Социометрия: исследование межличностных отношений в группе.

Социометрическая техника, разработанная Дж. Морено, применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.

Социометрическая процедура может иметь целью:

а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;

б) выявление «социометрических позиций», т. е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»;

в) обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.

Использование социометрии позволяет проводить измерение авторитета формального и неформального лидеров для перегруппировки людей в командах так, чтобы снизить напряженность в коллективе, возникающую из-за взаимной неприязни некоторых членов группы. Социометрическая методика проводится групповым методом, ее проведение не требует больших временных затрат (до 15 мин.). Она весьма полезна в прикладных исследованиях, особенно в работах по совершенствованию отношений в коллективе. Но она не является радикальным способом разрешения внутригрупповых проблем, причины которых следует искать не в симпатиях и антипатиях членов группы, а в более глубоких источниках.

Надежность процедуры зависит, прежде всего, от правильного отбора критериев социометрии, что диктуется программой исследования и предварительным знакомством со спецификой группы.

Социометрическая процедура.

Общая схема действий при социометрическом исследовании заключается в следующем. После постановки задач исследования и выбора объектов измерений формулируются основные гипотезы и положения, касающиеся возможных критериев опроса членов групп. Здесь не может быть полной анонимности, иначе социометрия окажется малоэффективной. Требование экспериментатора раскрыть свои симпатии и антипатии нередко вызывает внутренние затруднения у опрашиваемых и проявляется у некоторых людей в нежелании участвовать в опросе. Когда вопросы или критерии социометрии выбраны, они заносятся на специальную карточку или предлагаются в устном виде по типу интервью. Каждый член группы обязан отвечать на них, выбирая тех или иных членов группы в зависимости от большей или меньшей склонности, предпочтительности их по сравнению с другими, симпатий или, наоборот, антипатий, доверия или недоверия и т. д.

Членам группы предлагается ответить на вопросы, которые дают возможность обнаружить их симпатии и антипатии один до одного, к лидерам, членов группы, которых группа не принимает. Исследователь зачитывает два вопроса: а) и б) и дает подопытным такую инструкцию: «Напишите на бумажках под цифрой 1 фамилию члена группы, которого Вы выбрали бы в первую очередь, под цифрой 2 — кого бы Вы выбрали, если бы не было первого, под цифрой 3 — кого бы Вы выбрали, если бы не было первого и второй». Потом исследователь зачитывает вопрос о личных отношениях и так же проводит инструктаж.

С целью подтверждения достоверности ответов исследование может проводиться в группе несколько раз. Для повторного исследования берутся другие вопросы.

При этом Социометрическая процедура может проводиться в двух формах. Первый вариант — непараметрическая процедура. В данном случае испытуемому предлагается ответить на вопросы социометрической карточки без ограничения числа выборов испытуемого. Если в группе высчитывается, скажем, 12 человек, то в указанном случае каждый из опрашиваемых может выбрать 11 человек (кроме самого себя). Таким образом, теоретически возможное число сделанных каждым членом группы выборов по направлению к другим членам группы в указанном примере будет равно (N-1), где N— число членов группы. Точно так же и теоретически возможное число полученных субъектом выборов в группе будет равно (N-1). Сразу уясним себе, что указанная величина (N-1) полученных выборов является основной количественной константой социометрических измерений. При непараметрической процедуре эта теоретическая константа является одинаковой как для индивидуума, делающего выборы, так и для любого индивидуума, ставшего объектом выбора. Достоинством данного варианта процедуры является то, что она позволяет выявить так называемую эмоциональную экспансивность каждого члена группы, сделать срез многообразия межличностных связей в групповой структуре. Однако при увеличении размеров группы до 12-16 человек этих связей становится так много, что без применения вычислительной техники проанализировать их становится весьма трудно.

Другим недостатком непараметрической процедуры является большая вероятность получения случайного выбора. Некоторые испытуемые, руководствуясь личным мотивом, нередко пишут в Опросниках: «выбираю всех». Ясно, что такой ответ может иметь только два объяснения: либо у испытуемого действительно сложилась такая обобщенная аморфная и недифференцированная система отношений с окружающими (что маловероятно), либо испытуемый заведомо дает ложный ответ, прикрываясь формальной лояльностью к окружающим и к экспериментатору (что наиболее вероятно).

Анализ подобных случаев заставил некоторых исследователей попытаться изменить саму процедуру применения Метода и таким образом снизить вероятность случайного выбора. Так родился второй вариант — параметрическая Процедура с ограничением числа выборов. Испытуемым предлагают выбирать строго фиксированное число из всех членов группы. Например, в группе из 25 человек каждому предлагают выбрать лишь 4 или 5 человек. Величина ограничения числа социометрических выборов получила название «социометрического ограничения» или «лимита выборов». Многие исследователи считают, что введение «социометрического ограничения» значительно превышает надежность социометрических данных и облегчает статистическую обработку материала. С психологической точки зрения социометрическое ограничение заставляет испытуемых более внимательно относиться к своим ответам, выбирать для ответа только тех членов группы, которые действительно соответствуют предлагаемым ролям партнера, лидера или товарища по совместной деятельности. Лимит выборов значительно снижает вероятность случайных ответов и позволяет стандартизировать условия выборов в группах различной численности в одной выборке, что и делает возможным сопоставление материала по различным группам.

