Вопрос 3 ведущие тенденции современного образования. Концепция модернизации российского образования
Глобализация образования определяется тем, что образование и общество неотделимы друг от друга. Образование имеет приоритетную значимость для развития для человеческой цивилизации и каждого отдельно взятого человека. Сфера образования призвана корректировать свои приоритеты и ценности с учетом не только актуальных и перспективных запросов и человека, и общества. Только в глобальном масштабе возможно решение основных научно-технических задач современности и осуществление стратегии развития человеческого общества на Земле.
Фундаментализация образования, т.е. глубина и основательность, вызвана ростом объема информации, ее обновлением в течение двух-трех лет. Фундаментализация образования признана в качестве ведущей тенденции во многих странах мира. Задачи данной области: введение цикла общих гуманитарных дисциплин в естественнонаучное и техническое образование; создание интегральных междисциплинарных курсов (базы для формирования общей и профессиональной культуры личности; преодоление противоречия между фундаментальным образованием и профессиональным обучением при безусловном приоритете фундаментальных знаний.
Гуманизация образования - это создание комфортных условий для всестороннего, гармонического развития личности в образовательном процессе. Понятия гуманитаризации и гуманизации часто отождествляют. Гуманитаризировать образование – означает выявить личностный смысл при изучении учебных дисциплин как гуманитарного, так и естественнонаучного направлений, сделать его личностно ориентированным и личностно значимым. Гуманитаризация образования внедряется через изменение соотношения учебных курсов, усиление общекультурной составляющей при углубляющемся процессе сокращения часов на изучение математических и естественнонаучных дисциплин. Гуманитаризация образования не определяется алгебраической суммой полученных знаний и сформированных умений, а характеризуется стилем мышления человека, пониманием своих взаимосвязей с природой, окружающей действительностью.
Технологизация образовательного процесса предполагает внедрение в образование современных информационных технологий, повсеместную компьютеризацию. Будущее образование – это образование со все большой долей участия компьютера. В образовательный процесс приходит компьютика, наука о совместной деятельности преподавателя и компьютера.
Стандартизация образования выполняет двойную функцию: придание некоторого однообразия и разработку такого содержания образования, которое удовлетворяло бы образовательному стандарту, Который определяет требования к образованности человека.
Общество - это воспитательная система, которая формирует человека во всех отношениях. Общество делится на классы и социальные слои, их взаимосвязи и зависимости между собой. Влияет на человека через социальные институты семьи, образования (детские учреждения, школа, ПТУ, вузы), политические институты, средства массовой информации. Система сохранилась, т.к. общество находит возможность все это оставить.
Воспитательные функции государства:
• создание условий (правовых, экономических, материальных, культурных, психологических и др.) для подготовки подрастающего поколения к различным видам и формам труда;
• определение конечных целей развития и воспитания подрастающего поколения;
• социализация человека;
• защита подрастающего поколения от негативного влияния среды и отдельных людей, нарушающих нормы и
требования общества.
Реализуя эти воспитательные функции, государство выделяет средства на воспитание, организует подготовку кадров, строительство соответствующих учреждений.
Образование выступает как средство воспитания. Средство, как инструмент, развивается. Пример: СИПИ-УГППУ.
Народное образование - совокупность образовательно-воспитательных учреждений страны - одна из крупнейших государственных воспитательных систем.
Принципы - государственной политики в области образования.
(основные тенденции)
1. Гуманистический характер (все во имя человека) - приоритет общечеловеческих ценностей, свободного развития личности, здоровья человека, воспитание гражданственности и любви к Родине.
2. Защита национальных культур и национальных традиций в условиях многонационального гасударства.
3. Общедоступность образования.
4. Светскость,(роль государства)
5. Свобода и плюрализм образования (возможность выбора образования)
6. Демократический, государственно-общественннный характер управления в образовании, автономность образовательных учреждений (в пределах своего заведения могу делать "что хочу": устав, ввод новых курсов, связи с другими заведениями).
Перестройка..
1. Появились педагоги-новаторы (Волковы, Ильина, Шаталов).
2. Основы разработки модульного подхода к образованию,
3. Появились новые технические (и гуманитарные) учреждения: лицеи, колледжи, академии.
4. Учащиеся получают после обучения сертификаты, соответствующие определенному стандарту.
Под образованием в Законе от 10.06.93 понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания интересов личности, общества и государства, сопровождающимся констатацией достижения гражданином определенных государством образовательных уровней.
Под получением гражданином образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, который удостоверяется соответствующим документом.
Система образования в России представляет собой совокупность компонентов системы образовательных программ и образовательных государственных стандартов в различных учреждениях, организациях в системах управления образованием и подведомственным им учреждениям. Образовательные программы - общеобразовательные и профессиональные.
Тенденции - это основополагающие моменты : 1. Уменьшение количества учебных заведений ПО. Реорганизуется система ПТО; 2. Передача ПО на производства; 3. Более универсальное образование (широкая специализация); 4. Усложняется технология, поэтому усложняется подготовка; 5. Переход к платному образованию. Понятия проф. педагогики :
Производительные силы t (рабочий)работник + Профессия (специальность) i Личностный (трудовой) потенциал + Профессиональное воспитание Профессиональное образование Профессиональное обучение + Профквалификация
Производительные силы - составная часть общественного способа производства, в которые входят субъекты труда (люди) и объекты труда (средства и предметы труда)
Работник - человек, нанявшийся на производство и осуществляющий производительный труд, живущий за счет оплаты.
Рабочий - работник, выполняющий труд, требующий начальное проф. образование. Рабочий и работник представляют производительные силы.
Профессия - род трудовой деятельности, требующий специальной подготовки.
Специальность - вид трудовой деятельности в рамках одной профессии.
Личностный потенциал - степень его общего и профессионального развития, определяющая успешность совершения трудовой деятельности определенной профессии.
Проф. квалификация - ступени профессиональной подготовленности рабочего к выполнению того или иного вида труда.