Обзор диагностических методик, используемых при изучении групповых межличностных отношений в дошкольной группе

Для изучения взаимоотношений в малых группах широко используются разнообразные формы социометрического метода. Но необходимо еще раз подчеркнуть, что все социометрические опросы измеряют не процесс внутригруппового общения, а взаимоотношения членов группы и их межличностные предпочтения. Поэтому, давая качественную интерпретацию социометрических индексов, необходимо иметь в виду, что эти показатели описывают структурно-динамические параметры подсистемы взаимоотношений в «личной» или «деловой» сферах и не дают полной картины внутригрупповой активности. Так, например, неправомерно социометрический статус личности трактовать как глобальный показатель положения в группе и на этом основании давать определенные практические рекомендации; неправомерно отождествлять понятия «лидер» и «звезда», коэффициент взаимности отношений и показатель групповой сплоченности и т.д. Соответственно, чтобы информация, содержащаяся в социометрических индексах, обрела собственно психологический смысл, необходимо их соотнести с другими групповыми, личностными характеристиками, полученными посредством других социально-психологических, педагогических методов (бесед, наблюдений, различных несоциометрических процедур).

Основные социометрические методики, используемые для изучения межличностных отношений дошкольников

1. «У кого больше?» - адаптированный для дошкольников вариант социометрической игры Я.Л. Коломинского «Выбор в действии». В методику включен также вариант аутосоциометрии.

2. Социометрическая методика с вариантом аутосоциометрии для детей младшего дошкольного возраста Я.Л. Коломинского.

3. Социометрический эксперимент по варианту Т.А. Репиной «Секрет».

4. Социометрический эксперимент «Игра в почтальона» Л. Кантат.

5. Методика «Краски в подарок на день рождения» Е.А. Панько и М. Кашляк.

6. Методика выявления личностного статуса ребенка в группе сверстников Л.А. Венгера.

Познакомиться со способами обработки результатов социометрических экспериментов можно в [1], [6], [9], [10].

Основными диагностическими показателями социометрического исследования выступают:

Социометрический статус ребенка в системе межличностных отношений. Статус ребенка определяется путем подсчета полученных им выборов. Дети могут быть отнесены в зависимости от этого к одной из четырех статусных категорий: «звезды», «предпочитаемые», «принятые», «непринятые». Группа дошколь-ников может иметь полную или неполную статусную структуру. Первая и вторая статусные группы являются благоприятными, третья и четвертая – неблагоприятными. Исходя из этого, определяется, насколько благоприятен статус каждого ребенка в группе, то есть насколько желанен ребенок в системе межличностных отношений. В зависимости от этого можно судить об эмоциональном климате группы для каждого воспитанника.

Уровень благополучия взаимоотношений. Определяется соотношением суммарных показателей благоприятных и неблагоприятных статусных показателей. Если большинство детей группы оказывается в благоприятных статусных категориях, уровень благополучия взаимоотношений определяется как высокий; при одинаковом соотношении – как средний; при преобладании в группе детей с неблагоприятным статусом – как низкий. Низкий уровень благополучия взаимоотношений – сигнал тревоги, означающий неблагополучие большинства детей в системе межличностных отношений.

Коэффициент взаимности. Выражает характер отношений, существующих в группе. Вычисляется как отношение числа взаимных выборов к общему числу выборов и выражается в процентах. По величине показателя группу можно отнести к одному из четырех уровней взаимности: I – 15-20 % (низкий уровень), II – 21-30 % (средний уровень), III – 31-40 % (высокий уровень), IV – 40 % и выше (сверхвысокий уровень). К данному коэффициенту следует относиться внимательно, так как он может быть показателем действительной сплоченности, привязанности, дружбы детей, но может и свидетельствовать о фактической разобщенности группы на отдельные группировки.

Коэффициент удовлетворенности взаимоотношениями. Определяется процентным соотношением числа детей, имеющих взаимные выборы, к числу всех детей группы. На основании данного показателя можно судить, насколько дети удовлетворены своими отношениями. Нормативные показатели: I – 33 % и ниже (низкий уровень); II – 34-49 % (средний уровень); III – 50-65 % (высокий уровень); IV – 66 % и выше (высший уровень). Но еще более важно знать, насколько удовлетворен своими отношениями каждый отдельный ребенок. Коэффициент удовлетворенности в этом случае определяется как процентное отношение числа сверстников, с которыми у ребенка взаимные выборы, к числу детей, которых он сам выбрал. Нормативные показатели: I – высший уровень – относятся дети, коэффициент которых равен 45-100 %; II – 50-75 %; III – 25-50 %; IV – 0-25 %.

