Методика проведения психолого-педагогического исследования

Замысел исследования – это основная идея, которая связывает воедино все элементы исследования, определяет организацию и порядок проведения исследования, его этапы. Основную работу по разработке замысла и логики исследования необходимо проделать в начале работы, опираясь на метод моделирования конечного результата.

На первом этапе обычно выбираются проблема и тема, определяются объект и предмет, цели и задачи исследования, а также разрабатывается гипотеза исследования.

Для проведения исследования важно четко определить в какой области психологии будет вестись исследовательская работа.

Необходимо начать работу с изучения того, что уже исследовано в этой области. Нельзя ограничиваться простым перечислением фамилий ученых, необходимо провести качественный анализ, дать собственную оценку их научных концепций. Выполняя анализ, дать собственную оценку их научных концепций. Выполняя эту работу, особое внимание целесообразно обратить на основные понятия, которые будут использоваться в исследовании.

Проблема исследования понимается как категория, означающая нечто еще не известное науке, то, что предстоит открыть, доказать. Для этого требуется выяснить, что именно неизвестно, что надо доказать, какие научные знания для этого необходимы. Исследователь должен быть убежден, что начинает работу на действительно неизведанном «поле» научного поиска.

Проблема в ее характерных чертах отражается в теме исследования. Ее актуальность определяется приоритетностью (злободневностью), научной значимостью, перспективностью и неразработанностью. Разумеется, начинающий исследователь часто не обладает достаточным кругозором для безошибочного определения темы. В этом случае он руководствуется требованиями государственных нормативных документов, в которых определяются приоритетные участки научных изысканий. Выбрать и сформулировать тему исследования помогают также консультации с научным руководителем, учеными, педагогами, педагогами-практиками.

Большую помощь исследователю может оказать анализ пограничных проблем науки.

Окончательно формулировать тему научной работы целесообразно после того, как собрана уже основная часть исследовательского материала. Нередко рабочее название темы впоследствии существенно уточняется в зависимости от выявленной сути научной проблемы.

Дальнейший процесс исследования предполагает определение его объекта и предмета.

В психолого-педагогических исследованиях в качестве объектавыступает та совокупность связей и отношений, свойств, которая служит источником необходимой для исследования информации. Предмет исследования более конкретен. Он включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе. В каждом объекте можно выделить несколько предметов исследования.

Исходя из темы и проблемы, объекта и предмета определяются цель и задачи исследования. Цель формулируется кратко и предельно точно, выражая то основное, что намеревается сделать исследователь.

Цель конкретизируется и развивается в задачах исследования – «ступеньках», пройдя по которым можно достичь намеченной цели.

Гипотеза – научное предположение.

Формирование гипотезы – сложный процесс. Здесь многое зависит от способностей исследователя, таких его качеств как творческое мышление, интуиция.

ОПРОСНЫЕ МЕТОДЫ

Методы опроса представляют собой письменные или устные, непосредственные или опосредованные обращения исследователя к респондентам с вопросами, содержание ответов на которые раскрывает отдельные стороны изучаемой проблемы. К этим методам прибегают в тех случаях, когда источником необходимой информации становятся люди – непосредственные участники изучаемых процессов и явлений. С помощью методов опроса можно получить информацию как о событиях и фактах, так и о мнениях, оценках, предпочтениях опрашиваемых.

Значение методов опроса в психологии и педагогике тем больше, чем слабее обеспеченность изучаемой сферы (психолого-педагогические процессы и явления) исследовательской информацией и чем менее эта сфера доступна непосредственному наблюдению. Вместе с тем методы опроса не универсальны. Наиболее плодотворно они используются в сочетании с другими методами психолого-педагогического исследования.

Широкое применение метода опроса объясняется тем, что информация, получаемая от респондентов, чаще богаче и подробнее, чем та, которую можно получить с использование других методов. Она легко поддается обработке, получить ее можно сравнительно оперативно и дешево.

Среди недостатков метода опроса можно указать следующие:

· субъективность получаемой информации: респонденты нередко склонны переоценивать значение некоторых фактов или явлений, своей роли в них;

· искажение информации, которое может происходить за счет методических ошибок при составлении инструментария исследования, определении выборочной совокупности (выборки), интерпретации данных.

Методы опроса в психолого-педагогических исследованиях применяются в следующих формах: в виде интервью (устного опроса), анкетирования (письменного опроса), экспертного опроса, тестирования (со стандартизированными формами оценки результатов опроса), а также с использованием социометрии, позволяющей выявлять межличностные отношения в группе людей. Кратко охарактеризуем каждый из указанных методов.

БЕСЕДА

Беседа –метод сбора фактов о психических явлениях в процессе личного общения по специально составленной программе.

Беседа – один из основных методов психологии и педагогики, который предполагает получение информации об изучаемом явлении в логической форме, как от исследуемой личности, членов изучаемой группы, так и от окружающих людей.

Метод беседы применяется:

а) при изучении личности ребенка, его прошлой жизни, домашней обстановки, его родителей, товарищей, его интересов и т.д.;

б) при применении других методов исследования для получения дополнительных данных (подтверждение, уточнение того, что было выявлено);

в) при первоначальном знакомстве, когда начинается какое-либо исследование.

Научная ценность метода заключается в установлении личного контакта с объектом исследования, возможности получить данные оперативно, уточнить их в виде собеседования.

Беседа может быть: стандартизированная (точно сформулированные вопросы, которые задаются всем опрашиваемым) и нестандартизированная (вопросы ставятся в свободной форме). Каждая беседа должна иметь четко сформулированную цель и план ее проведения.

Успешность беседы зависит:

а) от степени ее подготовленности (наличие цели, плана беседы, учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, учета условий, места проведения и т. д.).

б) от искренности даваемых ответов (наличие доверительности, такта исследования, соблюдения требований воспитательного процесса, правильности постановки поддерживающих беседу вопросов и вопросов, связанных с целью беседы и т. д.).

Требования к организации беседы:

1. Сформулировать цель беседы.

2. Составить план.

3. Подготовить «поддерживающие» вопросы.

4. Определить способы регистрации (магнитофон, бланки записи, кодировка ответов, условные обозначения).

5. Создать благоприятную обстановку (место, время и т. д.).

6. Обеспечить наличие контакта, атмосферу доверия.

7. Уметь владеть собой (педагогический такт).

8. Следить за поведением собеседника, его мимикой, эмоциональными реакциями и особенностями речи.

9. Фиксировать результаты беседы.

При формулировке и постановке вопросов:

Предпочитать вопросы:

· в косвенной форме;

· краткие, максимально понятные собеседнику;

· достижение определенной цели каждым вопросом.

Избегать:

· ставить вопрос в «лоб»;

· малораспространенных слов, слов с двойным значением;

· формулировок, на которые могут быть шаблонные ответы;

· формулировок, внушающих определенные ответы.

Наши рекомендации