Развитие общеобразовательной школы
Потребность в квалифицированных кадрах для различных отраслей промышленности в целях осуществления намеченных экономических изменений способствовала пересмотру в 1930-е гг. целого комплекса вопросов организации народного просвещения. Прежде всего, это вопросы пересмотра структуры средней школы, содержания и методов общего и политехнического образования, повышения роли учителя в обучении, восстановления ряда общеобразовательных дисциплин, издание единообразных учебных планов, программ, школьных учебников и др.
По результатам II Всесоюзного партийного совещания по вопросам народного просвещения (1930) было принято постановление «О всеобщем обязательном начальном обучении» детей 8-10 лет и подростков 11-15 лет, не получивших начального образования. Все последующие постановления, а так же меры по их реализации, были направлены на достижение всеобщего неполного среднего, а затем и полного среднего образования. Помимо общего образования, на одно из первых мест, как и в 20-е гг., выдвигалась задача политического воспитания в духе марксистско-ленинской идеологии, являвшейся господствующей вплоть до начала 1990-х гг.
В постановлении ЦК ВКП (б) от 25 августа 1932 года «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе» дано указание о развертывании десятилетней общеобразовательной политехнической школы и положено таким образом начало унификации всей системы образования на территории СССР. Существовавшая в Украинской и Белорусской ССР школьная система (семилетняя общеобразовательная школа — профшкола — техникум — вуз, причем техникум был не средним профессиональным, а высшим учебным заведением узкой специализации) и отличавшаяся от действовавшей на территории РСФСР, была ликвидирована. Во всех республиках СССР установилась единая школьная система с небольшими особенностями для отдельных республик. Несколько позже, в 1934 году, постановлением ЦК ВКП (б) и Совета Народных Комиссаров СССР «О структуре начальной и средней школы в СССР » эта система была уточнена: существовавшие раньше различные типы семилетней и десятилетней школы (ФЗС – фабрично-заводская семилетка, ШКМ – школа колхозной молодежи и др.) были унифицированы. Школьная система установлена в следующем виде: четырехлетняя начальная школа с I–IV классами; семилетняя (неполная средняя) школа с I–VII классами и десятилетняя средняя школа с I–X классами. Существовавшие ранее «группы» учащихся переименованы в классы.
С целью повышения авторитета руководителя школы и введения единоначалия вместо прежнего «заведующего школой» в неполной средней и средней школах была введена должность директора школы. Было определено, что директорами неполных средних и средних школ могут быть назначены лишь педагоги, окончившие высшие учебные заведения и имеющие не менее трех лет стажа педагогической работы.
В 1935 году по решению ЦК ВКП (б) и Совета Народных Комиссаров СССР было принято постановление «Об организации учебной работы и внутреннем распорядке в начальной, неполной средней и средней школе», в котором был отмечен ряд недостатков работы общеобразовательной школы: не вполне удовлетворительный уровень знаний учащихся, неправильное проведение некоторыми учителями урока, перегрузка учащихся домашними заданиями, которые давались без достаточного разъяснения и предварительной проработки учебного материала в классе и т.п. В связи с этими и рядом других отмеченных недостатков были даны конкретные указания, направленные на улучшение организации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе. В частности, началом учебного года во всех союзных республиках СССР было установлено 1 сентября, определено деление учебного года на четверти, конкретные сроки окончания учебного года и т.п.
Изменение структуры общеобразовательной школы потребовало пересмотра содержания учебных планов и программ. Эти меры были определены и разъяснены в постановлении ЦК ВКП(б) «Об учебных программах в режиме в начальной и средней школе» (1932). Уже в середине 1931/1932 учебного года были введены пробные учебные планы и программы для образовательной школы, построенные по предметному принципу и направленные таким образом на обеспечение целенаправленного и систематического усвоения учащимися основ наук. По окончании учебного года от научных работников, руководителей образования, учителей были собраны замечания и рекомендации по улучшению содержания и структуры учебных планов и программ, а Народному Комиссариату просвещения было предложено на основе этих замечаний и рекомендаций переработать учебные планы и программы к 1 января 1933 г. таким образом, чтобы «обеспечить действительное, прочное и систематическое усвоение детьми основ наук».
