Методология и логика практической педагогической деятельности
Одной из важнейших проблем, требующих разрешения при освоении педагогических знаний, является осмысление соотношения педагогической науки и практики. Это особенно важно в связи со значительным расширением в современных условиях областей проявлений педагогической практики, явным усилением педагогизации(проявления, учета и реализации педагогических аспектов) различных сфер человеческой деятельности и общения.
Различение педагогики как теоретической науки и практической педагогической деятельности, педагогической практики как своего рода технологии искусства рассматривалось уже в исследованиях выдающихся ученых-педагогов прошлого.
К. Д. Ушинский (1824-1870) в предисловии к книге «Человек как предмет воспитания» подчеркивал: «Педагогика – не наука, а искусство: самое обширное, сложное, самое высокое и самое необходимое из всех искусств. Искусство воспитания опирается на науку. Как искусство сложное и обширное, оно опирается на множество обширных и сложных наук; как искусство, оно, кроме знаний, требует способности и наклонности, и, как искусство же, оно стремиться к идеалу, вечно достигаемому и никогда вполне не достижимому: к идеалу совершенного человека»
В XX в. педагогика уже не соглашалась с почетным местом в ряду искусств. Миллионы педагогов успешно решали проблемы воспитания, обучения, все больше опираясь не на полет фантазии, а на научные разработки и рационально обоснованные технологии.
На необходимость умений, таланта и теоретических знаний то есть в виде теоретической науки, может существовать педагогика».
Такой же точки зрения придерживался и А. С. Макаренко (1888-1939). Он считал, что в основе педагогического мастерства лежит глубокая овладение теоретическими знаниями, вдумчивая и старательное отношение к делу воспитания и творческое усвоение лучших образцов воспитательной деятельности.
Сегодня уже не подвергается сомнению научный статус педагогики. Спор перешел в плоскость соотношения науки педагогической практики. Слишком неоднозначными оказываются реальные достижения педагогов: в одном случае они обусловлены глубокими знаниями и умелым применением педагогической теории, в другом - успех приносят высокое личное мастерство педагога, искусство педагогического воздействия и взаимодействии, чутье и интуиция. Не всегда есть согласованность и между педагогической теории и практикой. Следует учитывать и то, что развитие педагогической науки автоматически не обеспечивает качество воспитания и обучения. Необходимо, чтобы теория преобразовывалась в педагогические технологии.
Важно отметить, что в настоящее время педагогика быстро прогрессирует. В последние десятилетия достигнуты ощутимые успехи в ряде ее областей, прежде свего в разработке новых технологий обучения. В образовательной практике все более широко используются новые информационные технологии, новые научные разработки.
В целом следует признать. Что педагогика как сложная социальное явление выступает в единстве двух статусов – как наука и практика обучения и воспитания. Второй ее статус может находить конкретное проявление в нормативной науки или в форме искусства.
Педагогическая практика в современных условиях значительно расширяется и проявляется в следующих формах: ученичества, воспитания, перевоспитания, общего образования, дополнительного образования, профессионально-технического образования, профессионального образования, производственного и внутрифирменного обучения, подготовки, после вузовского образования, повышение квалификации и переподготовки кадров, непрерывного образования, образования взрослых, просветительской и социально-культурной деятельности.
Педагогические аспекты (компоненты) присутствуют в социальной работе, пропаганде, агитации, рекламе, психологической работе, управлении на всех его уровнях и, по большому счету, в деятельности широкого круга современных специалистов, прежде всего, связанных с общением, взаимодействием, подготовкой и организацией деятельности других людей.
Рассматривая педагогику как науку и практику, следует учитывать ее связь с так называемой народной педагогикой, или этнопедагогикой. Этнопедагогика представляет собой своеобразный свод правил и нормативов, стихи на сложившихся в течении длительного периода истории в тех или иных геополитических и социально-экономических условиях, той или иной социальной общности. Она тесно связана с историей народов. Их культурой, ценностями и идеалами и отображает богатейший опыт сосуществования поколений, их традиции и преемственности. Народная педагогика является первичной для каждого человека. Она находит применение в любой семье. Наши предки выхаживали, растили, учили и воспитывали детей, не обладая знаниями педагогической науки с собственном ее смысле слова.
Таким образом, освоение педагогических знаний связано с усвоением основ педагогики, ее отраслей и основных понятий, которые указывают на определенный класс близких по сущности педагогических явлений и составляют предмет педагогики. Как неглубоко проникают различные науки о человеке в отдельные аспекты развития и формирования личности, ни одна из них всесторонне не раскрывает сущности и закономерности воспитания, обучения, образования в целом, в единстве теоретических и методических основ. Эту сложнейшую проблему решает педагогика и переводит ее в область практического осуществления. Творческая переработка в педагогике идей других наук о человеке имеет особенно большее значение для методологии практической педагогической деятельности.