Социальное воспитание и социально-педагогическая мысль в России в IX–XX веках

Социальное воспитание в России появилось в 20 веке. Специфика семейного воспитания Др. Руси: Домострой, Стоглав (беспрекословное подчинение старшим, воспитание нравственности, добропорядочности, физич.развитие у мальчиков, скромность, целомудрие у девочек). Особенности: наглядность, передача ЗУН, личностных качеств в процессе игровой и трудовой деятельности. Раннее трудовое воспитание в зависимости от пола и возраста ребенка (дарили игрушки, которые копировали взрослые орудия труда).

Существует 2 противоположных мнения:

- воспитание без физического наказания невозможно

- до определенного возраста ребенка наказывать нельзя

С 9 века в нашем государстве начинает складываться система помощи обездоленным детям (церковь, открытие богаделен, помощь частных лиц)

С середины 19 века на территории рос. империи существует большое количество благотворительных учреждений, детских приютов, сиротских домов, бесплатных столовых.

В нач. 20 в. Появляется социальная педагогика. Решается несколько вопросов:

1 Дискуссии о цели воспитания:

Первая точка зрения – Крупская, Луначарский. Считали, что цель воспитания зависит от общественного строя: формирование человека с коммунистическими взглядами.

Вторая точка зрения - Шатский, Зеньковский: цель воспитания определяется природой человека, его возможностями, потребностями, а не полит. Курсом страны.

2 Влияние социальной среды на формирование личности ребенка. 2 т.з:

Блонский – основное влияние на формирование личности оказывает биологический фактор (гены). Среда практич. Не оказывает.

Шульгин, Шатский, Венцель: Человек развивается в обществе среди других людей, значит соцю среда оказывает влияние на формирование личности. Осн. Задача школы – снизить негативное и повысить позитивное влияние среды.

В 30 годы Блонский скорректировал свое мнение и факторы среды рассматривал как равнозначные.

После октябрьской революции в стране формируется система социальной защиты детства: детские дома, дома престарелых для трудновоспитуемых и беспризорных.

В 20 годы появл. Первые советские общественные организации, которые пытались решить проблемы детства: «Детский фонд имени Ленина», «Друг детей», «Ядра» - защита прав детей.

33. Семья как институт социализации

Семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной отвтственностью и взаимопомощью, в ней вырабатывается совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой.

Сущность семьи – важнейший институт социализации подрастающих поколений. Являет собой персональную среду жизни и развития подрастающих поколений, качество которой определяется рядом параметров:

- демографический – структура семьи (большая, включая других родственников, нуклеарная – родители и дети; полная, неполная; однодетная, мало- или многодетная)

- социально-культурный – образовательный уровень родителей, их участие в жизни общества.

- имущественно-экономический – имущ.характеристики и занятость родителей на работе.

- технико-гигиенический – особенности образа жизни, условия проживания, оборудованность.

Особенности современной семьи.

Современная семья существенно отличается от семьи прошлых времен не только экономической функцией, но и изменением эмоционально-психологических функций (большая привязанность, глубина эмоциональных отношений) Дети – главная ценность жизни. Проблемы:

1. Однодетность семей, проживание отдельно

2. Разделение мужского и женского труда сведено к минимуму

3. Повышение уровня ожиданий супругов друг к другу

4. Проблемные отношения детей и родителей

Социализирующие функции семьи

1. Физическое и эмоциональное развитие человека

2. Формирование психологического пола ребенка (половая типизация)

3. Умственное развитие ребенка

4. Овладение социальными нормами

5. Формирование ценностных ориентаций

6. Социальное развитие

Семейное воспитание – более или менее осознаваемые условия по взращиванию ребенка, предпринимаемые старшими членами семьи, которые направлены на то, чтобы младшие члены семьи соответствовали имеющимся у старших представлениям о том, каким должен быть и стать ребенок.

Содержание, характер и результаты семейного воспитания зависят от ряда характеристик:

– от личностных ресурсов (состав семьи – один или оба родителя, сиблинги, родственники; состояние здоровья, образование, увлечения, вкусы, ценностные ориентации, отношение старших к младшим).

- целей воспитания (привитие гигиенических навыков, бытовых умений, культуры общения, физическое, интеллектуальное, личностное развитие; культивирование индивидуализма, жестокости, нетерпимости).

- стиль воспитания – типичная система приемов и характер взаимодействия с младшими:

Авторитарный – стремление старших максимально подчинить своему влиянию младших, пресекать инициативу, жестко добиваться выполнения всех требований, контроль поведения, интересов, желаний.

Демократический – стремление старших установить теплые отношения с младшими, привлекать к решению проблем, поощрять инициативу.

Наши рекомендации