
Первой практики ждала с нетерпением, хотела побыстрее проверить себя на профпригодность. Представляла, как должна выглядеть, как буду общаться с детьми. Вспомнила свою школу, своих учителей, бабушку, которая проработала учителем химии в сельской школе 38 лет.
Практика началась не очень оптимистичною. На установочной конференции стало страшно от предстоящей отчетности: планы, конспекты, анализы, материалы исследований …И как все это выполнить?
…Темным февральским утром добиралась в школу. Волновалась, чтобы не опоздать к восьми часам. Мне казалось, что автобус едет очень медленно и подолгу стоит на светофорах. Подойдя к школе, не могла сообразить, где вход. Пришлось созваниваться с одногруппниками, которые уже адаптировались в обстановке. Огромная просторная школа, большой кабинет, где состоялась первая встреча с завучем и учителями. Нас распределили по классам. Мне достался 7 «Б». Дальше – информация о школе, традициях, правилах, требованиях. Ловлю себя на мысли, что хочу поскорее увидеть свой класс. Какие они мои семиклассники?!
…И вот я на уроке истории, сижу на последней парте, наблюдаю. …Мне интересно. Да, меня ведь представили – Екатерина Викторовна. На перемене многие дети проявили ко мне интерес: какие уроки буду вести, сколько времени; добрая я или строгая, буду ли ставить плохие отметки …
А потом началось мое знакомство с классом, учителем-предметником, классным руководителем … Надо сказать, что с учителями мне повезло. Они стали меня по-доброму опекать, и я кинулась в работу, как в омут, с головой.
Первая неделя, как и положено, работа в учительской с журналом, в библиотеке – с литературой, на кафедре педагогики – с методистом. И, конечно, консультации с учителями и посещение уроков. Припоминая типы, виды, структуру уроков, приемы развития интереса к учению, соблюдения дисциплины, включения учащихся в самостоятельную деятельность и убеждалась, как мало я знаю. Понимала, что уроки не имеют ни черновиков, ни дублей. Ни один школьный день не возвратишь и не проживешь заново.
Мой класс, к сожалению, не оказался, набором дисциплинированных, целеустремленных детей, жаждущий знаний и заворожено слушающих учителя. Но, может быть, именно это обстоятельство держало меня в тонусе и не давало расслабляться при подготовке и проведении уроков. Первое время я чувствовала себя как на испытательной трассе, где на каждом повороте ожидает опасность. Чтобы не ощущать педагогическое бессилие, я читала литературу и искала подсказки у опытных, как моделировать различные варианты поведения учителя и учеников. Постепенно прибавлялась уверенность, находчивость.
С внеурочными делами я справлялась с большим успехом. Был интерес к общению с детьми, кой-какие организаторские умения. Я была со своим классом на переменах, классных часах, репетициях концерта, экскурсии по городу. Мои семиклассники помогли мне подготовить и провести запоминающееся заочное путешествие в страну Фитонцидов, встретиться с феей Мудрости на конкурсе знатоков этикета.
Шесть недель пролетели незаметно …Мне тяжело было прощаться с моими учениками (Андреем Дальченко, Леной Кобяк, Никитой Зотовым, Дашей Грачевой, Олей Елисеевой). Это для них я старалась быть примером, не могла позволить себе прийти на урок плохо подготовленной.
При подведении итогов говорили хорошие слова в мой адрес, и у меня в ту минуту росли за спиной крылья. Я чувствовала гордость и сожалела, что нет рядом со мной в эту минуту моей педагогической родни.
Конечно, я понимаю, что очень многому еще надо учиться, я же не профи.
Вот поэтому через пару дней сяду за студенческую скамью и продолжу свою педагогическую подготовку.