Методика проведения психолого-педагогического исследования
Вопросы для обсуждения:
1. Замысел, структура и логика проведения психолого-педагогического исследования, вариативность его построения.
2. Этапы экспериментального психолого-педагогического исследования.
3. Основные методологические характеристики психолого-педагогического исследования.
4. Разработка методики проведения исследования.
5. Критерии оценки полученных данных, их качественный и математический анализ.
6. Формулирование практических рекомендаций.
Литература:
Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. – М., 1982.
Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педа-гогического исследования. – М., 2001.
Немов Р.С. Психология: в 3-х т. Т. 3-й. – М., 1995.
Образцов П.И. Методы и методология психолого-педагогического исследования. – СПб.: Питер, 2004.
Скалкова Я. Методология и методы педагогических исследований. – М., 1989.
Семинар 5
Методы математической статистики
В психолого-педагогическом исследовании
Вопросы для обсуждения:
1. Проблема измерения психологических и педагогических явлений.
2. Основные понятия математической статистики.
3. Статистическая обработка данных в психолого-педагогическом исследовании. Основные методы математической статистики.
4. Понятие корреляции в статистике, ее модификации в психологии и педагогике.
5. Способы представления результатов исследования.
Литература:
Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педа-гогического исследования. – М., 2001.
Немов Р.С. Психология: в 3-х т. Т. 3-й. – М., 1995.
Образцов П.И. Методы и методология психолого-педагогического исследования. – СПб.: Питер, 2004.
Семинар 6
Оформление результатов научного труда
Вопросы для обсуждения:
1. Основные требования к содержанию, логике и методике изложения исследовательского материала.
2. Интерпретация и апробация результатов психолого-педагогического исследования.
3. Характеристика основных видов представления результатов исследования.
4. Требования к оформлению курсовой и выпускной квалификационных работ.
Литература:
Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педа-гогического исследования.
Немов Р.С. Психология: в 3-х т. Т. 3-й. – М., 1995.
Образцов П.И. Методы и методология психолого-педагогического исследования. – СПб.: Питер, 2004.
Семинар 7
Исследование воспитательного процесса
Вопросы для обсуждения:
1. Воспитанность как педагогическое понятие.
2. Критерии оценки воспитанности.
3. Изучение эффективности воспитательного процесса.
4. Методы и программа изучения личности воспитанника.
Литература:
Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации/Под ред. Е.Н.Степанова. – М., 2001.
Монахов Н.И. Изучение эффективности воспитания: теория и методика/опыт экспериментального исследовании – М.: Педагогика, 1981.
Немов Р.С. Психология: в 3-х т. Т. 3-й. – М., 1995.
Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. Под ред. П.И.Пидкасистого. – М.: Российское педагогическое агентство, 1996.
Подласый И.П. Педагогика. В 2-х кн. – М., 1999.
Сокольников Ю.П. Системный анализ воспитания школьников. – М.: Педагогика, 1986.
Справочники по психологической и педагогической диагностике.
Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. – М., 1988.
Щуркова Н.Е. Классное руководство. Настольная книга учителя. – М., 2000.
Щуркова Н.Е. Классное руководство: рабочие диагностики. – М., 2001.
Семинар 8
Изучение малых групп различных видов
Вопросы для обсуждения:
1. Программа изучения ученического коллектива.
2. Методы исследования коллектива.
3. Программа изучения семьи.
4. Методы изучения семейных отношений.
Литература:
Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации/Под ред. Е.Н.Степанова. – М., 2001.
Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М., 1999.
Немов Р.С. Психология: в 3-х т. Т. 3-й. – М., 1995.
Справочники по психологической и педагогической диагностике.
Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. – М., 1988.
Щуркова Н.Е. Классное руководство. Настольная книга учителя. – М., 2000.
Щуркова Н.Е. Классное руководство: рабочие диагностики. – М., 2001.
Семинар 9
Педагогическая и методологическая культура
И мастерство исследователя
Вопросы для обсуждения:
1. Профессионально-значимые личностные качества педагога-исследователя.
2. Педагогическое мастерство исследователя
3. Творчество и новаторство в работе педагога-исследователя.
4. Рефлексия педагога-исследователя в системе его научной и практической деятельности.
5. Научная добросовестность и этика, искусство общения и культура поведения педагога-исследователя.
6. Методологическая культура исследователя.
Литература:
Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педа-гогического исследования. – М., 2001.
Немов Р.С. Психология: в 3-х т. Т. 3-й. – М., 1995.
Образцов П.И. Методы и методология психолого-педагогического исследования. – СПб.: Питер, 2004.
Содержание лабораторных занятий
Занятие 1.
Освоение различных видов метода наблюдения: включенное, внешнее, стандартизированное, не стандартизированное и др.
Занятие 2.
Разработка студентами программы наблюдения, опробование ее с последующим обсуждением результатов.
Разработка студентами методики проведения эксперимента (с последующим проведением его в течение семестра).
Занятие 3.
Освоение метода опроса в виде беседы, интервью, анкетирования.
Правила «эмпатического слушания». Разработка студентами содержания беседы, практическое осуществление процедуры беседы с последующим оформлением полученных результатов.
Разработка студентами психолого-педагогической анкеты и инструкции к ее применению. Разработка содержания вопросов интервью.
Занятие 4.
Организация и проведение студентами метода тестирования. Освоение проективных и психосемантических методик.
Занятие 5.
Освоение методов анализа результатов деятельности, метода изучения педагогической документации, контент-анализа, изучения передового педагогического опыта.
Занятие 6.
Овладение студентами умением выделять основные методологические характеристики: актуальность, проблема, тема, объект исследования, его предмет, цель, задачи, гипотеза, новизна, значение для науки, практическое значение.
Занятие 7.
Использование методов математической статистики для обработки данных психолого-педагогического исследования.
Обсуждение результатов проведенного студентами экспериментального исследования.
Приложение 2