Развитие общеобразовательной школы

На проходившем в 1958 г. внеочередном XXI съезде КПСС были предусмотрены важные мероприятия в области народного образования, подготовки кадров высшей квалификации для всех отраслей народного хозяйства, расширение сети культурных учреждений и создание больших возможностей удовлетворения материальных и культурных запросов советских людей.

В соответствии с решениями съезда Верховный Совет СССР принял 24 декабря 1958 г. закон “Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР”. Одним из его важнейших положений было введение в нашей стране всеобщего обязательного восьмилетнего образования. Большая работа, которую провели органы народного образования по реорганизации школьной сети и расстановке педагогических кадров, позволила уже к 1962/63 учебному году все семилетние школы реорганизовать в восьмилетние. Значительно усилилось политехническое направление полной средней школы (IX—XI классы); были предусмотрены меры по развитию школ для работающей молодежи. Особое внимание уделялось работе городских и сельских профессионально-технических училищ.

Принятая в 1961 г. на XXII съезде партии Программа КПСС поставила задачу перехода к всеобщему среднему образованию, что позволило бы значительно поднять общий культурный уровень всего советского народа. В Программе подчеркивалось, что “особое значение партия придает воспитанию подрастающего поколения .

В целях совершенствования школы в условиях развитого социализма ЦК КПСС и Совет Министров СССР издали 10 ноября 1966 г. постановление “О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы”, В этом документе предусматривались мероприятия по укреплению материально-технической базы школ, по рационализации школьной сети, определялась роль различных типов учебных заведений в осуществлении всеобщего среднего образования. Постановление наметило конкретные меры по улучшению работы школы, было решено: 1) перейти к систематическому изучению предметов с четвертого года обучения, ограничив тем самым курс начальной школы тремя классами; 2) “для углубления знаний по физико-математическим, естественным и гуманитарным наукам, а также развития разносторонних интересов и способностей учащихся проводить в школах, начиная с VII класса, факультативные занятия по выбору учащихся”; 3) на основе имеющегося опыта организовать школы и классы с углубленным теоретическим и практическим изучением в старших классах отдельных дисциплин.

В том же 1966 г. Академия педагогических наук РСФСР была преобразована в общесоюзный научный центр — Академию педагогических наук СССР. Этим мероприятием подчеркивалась , большая роль педагогической науки в развитии советского общества, в решении важнейшей задачи, стоящей перед всеми педагогами страны,— воспитании строителей коммунизма, повышении культурного и образовательного уровня советских людей. Состоявшийся в 1971 г. XXIV съезд КПСС наметил переход к новому этапу осуществления всеобщего обучения в стране.

В Директивах по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1971—1975 годы было записано: “... последовательно повышать уровень образования и квалификации трудящихся, завершить переход ко всеобщему среднему образованию молодежи...”. Это было продиктовано потребностями экономического и научно-технического прогресса социализма.

ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление “О завершении перехода ко всеобщему среднему образованию молодежи и дальнейшем развитии общеобразовательной школы”. Этим постановлением завершалась целая система мероприятии Коммунистической партии и Советского правительства по реализации ленинского плана введения всеобщего обязательного среднего образования в СССР. Вот основные этапы осуществления этого плана: 1930 г.— введение всеобщего обязательного начального обучения; 1949 г.— введение всеобщего обязательного 7-летнего образования; 1958 г.— введение всеобщего обязательного 8-летнего образования; 1972 г.— введение всеобщего среднего обязательного образования.

Основные принципы организации и деятельности учреждений системы народного образования СССР "были закреплены в утвержденных в 1973 г. и введенных в действие с 1 января 1974 г. “Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании”.

Согласно этому документу в систему народного образования СССР включены: дошкольное, воспитание, общее среднее образование, внешкольное воспитание, профессионально-техническое образование, среднее специальное образование, высшее образование.

Основными принципами народного образования СССР являются: 1) равенство всех народов СССР в получении образования независимо от расовой и национальной принадлежности, пола, отношения к религии, имущественного и социального положения;

2) обязательность образования для всех детей и подростков

3) государственный и общественный характер всех учебно-воспитательных учреждений;

4) свобода выбора языка обучения; обучение на родном языке или на языке другого народа СССР;

5) бесплатность всех видов образования, содержание части учащихся на полном государственном обеспечении, стипендиальное обеспечение учащихся и студентов и оказание им другой материальной помощи;

6) единство системы народного образования и преемственность всех типов учебных заведений, обеспечивающие возможность перехода от низших ступеней обучения к высшим;

7) единство обучения и коммунистического воспитания;

8) сотрудничество школы, семьи и общественности в воспитании детей и молодежи; связь обучения и воспитания подрастающего поколения с жизнью, с практикой коммунистического строительства;

9) научный характер образования, постоянное совершенствование его содержания на основе новейших достижений науки, техники, культуры; обеспечение гуманистического и нравственного характера образования и воспитания; светский характер образования, исключающий влияние религии.