В 1935 г. Народный комиссариат просвещения опубликовал новые учебные планы.Преобладающее число часов отводилось по ним на изучение родного языка, литературы, математики, естествознанию, истории и географии. Курс истории партии в X классе был заменен курсом гражданской истории, введенной в учебные планы в 1933 г., а в 1936/37 учебном году в качестве самостоятельного учебного предмета было введено изучение Конституции СССР. В новых учебных планах сокращалось число часов на преподавание труда до 1 часа в неделю, а в 1937 году он был исключен из нового учебного плана общеобразовательной школы. Так же было сокращено время на изучение обществоведческих дисциплин.
С переходом на новые учебные планы основной формой организации обучения был признан урок продолжительностью 45 минут. Все учебные занятия должны были проходить по утвержденному расписанию, с постоянным составом учащихся.
В течение 1933-1935 гг. проводилась значительная работа по унификации структуры и содержания школьных учебных программРСФСР и союзных республик. Эта мера рассматривалась, в первую очередь, как важный этап подготовки к переходу на всеобщее обязательное семилетнее, а в дальнейшем и среднее образование.
При подготовке новых учебных программ особое внимание уделялось устранению перегрузки их второстепенным учебным материалом, а так же созданию благоприятных условий для установления межпредметных связей. Стабильные программы были подготовлены к 1935/36 учебному году, и действовали в дальнейшем без существенных изменений до начала 1950-х гг.
Важным условием реализации намеченных направлений реформирования школы было обеспечение процесса обучения стабильными учебниками. В специальном постановлении ЦК ВКП (б) «Об учебниках для начальной и средней школы» (1933) отмечалось, что «в настоящее время отсутствует в советской школе стабильный, общепринятый и удовлетворяющий требованиям науки учебник». Было дано указание в течение полугода подготовить пробные единые обязательные учебники по основным учебным предметам. Определялось, что каждый новый учебник должен будет утверждаться Коллегией Народного комиссариата просвещения после предварительного рассмотрения и без ее разрешения в учебник не могут вноситься никакие изменения. В то же время, республики, края и области имели право дополнять учебники отдельными пособиями и книгами для чтения, в которых раскрывались бы региональные и национальные особенности той или иной территории и ее населения. Свободная продажа учебников заменялась распределением их по школам.
Эти разъяснения были даны в постановлении ЦК ВКП(б) и СНК СССР «Об издании и продаже учебников для начальной, неполной средней и средней школы» (1935). В нем были сформулированы основные требования к учебникам: соответствие учебника идейно-теоретическому и методическому содержанию школьной программы; наличие в учебнике систематически изложенного, самого основного общеобразовательного материала, согласующегося с современным состоянием научного знания; длительность действия учебника; доступность, простота и ясность изложения, сочетающаяся с хорошим внешним оформлением (обложка, переплет, шрифт, рисунки, чертежи, таблицы и т. д.).
В целях дальнейшего совершенствования учебников Наркомпрос РСФСР при самом активном участии учителей вел большую работу по их проверке непосредственно в школе. Учебники анализировались по четырем основным аспектам: идеологическому, научно-теоретическому, языково-стилистическому, оформительско-иллюстративному. Материалы комиссии по изучению учебников Наркомпроса РСФСР и Центрального научно-исследовательского института педагогики представляют значительный интерес и в наши дни.
К составлению школьных учебников были привлечены крупнейшие ученые, представлявшие различные отрасли науки. В целях дополнения учебников и учебных пособий наглядным материалом и оборудованием был опубликован список-минимум учебного оборудования для начальной и средней школы.