Индекс изолированности. Вычисляют как процент членов группы, оказавшихся без единого выбора. Группу можно считать благополучной, если в ней нет изолированных или их число достигает 5-6 %; менее благополучной, если индекс изолированности равен 15-25 %. Величина этого индекса – показатель успешности воспитательной работы.

Устойчивость избирательных личностных отношений и социометрического статуса детей. Социометрические исследования рекомендуется проводить два раза в год, используя разные варианты и изменяя критерии выбора. Анализируя повторные полученные результаты, можно проверить устойчивость данных отношений. Для этого используется 4 основных показателя: 1) количество сохранившихся выборов; 2) число детей, у которых сохранился хотя бы один сделанный выбор; 3) устойчивость социометрического статуса; 4) количество и категория выборов детей, которые отсутствовали в этом эксперименте. Соотнеся эти показатели, можно судить, насколько устойчивы или ситуативны симпатии, антипатии детей, насколько дошкольники способны долго поддерживать дружеские отношения.

Мотивация социометрических выборов. Анализируются мотивы, лежащие в основе избирательных отношений детей к сверстникам, а также ценностные ориентации детской группы.

Существенно дополняют представления о межличностных отношениях дошкольников факты, полученные в результате использования других, несоциометрических методик:

§ наблюдения за самостоятельными играми детей с элементами выбора («Колпачок», «Каравай, каравай, кого хочешь выбирай», «Я садовником родился…», «Ручеек»);

§ экспериментальных игр «За рулем», «Железная дорога» по методике А.А. Рояк;

§ индивидуальных опросов детей группы;

§ экспериментальной совместной деятельности детей (методики Т.А. Репиной);

§ экспериментальных ситуаций «Подарок сверстнику».

В заключение перечислим диагностические методики изучения общения в дошкольной группе:

§ методика одномоментных срезов структуры детской группы в свободном общении Т.А. Репиной;

§ методика хронометрированных наблюдений «Метод ракеты» (Ф. Мерен);

§ методика выявления уровня взаимодействия ребенка младшего дошкольного возраста со сверстниками А. Кошелевой.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Познакомьтесь со сравнительным анализом межличностных отношений детей, воспитывающихся в семье и в Детском доме ( см.: Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет / Под ред. Е.О. Смирновой. – М.; Воронеж, 2001. – С. 203-220.). Чем можно объяснить отсутствие возрастной динамики в отношении к сверстнику у детей, воспитывающихся в Доме ребенка?

2. По каким показателям можно судить об уровне развития детских взаимоотношений?

3. Какую роль в развитии детских взаимоотношений выполняют общение и игра?

4. Укажите, чем отличается общение ребенка со сверстниками от общения со взрослыми?

Литература

Основная литература

1. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника / Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. – Минск, 1997. – С. 181-201.

2. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. – Минск, 1976. – С. 5-18.

3. Коломинский Я.Л. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе. – Минск, 1969.

4. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. – М.; Воронеж, 1997.

5. Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет / Под ред Е.О. Смирновой. – М.; Воронеж, 2001. – С. 5-24.

6. Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. – М. , 1988. – С. 29-51.

7. Социальная психология / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1987. – С. 140-150.

8. Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. А.Д. Кошелевой. – М., 1985.

9. Психолог в детском дошкольном учреждении: Метод. рекоменд. к практической деятельности / Под ред. Т. В. Лаврентьевой. – М., 1996.

10. Реан А.А., Коломинская Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб., 1999.

Дополнительная литература

1. Аркин Е.А. Об изучении детского коллектива. – М., 1927.

2. Залужный А.С. Детский коллектив и методы его изучения. – М.; Л. , 1931.

3. Отношения между сверстниками в группе детского сада / Под ред. Т.А. Репиной. – М., 1978.

4. Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. А.Г. Рузской. – М., 1989.

5. Репина Т.А. О путях изучения взаимоотношений дошкольников // Отношения между сверстниками в группе детского сада. – М., 1978.

6. Смирнова Е.О., Утробина В.Г. Развитие отношения к сверстнику в дошкольном возрасте // Вопросы психологии. – 1996. – № 3.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Занятие 1

Наши рекомендации