Интегральная 10-балльная шкала оценки учебных достижений учащихся Баллы Показатели оценки
продуктивный) | 4 Весьма удовлетворительно | Освоение учебного материала на репродуктивном уровне и неполное его воспроизведение; наличие исправимых ошибок при дополнительных (наводящих) вопросах; затруднения в применении отдельных специальных, общеучебных и интеллектуальных умений или отдельных навыков; проявле |
ние волевых усилий, интереса к учению, адекватной самооценки, самостоятельности, осмысленности действий и т. п. | ||
3. Средний (репродуктивно- продуктивный | 5 Почти хорошо | Осознанное воспроизведение программного учебного материала, в том числе и различной степени сложности, с несущественными ошибками; затруднения в применении отдельных специальных, общеучебных и интеллектуальных умений и навыков; заинтересованность в учении и достижении результата. |
6 Хорошо | Полное воспроизведение программного материала с несущественными ошибками; применение знаний в знакомой ситуации по образцу; применение специальных, общеучебных и интеллектуальных умений и навыков с незначительной помощью педагога; настойчивость и стремление преодолевать затруднения; ситуативное проявление стремления к творчеству. | |
4. Достаточный (продуктив | 7 Очень хорошо | Владение программным учебным материалом в том числе и различной степени сложности, оперирование им в знакомой ситуации; наличие единичных несущественных ошибок в действиях; самостоятельное применение специальных, общеучебных и интеллектуальных умений и навыков; проявление стремлений к творческому переносу знаний, организованности, самокритичности, рефлексии и т.п. |
ный) | 8 Почти отлично | Владение программным учебным материалом и оперирование им в знакомой и незнакомой ситуациях; наличие единичных несущественных ошибок в действиях, самостоятельно исправляемых учащимся; наличие определённого опыта творческой деятельности; проявление добросовестности, ответственности, самооценки, рефлексии и т. д. |
5. Высокий (продуктивный творческий) | 9 Отлично | Свободное оперирование программным учебным материалом различной степени сложности в незнакомой ситуации; выполнение заданий творческого характера; высокий уровень самостоятельности и эруди |
ции. | ||
10 Превосходно | Свободное оперирование программным учебным материалом различной степени сложности с использованием сведений из других учебных курсов и дисциплин; умение осознанно и оперативно трансформировать полученные знания для решения проблем в нестандартных ситуациях; проявление целеустремлённости, ответственности, познавательной активности, творческого отношения к учению. |
ч
38Л1онятие об организационных формах обучения, историческое развитие форм обучения.
Это понятие не имеет в дидактике достаточно четкого определения. Поскольку категории "метод" и "формы организации" обучения смешиваются, то их сопоставление и уяснение существующих между ними различий может помочь разобраться в сущности последней категории.
Понятие метод обучения характеризует содержательно-процессуальную, или внутреннюю сторону учебного процесса.
Понятие же формы организации обучения, или, как еще говорят, организационной формы обучения, имеет иной смысл.
Латинское слово forma означает наружный вид, внешнее очертание. Следовательно, форма обучения как дидактическая категория обозначает внешнюю сторону организации учебного процесса, которая связана с количеством обучаемых учащихся, временем и местом обучения, а также порядком его осуществления.
Однако, будучи внешней стороной организации учебного процесса, форма обучения органически связана со своей внутренней, содержательнопроцессуальной стороной. С этой точки зрения одна и та же форма обучения может иметь различную внешнюю модификацию и структуру в зависимости от задач и методов учебной работы. Например, экскурсия как форма обучения в одном случае может посвящаться изучению нового материала, в другом- проводиться с целью его закрепления, связи теории с практикой.
Исторически наиболее распространенными формами организации учебной работы с детьми было индивидуальное, а затем индивидуально - групповое обучение. Они применялись в античное время, в период средневековья, а в некоторых странах использовались вплоть до XVIII века.
Сущность индивидуального обучения заключалась в том, что учитель в своем доме или в доме ученика проводил с ним обучающую работу. При индивидуально-групповом обучении учитель занимался с целой группой детей, однако учебная работа также носила индивидуальный характер, поскольку дети были разного возраста и различной подготовки.
Развитие же производства и повышение роли духовной жизни в обществе повлекли за собой возникновение форм массового обучения детей. Одной из первых таких форм явилась организация группового (коллективного) обучения детей, которая впервые была применена в братских школах Беларуси и Украины (XVI в.) и стала зародышем классно-урочной системы обучения.
Суть классно-урочной системы как специфической формы организации учебной работы состоит в том, что учащиеся одного и того же возраста распределяются по отдельным классам, занятия с ними проводятся поурочно по заранее составленному расписанию, причем все учащиеся класса работают над одним и тем же материалом.
В 1798 году возникла белл-ланкастерская система взаимного обучения. Свое название она получила от имен английского священника А.Белла и учителя Дж. Ланкастера, которые одновременно применили ее в Индии и Англии.
Суть ее заключалась в том, что старшие ученики сначала под руководством учителя сами изучали материал, а затем, получив соответствующие инструкции, обучали своих младших товарищей, что позволяло при малом количестве учителей осуществлять массовое обучение детей. Однако широкого распространения эта система не получила, так как не обеспечивала необходимой подготовки детей.
В конце XIX века появляются формы так называемого избирательного обучения: батавская система в США и маннгеймская в Европе.
Суть батавской системы учебной работы состояла в том, что время учителя делилось на две части: первая из них отводилась на урочную (коллектив- | ную) работу с классом, вторая - на индивидуальные занятия и оказание помощи как сильным, так и слабым ученикам в более успешном овладении изучаемым материалом. В больших классах учитель работал с помощником.
Суть маннгеймской системы заключалась в том, что учащиеся в зависимости от их способностей и успеваемости распределялись по классам на сильных, средних и слабых. Отбор производился на основе наблюдения и экзаменов, причем в дальнейшем можно было переводить учащихся из одного класса в другой.
В 1905 году возникла система индивидуализированного обучения, впервые примененная в американском городе Далтоне (штат Массачусетс) и получившая название дал тон-плана. Эту систему еще называют лабораторной, или системой мастерских, так как вместо традиционных классов в школе зоздаются предметные мастерские, в которых каждый ученик занимается ин-щвидуально, получая задание учителя и пользуясь его помощью.
Наиболее устойчивой и широко распространенной в школьной практике оказалась классно-урочная система обучения.