После 1958 г. значительно возросло число групп и школ продленного дня. Этому способствовало также специальное постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 15 февраля 1960 г. о необходимости оказания большей помощи семье в воспитании детей. Рост числа групп и школ продленного дня хорошо виден из следующей таблицы:

Учебный год Число групп и школ продленного дня (в тыс.) Число учащихся в них (в тыс.)
1959/60 5, 1
1960/61 11, 7
1966/67 42, 8.
1975/76 74, 5

Большое внимание партия и правительство уделяли обучению работающей молодежи. 5 ноября 1959 г. Совет Министров СССР принял постановление “Об установлении сокращенного рабочего дня или сокращенной рабочей, недели для лиц, успешно обучающихся без отрыва от производства в школах рабочей и сельской молодежи—вечерних (сменных, сезонных) и заочных средних общеобразовательных школах”. Целенаправленная деятельность государства по предоставлению трудящимся широкой возможности получения среднего образования способствовала значительному росту количества учащихся в школах для работающей молодежи. Например, в 1958/59 учебном году в школах работающей молодежи было 1, 9 млн. учащихся, а в 1975/76 учебном году — уже 5, 0 млн. учащихся.

Коммунистическая партия и Советское правительство проявляли заботу об успешном и планомерном развитии высшей школы СССР. Предприятиям и учреждениям было дано право направлять передовиков производства в вузы с предоставлением им определенных льгот при поступлении и повышенной стипендии. В целях более широкого привлечения в вузы рабочей и сельской молодежи, для более гармоничного развития социальной структуры советского общества в 1969 г. было принято постановление о создании подготовительных отделений при высших учебных заведениях, ведущих обучение по дневной, вечерней и заочной форме обучения. На подготовительные отделения принимаются лица с законченным средним образованием из числа передовых рабочих, колхозников и демобилизованных из рядов Советской Армии. Лица, окончившие подготовительные отделения и успешно выдержавшие выпускные экзамены, зачисляются на первый курс высших учебных заведений без сдачи вступительных экзаменов. ЦК КПСС и Совет Министров СССР обратили внимание партийных и советских органов на особую важность работы по дальнейшему повышению уровня общеобразовательной подготовки рабочей и сельской молодежи, более широкому привлечению ее в высшие учебные заведения.

Начиная с 1958 г. ускоренно развивается система профессионально-технического обучения молодежи, подготовки. высококвалифицированных рабочих для всех отраслей народного хозяйства. Очень перспективным оказалось создание средних профессионально-технических училищ, в которых молодежь получает одновременно основательную профессиональную подготовку и полное общее среднее образование.

За годы Советской власти наш народ достиг грандиозных успехов в развитии культуры, науки и народного образования. Право каждого советского человека на образование закреплено в новой Конституции (Основном Законе) СССР, принятой в 1977 г. Ст. 45 Конституции СССР гласит: “Граждане СССР имеют право на образование.

Это право обеспечивается бесплатностью всех видов образования, осуществлением всеобщего обязательного среднего образования молодежи, широким развитием профессионально-технического, среднего специального и высшего образования на основе связи обучения с жизнью, с производством; развитием заочного и вечернего образования; предоставлением государственных стипендий и льгот учащимся и студентам; бесплатной выдачей школьных учебников; возможностью обучения в школе на родном языке; созданием условий для самообразования”.

Коммунистическая партия Советского Союза и Советское правительство последовательно проводили меры по реализации положений XXV съезда КПСС и Конституции СССР, направленных на совершенствование обучения и воспитания Подрастающих поколений. Важнейшее значение для всех учебно-воспитательных заведений страны имеет принятое в декабре 1977 г. постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР “О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду”. В постановлении были высоко оценены успехи советской школы, но вместе с тем отмечалось, что в ряде случаев школьные программы и учебники перегружены излишней информацией и второстепенными материалами, сковывающими развитие у учащихся навыков самостоятельной творческой работы. Указывалось, что недостаточно используются возможности урока и недостаточно последовательно осуществляется принцип органического единства обучения и воспитания. В постановлении были сформулированы задачи совершенствования всех сторон учебно-воспитательного процесса. Особое внимание было обращено на улучшение воспитательной работы, и в первую очередь на подготовку молодежи к труду.

в сфере материального производства. Это требует серьезной работы по профессиональной ориентации, что должно быть обеспечено целым комплексом специальных мер: установлением постоянной связи школ с близлежащими предприятиями для участия школьников в общественно полезном труде; увеличением числа часов на трудовое обучение в старших классах; улучшением системы комплектования девятых классов средних школ и ПТУ на базе комплексных планов республик, краев и областей; укреплением школы кадрами учителей трудового обучения. Постановлением предусмотрено введение в штаты районных (городских) отделов народного образования дополнительной должности инспектора по трудовому обучению, воспитанию и профессиональной ориентации учащихся.

