Методика проведения психолого-педагогического исследования

Вопросы для обсуждения:

1. Замысел, структура и логика проведения психолого-педагогического исследования, вариативность его построения.

2. Этапы экспериментального психолого-педагогического исследования.

3. Основные методологические характеристики психолого-педагогического исследования.

4. Разработка методики проведения исследования.

5. Критерии оценки полученных данных, их качественный и математический анализ.

6. Формулирование практических рекомендаций.

Литература:

Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. – М., 1982.

Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педа-гогического исследования. – М., 2001.

Немов Р.С. Психология: в 3-х т. Т. 3-й. – М., 1995.

Образцов П.И. Методы и методология психолого-педагогического исследования. – СПб.: Питер, 2004.

Скалкова Я. Методология и методы педагогических исследований. – М., 1989.

Семинар 5

Методы математической статистики

В психолого-педагогическом исследовании

Вопросы для обсуждения:

1. Проблема измерения психологических и педагогических явлений.

2. Основные понятия математической статистики.

3. Статистическая обработка данных в психолого-педагогическом исследовании. Основные методы математической статистики.

4. Понятие корреляции в статистике, ее модификации в психологии и педагогике.

5. Способы представления результатов исследования.

Литература:

Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педа-гогического исследования. – М., 2001.

Немов Р.С. Психология: в 3-х т. Т. 3-й. – М., 1995.

Образцов П.И. Методы и методология психолого-педагогического исследования. – СПб.: Питер, 2004.

Семинар 6

Оформление результатов научного труда

Вопросы для обсуждения:

1. Основные требования к содержанию, логике и методике изложения исследовательского материала.

2. Интерпретация и апробация результатов психолого-педагогического исследования.

3. Характеристика основных видов представления результатов исследования.

4. Требования к оформлению курсовой и выпускной квалификационных работ.

Литература:

Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педа-гогического исследования.

Немов Р.С. Психология: в 3-х т. Т. 3-й. – М., 1995.

Образцов П.И. Методы и методология психолого-педагогического исследования. – СПб.: Питер, 2004.

Семинар 7

Исследование воспитательного процесса

Вопросы для обсуждения:

1. Воспитанность как педагогическое понятие.

2. Критерии оценки воспитанности.

3. Изучение эффективности воспитательного процесса.

4. Методы и программа изучения личности воспитанника.

Литература:

Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации/Под ред. Е.Н.Степанова. – М., 2001.

Монахов Н.И. Изучение эффективности воспитания: теория и методика/опыт экспериментального исследовании – М.: Педагогика, 1981.

Немов Р.С. Психология: в 3-х т. Т. 3-й. – М., 1995.

Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. Под ред. П.И.Пидкасистого. – М.: Российское педагогическое агентство, 1996.

Подласый И.П. Педагогика. В 2-х кн. – М., 1999.

Сокольников Ю.П. Системный анализ воспитания школьников. – М.: Педагогика, 1986.

Справочники по психологической и педагогической диагностике.

Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. – М., 1988.

Щуркова Н.Е. Классное руководство. Настольная книга учителя. – М., 2000.

Щуркова Н.Е. Классное руководство: рабочие диагностики. – М., 2001.

Семинар 8

Изучение малых групп различных видов

Вопросы для обсуждения:

1. Программа изучения ученического коллектива.

2. Методы исследования коллектива.

3. Программа изучения семьи.

4. Методы изучения семейных отношений.

Литература:

Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации/Под ред. Е.Н.Степанова. – М., 2001.

Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М., 1999.

Немов Р.С. Психология: в 3-х т. Т. 3-й. – М., 1995.

Справочники по психологической и педагогической диагностике.

Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. – М., 1988.

Щуркова Н.Е. Классное руководство. Настольная книга учителя. – М., 2000.

Щуркова Н.Е. Классное руководство: рабочие диагностики. – М., 2001.

Семинар 9

Педагогическая и методологическая культура

И мастерство исследователя

Вопросы для обсуждения:

1. Профессионально-значимые личностные качества педагога-исследователя.

2. Педагогическое мастерство исследователя

3. Творчество и новаторство в работе педагога-исследователя.

4. Рефлексия педагога-исследователя в системе его научной и практической деятельности.

5. Научная добросовестность и этика, искусство общения и культура поведения педагога-исследователя.

6. Методологическая культура исследователя.

Литература:

Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педа-гогического исследования. – М., 2001.

Немов Р.С. Психология: в 3-х т. Т. 3-й. – М., 1995.

Образцов П.И. Методы и методология психолого-педагогического исследования. – СПб.: Питер, 2004.

Содержание лабораторных занятий

Занятие 1.

Освоение различных видов метода наблюдения: включенное, внешнее, стандартизированное, не стандартизированное и др.

Занятие 2.

Разработка студентами программы наблюдения, опробование ее с последующим обсуждением результатов.

Разработка студентами методики проведения эксперимента (с последующим проведением его в течение семестра).

Занятие 3.

Освоение метода опроса в виде беседы, интервью, анкетирования.

Правила «эмпатического слушания». Разработка студентами содержания беседы, практическое осуществление процедуры беседы с последующим оформлением полученных результатов.

Разработка студентами психолого-педагогической анкеты и инструкции к ее применению. Разработка содержания вопросов интервью.

Занятие 4.

Организация и проведение студентами метода тестирования. Освоение проективных и психосемантических методик.

Занятие 5.

Освоение методов анализа результатов деятельности, метода изучения педагогической документации, контент-анализа, изучения передового педагогического опыта.

Занятие 6.

Овладение студентами умением выделять основные методологические характеристики: актуальность, проблема, тема, объект исследования, его предмет, цель, задачи, гипотеза, новизна, значение для науки, практическое значение.

Занятие 7.

Использование методов математической статистики для обработки данных психолого-педагогического исследования.

Обсуждение результатов проведенного студентами экспериментального исследования.

Приложение 2

Наши рекомендации