Процесс обучения как целостная система
Процесс обучения– это центральное явление изучаемое дидактикой и составляющее ее предмет. В нем в единый узел связаны «действующие лица» процесса – учитель и ученик, их цели, а также содержание, формы, методы средства и другие атрибуты учебной деятельности.
Обучение представляет собой искусственно организованную познавательную деятельность, обеспечивающую ускорение индивидуального психического развития и овладения познанными закономерностями окружающего мира.
Методологической основой процесса обучения в современной дидактике является научная теория познания. Процесс познания идет от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике. Усваивая знания, обучаемые познают объективный мир. С этой точки зрения усвоение знаний является разновидностью познания. А это значит, что закономерности познания имеют для учебного процесса методологическое значение.
Как и процесс научного познания, процесс обучения сложен и противоречив. Его движущими силами являютсяпротиворечия – источники развития и совершенствования,которые могут бытьвнешнимиивнутренними. Первые это те, что возникают вне личности, хотя касаются ее развития, вторые, возникающие внутри процесса обучения, связанные с его участниками.
В качестве примера таких противоречий можно назвать следующие:
· между постоянно возрастающими требованиями общества к образованию, которые диктуются социально-экономическим прогрессом, и возможностями процесса обучения в данных условиях. Это противоречие – важнейший источник совершенствования самого учебного процесса, содержания образования, форм и методов обучения;
· между познавательными задачами, которые выдвигаются процессом обучения, и уровнем знаний, умений, умственного развития обучаемых (между знанием и незнанием).
Существует ряд условий, при которых возникающие противоречия становятся движущими силами учебного процесса, а именно:
а) раскрытие значимости знаний как для обучаемого, так и для общества в целом;
б) определение преподавателями познавательного уровня, интеллекта обучаемых;
в) умелая организация познавательной деятельности учащихся; концен-трация внимания на главном.
Процесс обучения имеет свою логику движения: от незнания – к знанию, от знания неполного – к знанию полному.
Естественнонаучной основой процесса обучения является учение о высшей неровной деятельности человека. Для дидактики особое значение имеет учение о пластичности нервной системы, динамическом стереотипе, сигнальных системах, задатках и способностях человека. Учение о типах нервной деятельности дает педагогу возможность индивидуализировать процесс обучения, а знание закономерностей движения основных нервных процессов (возбуждения и торможения) –правильно организовать его.
Процесс обучения выполняет триосновные функции: образовательную, воспитательную и развивающую.
Образовательная функция - основная, определяющая. Главное назначение обучения – вооружение знаниями, формирование специальных и общенаучных умений и навыков. С философской точки зрения знание – это результат познания действительности, представленный в виде фактов, выводов, закономерностей, идей, теорий, которыми располагает наука. Знания непрерывно обновляются, их объем быстро растет. Они должны удовлетворять требованиям полноты, систематичности, осознанности, действенности.
Воспитательная функция предполагает формирование мировоззрения обучаемых, их духовных, нравственных, трудовых, эстетических представлений, а также убеждений, принципов, взглядов и т.п.
Развивающая функция обеспечивает процесс совершенствования личности, развивает ее восприятие, мышление, волевую, эмоциональную и мотивационную сферы.
Эти функции взаимосвязаны и взаимодействуют в процессе комплексного планирования и решения задач образования, воспитания и развития личности обучаемого с использованием разнообразных форм, средств и методов обучения.
Процесс обучения имеет определенную структуру, она состоит из следующих элементов: цель, содержание, обучаемый (ученик), обучающий (учитель) и принципы, методы, средства, формы обучения.
Цель обучения – это социальный заказ, т.е. тот или иной объем и соответствующее качество знаний, которым должен овладеть учащийся. В процессе обучения есть цель учителя и цель ученика. Они не одинаковы и имеют свою специфику. Заказ же уточняется с учетом типов школ и уровня классов.