Для организации работы по профессиональной ориентации при средних школах были созданы специальные учебно-методические кабинеты. Соответствующие комиссии, имеющие целью содействовать трудовому устройству и профессиональной ориентации выпускников, создаются при исполкомах Советов народных депутатов. Предусмотрен ряд мер по улучшению подготовки учителей и воспитателей. Для поощрения лучших учителей устанавливается высокое почетное звание “Народный учитель СССР”.

Особо отмечена необходимость повсеместной организации педагогического просвещения родителей, укрепления связи между школой, семьей и общественностью.

Для реализации намеченной XXV съездом КПСС и Конституцией СССР программы развития социалистической школы в январе 1978 г. было принято постановление о бесплатном снабжении учащихся учебниками, что имеет важное социальное и воспитательное значение.

XXVI съезд КПСС, состоявшийся в феврале — марте 1981 г., поставил перед советским народом задачу “обеспечить дальнейшее развитие системы народного образования, более полное удовлетворение потребностей страны в специалистах и квалифицированных рабочих”. Особое внимание съезд уделил совершенствованию форм и методов трудового, нравственного и эстетического воспитания учащихся. Перед органами народного образования поставлена задача создать предпосылки для постепенного перехода на обучение детей с 6-летнего возраста в подготовительных классах общеобразовательных школ. Предусмотрено к 1986 г. довести число учащихся в школах (группах) с продленным днем до 13, 5—14 млн. Завершится обеспечение бесплатными учебниками учащихся общеобразовательных школ.

В одиннадцатой пятилетке предусматривается дальнейший рост системы профессионально-технического обучения: за 1981— 1985 гг. в этих учебных заведениях планируется подготовить 13 млн. квалифицированных рабочих. Число учащихся в ПТУ, дающих наряду с профессиональным и среднее образование, увеличится на 1, 6 раза. Запланировано подготовить примерно 10 млн. специалистов со средним специальным и высшим образованием.

Педагогические взгляды и деятельность В. А. Сухомлинского

Среди советских педагогов послевоенного периода видное место принадлежит Василию Александровичу Сухомлинскому (1918—1970). Талантливый практик и теоретик он всю жизнь проработал в сельской школе. Обобщение теоретического наследия советской педагогики и собственного практического опыта позволило ему написать работы, явившиеся важным вкладом в арсенал средств и методов социалистического воспитания. При жизни им было опубликовано свыше 30 отдельных работ и около 600 статей. Из книг В. А. Сухомлинского большую и заслуженную известность среди педагогической общественности СССР и многих стран мира получили такие работы, как “Сердце отдаю детям”, “Воспитание гражданина”, “Павлышская средняя школа”, “Методика воспитания коллектива”, “Сто советов учителю”, “Разговор с молодым учителем школы”.

Основное внимание в своей деятельности В. А. Сухомлинский уделял воспитанию у подрастающих поколений коммунистической гражданственности. Разработке этой основной темы в той или иной степени были посвящены все его работы. Опираясь на идеи Н. К. Крупской и А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский глубоко проанализировал с современных позиций процесс умственного, нравственного, трудового и эстетического формирования Личности в различные периоды детства и юности. Он показал, какие огромные воспитательные возможности предоставляет окружающая детей реальная действительность, особенно в условиях сельской местности.

Активный последователь и продолжатель идей А. С. Макаренко В. А. Сухомлинский внес много нового в методику работы с коллективом и отдельным учеником, при этом он учитывал новые условия нашей жизни, по-новому сложившиеся взаимоотношения семьи и школы, отличные от тех, которые существовали 40—50 лет назад.

Глубоко и оригинально разрабатывал В. А. Сухомлинский вопросы воспитательного воздействия традиций, фольклора, природы и многие другие.

Важное место в его деятельности занимала проблема творческого отношения каждого педагога к своей профессиональной деятельности, имеющей огромное социальное значение. В книге “Разговор с молодым директором школы В. А. Сухомлинский высказал свое глубокое убеждение в необходимости этого, он писал: “Если вы хотите, чтобы педагогический труд давал учителю радость, чтобы повседневное проведение уроков не превратилось в скучную, однообразную повседневность, ведите каждого учителя на счастливую тропинку исследования”.

Особенно популярной во всем мире стала книга В. А. Сухомлинского “Сердце отдаю детям”, в которой он ярко и убедительно показал, что успех работы воспитателя, направленной на гармоничное развитие детей, возможен только при глубоком знании им духовной жизни и особенностей развития каждого ребенка.

Деятельность В. А. Сухомлинского оказывает большое влияние на развитие теории и практики дошкольного воспитания.

Наши рекомендации