Интегральная 10-балльная шкала оценки учебных достижений учащихся Баллы Показатели оценки

продуктивный) 4 Весьма удовле­творительно Освоение учебного материала на репродук­тивном уровне и неполное его воспроизве­дение; наличие исправимых ошибок при дополнительных (наводящих) вопросах; за­труднения в применении отдельных специ­альных, общеучебных и интеллектуальных умений или отдельных навыков; проявле­
    ние волевых усилий, интереса к учению, адекватной самооценки, самостоятельности, осмысленности действий и т. п.
3. Средний (репродуктив­но- продуктивный 5 Почти хорошо Осознанное воспроизведение программного учебного материала, в том числе и различ­ной степени сложности, с несущественны­ми ошибками; затруднения в применении отдельных специальных, общеучебных и интеллектуальных умений и навыков; заин­тересованность в учении и достижении ре­зультата.
6 Хорошо Полное воспроизведение программного ма­териала с несущественными ошибками; применение знаний в знакомой ситуации по образцу; применение специальных, обще­учебных и интеллектуальных умений и на­выков с незначительной помощью педагога; настойчивость и стремление преодолевать затруднения; ситуативное проявление стремления к творчеству.
4. Достаточный (продуктив­ 7 Очень хорошо Владение программным учебным материа­лом в том числе и различной степени слож­ности, оперирование им в знакомой ситуа­ции; наличие единичных несущественных ошибок в действиях; самостоятельное при­менение специальных, общеучебных и ин­теллектуальных умений и навыков; прояв­ление стремлений к творческому переносу знаний, организованности, самокритично­сти, рефлексии и т.п.
ный) 8 Почти отлично Владение программным учебным материа­лом и оперирование им в знакомой и незна­комой ситуациях; наличие единичных не­существенных ошибок в действиях, само­стоятельно исправляемых учащимся; нали­чие определённого опыта творческой дея­тельности; проявление добросовестности, ответственности, самооценки, рефлексии и т. д.
5. Высокий (продуктивный творческий) 9 Отлично Свободное оперирование программным учебным материалом различной степени сложности в незнакомой ситуации; выпол­нение заданий творческого характера; вы­сокий уровень самостоятельности и эруди­
    ции.
  10 Превосходно Свободное оперирование программным учебным материалом различной степени сложности с использованием сведений из других учебных курсов и дисциплин; уме­ние осознанно и оперативно трансформиро­вать полученные знания для решения про­блем в нестандартных ситуациях; проявле­ние целеустремлённости, ответственности, познавательной активности, творческого отношения к учению.


ч

38Л1онятие об организационных формах обучения, историческое разви­тие форм обучения.

Это понятие не имеет в дидактике достаточно четкого определения. По­скольку категории "метод" и "формы организации" обучения смешиваются, то их сопоставление и уяснение существующих между ними различий может помочь разобраться в сущности последней категории.

Понятие метод обучения характеризует содержательно-процессуальную, или внутреннюю сторону учебного процесса.

Понятие же формы организации обучения, или, как еще говорят, органи­зационной формы обучения, имеет иной смысл.

Латинское слово forma означает наружный вид, внешнее очертание. Сле­довательно, форма обучения как дидактическая категория обозначает внеш­нюю сторону организации учебного процесса, которая связана с количеством обучаемых учащихся, временем и местом обучения, а также порядком его осуществления.

Однако, будучи внешней стороной организации учебного процесса, форма обучения органически связана со своей внутренней, содержательно­процессуальной стороной. С этой точки зрения одна и та же форма обучения может иметь различную внешнюю модификацию и структуру в зависимости от задач и методов учебной работы. Например, экскурсия как форма обуче­ния в одном случае может посвящаться изучению нового материала, в дру­гом- проводиться с целью его закрепления, связи теории с практикой.

Исторически наиболее распространенными формами организации учеб­ной работы с детьми было индивидуальное, а затем индивидуально - группо­вое обучение. Они применялись в античное время, в период средневековья, а в некоторых странах использовались вплоть до XVIII века.

Сущность индивидуального обучения заключалась в том, что учитель в своем доме или в доме ученика проводил с ним обучающую работу. При ин­дивидуально-групповом обучении учитель занимался с целой группой детей, однако учебная работа также носила индивидуальный характер, поскольку дети были разного возраста и различной подготовки.

Развитие же производства и повышение роли духовной жизни в обществе повлекли за собой возникновение форм массового обучения детей. Одной из первых таких форм явилась организация группового (коллективного) обуче­ния детей, которая впервые была применена в братских школах Беларуси и Украины (XVI в.) и стала зародышем классно-урочной системы обучения.

Суть классно-урочной системы как специфической формы организации учебной работы состоит в том, что учащиеся одного и того же возраста рас­пределяются по отдельным классам, занятия с ними проводятся поурочно по заранее составленному расписанию, причем все учащиеся класса работа­ют над одним и тем же материалом.

В 1798 году возникла белл-ланкастерская система взаимного обучения. Свое название она получила от имен английского священника А.Белла и учителя Дж. Ланкастера, которые одновременно применили ее в Индии и Англии.

Суть ее заключалась в том, что старшие ученики сначала под руководством учителя сами изучали материал, а затем, получив соответствующие инструк­ции, обучали своих младших товарищей, что позволяло при малом количест­ве учителей осуществлять массовое обучение детей. Однако широкого распространения эта система не получила, так как не обеспечивала необхо­димой подготовки детей.

В конце XIX века появляются формы так называемого избирательного обучения: батавская система в США и маннгеймская в Европе.

Суть батавской системы учебной работы состояла в том, что время учите­ля делилось на две части: первая из них отводилась на урочную (коллектив- | ную) работу с классом, вторая - на индивидуальные занятия и оказание по­мощи как сильным, так и слабым ученикам в более успешном овладении изучаемым материалом. В больших классах учитель работал с помощником.

Суть маннгеймской системы заключалась в том, что учащиеся в зависимо­сти от их способностей и успеваемости распределялись по классам на силь­ных, средних и слабых. Отбор производился на основе наблюдения и экзаме­нов, причем в дальнейшем можно было переводить учащихся из одного клас­са в другой.

В 1905 году возникла система индивидуализированного обучения, впер­вые примененная в американском городе Далтоне (штат Массачусетс) и по­лучившая название дал тон-плана. Эту систему еще называют лабораторной, или системой мастерских, так как вместо традиционных классов в школе зоздаются предметные мастерские, в которых каждый ученик занимается ин-щвидуально, получая задание учителя и пользуясь его помощью.

Наиболее устойчивой и широко распространенной в школьной практике оказалась классно-урочная система обучения.

Наши рекомендации