Значительные трудности вызвала подготовка комплекта учебников по истории, включенной в учебные планы школ в 1933 г.Постановление «О преподавании гражданской истории в школах СССР» (1934) определило пути составления и пересмотра учебных программ по этому учебному предмету. Гражданская история как самостоятельный учебный предмет была включена в учебный план школы еще в 1933 году, а до этого преподавалось обществознание. В марте 1936 г. СНК СССР и ВКП (б) объявили всесоюзный конкурс на лучший школьный учебник по истории СССР. В итоге жюри конкурса одобрило «Краткий курс истории СССР» для 3-го и 4-го кл., составленного коллективом авторов под руководством профессора А.В. Шестакова.
Поскольку в это время для старших классов не было еще создано полноценного учебника истории, то учебник под редакцией А.В. Шестакова изучался в течение одного учебного года не только в начальных, но и в средних и старших классах. С учетом опыта создания учебника по элементарному курсу истории СССР развернулась интенсивная работа по созданию учебников истории для средней школы. Она была сосредоточена в Институте истории Академии наук СССР. В качестве авторов школьных учебников выступали видные ученые-историки А.В. Мишулин, Е.А. Косминский, А.В. Ефимов, В.М. Хвостов, К.В. Базилевич, С.В. Бахрушин, А.М. Панкратова, А.В. Фохт.
Довольно интенсивно происходил процесс упорядочения организации учебного процесса, структуры и методов обучения. В постановлении «Об организации учебной работы, внутреннем распорядке в начальной, неполной средней и средней школе» значительное внимание было уделено проблеме методов обучения. В частности, обосновывалась необходимость отказа от активно использовавшихся ранее «метода проектов» и лабораторно-бригадного метода, приводивших, как отмечалось, к снижению качества знаний и умений учащихся и к разрушению школы. Так же отмечалась ошибочность универсализации тех или иных методов и подчеркивалась необходимость творчески подходить учителю к отбору методов, сообразуясь с возрастом, уровнем знаний и умений учащихся, темой урока и т.д. Была раскрыта неправомерность деления методов на активные и пассивные. Активные (активно-трудовые) методы, по мнению их пропагандистов, обеспечивали максимум активности и творческой самодеятельности школьников. Это были методы: исследовательский с подразделением на экскурсионный и лабораторный; метод проектов, эвристический, метод разовых заданий. К пассивным относились методы готовых знаний, т. е. словесно-книжный, вопросно-ответный и т.п. Элементы «метода проектов» и лабораторного метода сохранились к середине 30-х гг. лишь в небольшом числе опытно-показательных школ.
Происходили изменения и в вопросах учета и контроля знаний и умений учащихся. В указанном выше постановлении было обращено особое внимание на необходимость изучения особенностей личности каждого ученика и проведения на этой основе индивидуального контроля его знаний и умений. Были введены в практику ранее отмененные проверочные испытания для всех учащихся по окончании учебного года. В 1933 г. вместо двухбалльной системы оценок – «удовлетворительно» и «неудовлетворительно» была введена четырехбалльная – «неудовлетворительно», «удовлетворительно», «хорошо» и «очень хорошо». Позднее, в 1944 году эта система стала пятибалльной. Так же впервые в советской школе законодательно подтверждался дидактический принцип руководящей роли учителя в процессе обучения.
В целом необходимо обратить внимание, что осмысление проблемы унификации системы образования в СССР, происходившей на протяжении 30-х гг., и проявлявшейся в создании единообразных учебных планов, программ, учебных пособий, в возвращении к твердому расписанию, предметному построению учебного курса, постоянному составу учащихся в классах, не должно происходить односторонне.
К положительным аспектам происходивших изменений следует отнести создание необходимых условий для перехода к обязательному 7-летнему, а затем и полному среднему образованию в СССР, что невозможно осуществить без создания единой системы образования в стране.
Отрицательной стороной явился сам принцип унификации, который неизбежно повлек за собой приоритет только одного подхода, одной идеи, что привело к отказу от других или к их замалчиванию. Так, например, национальные системы воспитания и образования, складывавшиеся в России на протяжении многих веков, оказались на долгие годы забытыми.
Следует обратить внимание и на то, что процесс унификации системы образования был характерным не только для Советского Союза. Во многих странах Запада, не только в нацистских государствах, но так же и в демократических, например, США и Англии, происходили аналогичные процессы.