В настоящее время принято считать, что для групп в 22-25 участников минимальная величина «социометрического ограничения» должна выбираться в пределах 4-5 выборов. Существенное отличие второго варианта социометрической процедуры состоит в том, что социометрическая константа (N-1) сохраняется только для системы получаемых выборов (т. е. из группы к участнику). Для системы отданных выборов (т. е. в группу от участника) она измеряется новой величиной d (социометрическим ограничением). Введением этой величины можно стандартизировать внешние условия выборов в группах разной численности. Для этого необходимо определять величину d по одинаковой для всех групп вероятности случайного выбора. Формулу определения такой вероятности предложили в свое время Дж. Морено и Е. Дженнингс: P(A)=d/(N-1), где Р — вероятность случайного события (А) социометрического выбора; N — число членов группы.

Обычно величина Р(А) выбирается в пределах 0,20-0,30. Подставляя эти значения в формулу (1) для определения d с известной величиной N, получаем искомое число «социометрического ограничения» в выбранной для измерений группе.

Недостатком параметрической процедуры является невозможность раскрыть многообразие взаимоотношений в группе. Возможно выявить только наиболее субъективно значимые связи. Социометрическая структура группы в результате такого подхода будет отражать лишь наиболее типичные, «избранные» коммуникации. Введение «социометрического ограничения» не позволяет судить об эмоциональной экспансивности членов группы.

Социометрическая карточка или Социометрическая анкета составляется на заключительном этапе разработки программы. В ней каждый член группы Должен указать свое отношение к другим членам группы по выделенным критериям (например, с точки зрения совместной работы, участия в решении деловой задачи, проведения досуга, в игре и т. д.) Критерии определяются в зависимости от программы данного исследования: изучаются ли отношения в производственной группе, группе досуга, во временной или стабильной группе. http://psyfactor.org/moreno.htm

22

Нюттен изучает мотивацию в терминах поведения, т. е. отношений между действующим индивидом и объектами или ситуациями среды. Он фактически не различает мотивацию и потребность. Под последней он понимает такое отношение между индивидом и миром, которое необходимо для оптимального функционирования индивида. Согласно Нюттену, в основе большого разнообразия мотиваций лежат более общие, или основные потребности: каждая из основных потребностей проявляется в различных, но функционально идентичных объектах (или целях). Таким образом, по Нюттену, мотивация человека чаще всего проявляется в форме конкретных объектов-целей и планов, каждый из которых «характеризуется «временным признаком», в том смысле, что связан либо с ближайшим, либо с более отдаленным будущим».

Большая часть книги посвящена описанию метода мотивационной индукции (MIM) — вербального метода, состоящего из двух этапов:

1) получение сведений о мотивационных объектах индивида с помощью процедуры завершения испытуемым неоконченных предложений;

2) последующая их локализация во времени с помощью временного кода. В процессе анализа данных мотивации субъекта классифицируются в терминах мотивационных составляющих, касающихся природы объекта, с которым субъект желает контактировать, и природы деятельности по отношению к объекту (знать, работать и т. д.).

Временной анализ включает две переменные: возрастной период, в котором субъект находится в момент тестирования, и период, в который локализуется объект его мотивации. Нюттен делает важное различие между «временем субъекта» и «временем объекта»; им предложена дифференцированная периодизация жизни людей (локализация субъектов) и описаны периоды временной перспективы (локализация объектов) в терминах календаря (дни, месяцы, годы) и периодов жизни человека (возрастные периоды субъекта в контексте определенной культуры). Временная локализация объектов

совершается с помощью созданного Нюттеном временного кода, позволяющего отмечать на символической шкале с делениями последовательные временные периоды (как в терминах календаря, так в терминах периодов жизни людей). Операция временного кодирования состоит в том, что исследователь для каждого объекта определяет временной период, в котором данный объект имеет больше возможностей реализоваться у группы испытуемых (а объект избегания мог бы угрожать субъекту). Автор разработал специальные приемы, позволяющие количественно и качественно сравнить временную перспективу различных групп субъектов, учитывая при этом возрастные различия и различия в локализации объекта (в начале, середине либо в конце каждого периода).

Для исследования конкретного содержания мотивации человека и ее интенсивности разработаны методы: список мотивационных категорий (INCAM) и список мотивационных объектов (INON). Они основаны на восьми мотивационных категориях, выделенных с помощью М1М: 1) S — тот или иной аспект личности субъекта (представление о себе, способности, черты характера и т. д.); 2) SR — всякая деятельность, объект которой — сам субъект или один из его аспектов (развитие личности, реализация своих проектов и т. д.); 3) R — деятельность, имеющая целью произвести ожидаемый результат (деятельность в общем, профессиональная деятельность и т. д.); 4) С — все то, что касается социальных контактов; 5) Е — исследовательская, познавательная деятельность; 6) Т — религиозная мотивация; 7) Р — все то, что касается собственности, приобретения какого-либо объекта; 8) L — желания, связанные с развлечением, игрой, проведением досуга.

Иллюстрациями предложенного метода MIM служат три группы исследований: 1) исследование перспективы будущего в зависимости от возраста; 2) сравнительное исследование перспективы будущего у субъектов различных возрастов (11 —14 лет и 15—20 лет), правонарушителей и лиц, соблюдающих социальные нормы поведения; 3) исследование влияния переменной величины временной перспективы на успех в учебе.

Итак, основным аспектом изучения мотивации является измерение будущего. Исследуется мало разработанный временной аспект мотивации, который важен для конкретизации наших знаний о мотивации.

Наши рекомендации