Содержание обучения – это часть социального опыта (социальной культуры), которую должен усвоить обучаемый. Содержание в процессе обучения имеет несколько функций. Во-первых, это предмет учебной деятельности, в котором сосредоточены научные термины, понятия и другая информация. Во-вторых, для преподавателя и для учащихся – это объект учебной деятельности. Преподаватель его «обрабатывает» и транслирует (передает) учащимся так, чтобы они его усвоили. Для учащихся – это объект, который необходимо переработать, усвоить и присвоить как элемент социальной культуры. В-третьих, для преподавателя содержание представляет собой и средство обучения, воспитания и развития учащихся. Через содержание обучения он воздействует на их умы, чувства, нравственную и иную культуру.
Рис. 9.1. Структура процесса обучения.
Обучающий в функции преподавателя выступает как субъект процесса обучения. Он определяет и цель учебного процесса, и содержание учебного материала, и структуру занятия, и методы учебной деятельности. Конечно, все это он делает на основе целей и содержания обучения, которые определяются обществом в виде «социального заказа». Он сам организует учебную работу обучаемых, создавая для этого благоприятные условия. Таким образом, учитель руководит процессом обучения.
Ученик – лицо заинтересованное в учении. Он проявляет свою актив-ность. В этом смысле и он, и преподаватель стремятся к сотрудничеству.
Такова структура процесса обучения. Взаимодействие ее элементов и составляет данный процесс.
Процесс обучения характеризуется многими закономерностями, наиболее важные из которых следующие:
1. Процесс обучения обусловлен потребностями общества в образованных и всесторонне развитых людях, которые продолжают развитие общества и государства.
2. Процесс обучения является основной частью комплексного учебно-воспитательного процесса учебного заведения.
3. Процесс обучения является единым и закономерным, т.е. его образовательная, воспитательная и развивающая функции неразрывно связаны и представляют собой единое целое.
4. Процесс обучения зависит от реальных учебных и возрастных особенностей обучаемых.
5. Процесс обучения закономерно зависит от материальных условий учебного заведения (учебных помещений, оборудования, финансирования и др.).
6. Закономерной является и руководящая роль преподавателя при сознательной активности познавательной деятельности обучаемых.
Таким образом, специфика процесса обучения состоит в следующих моментах:
· обучение протекает под руководством педагога;
· источником знаний являются не только излагаемый преподавателем материал, но и книги, средства массовой информации (кино, радио и телепередачи, газеты, журналы), информация, полученная от других людей в процессе общения, собственный опыт обучаемых и т.д.;
· обучающиеся изучают объективный мир в познанном, обобщенном и систематизированном виде, воспринимают знания, выраженные в словесно-понятийной форме, а чувственное восприятие играет вспомогательную роль;
· практика является средством совершенствования знаний и источником новых знаний;
· в единстве с обучением и на его основе формируется научное мировоззрение и нравственные принципы обучающихся;
· в процессе обучения развиваются умственные способности обучаемых;
· теория познания определяет сущность обучения, его воспитательный характер.
Процесс обучения включает в себя последовательно повторяющиеся этапыили звенья:
1. Первичная диагностика и актуализация прежних знаний (установление делового контакта, оценка психологической атмосферы и уровня готовности, актуализация имеющихся знаний).
2. Постановка обучающим цели и осознание обучающимися познавательных задач (объявление темы, постановка вопросов, формулировка проблемы).
3. Восприятие обучаемыми нового материала. На этом этапе используются разные методы и приемы изложения информации.
4. Осмысление нового материала.
5. Закрепление и совершенствования первично воспринятой информации (повторение ее, первичное обобщение и установление связей с имеющейся информацией).
6. Применение нового материала (выполнение упражнений, решение задач, работа над проблемными и эвристическими учебными заданиями).
7. Контроль качества усвоения знаний и формирования умений и навыков (как средство обратной связи в процессе обучения).
8. Коррекция процесса обучения (когда требуется изменение методик либо средств обучения по результатам контроля).
9. Обобщение изученной информации (систематизация знаний по предмету, установление внутрепредметных и межпредметных связей).
В конкретных условиях в зависимости от цели учебного занятия эти звенья могут присутствовать не все, а иногда и не в строго перечисленной последовательности.