СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ. 1. Адаптация школьная – процесс приспособления ребенка к условиям школьной жизни
1. Адаптация школьная – процесс приспособления ребенка к условиям школьной жизни, к ее нормам и требованиям, к активной познавательной деятельности, усвоению необходимых учебных знаний и навыков, полноценному освоению картины мира.
2. Алалия– отсутствие или недоразвитие речи у детей, обусловленное органическим поражением головного мозга.
3. Аномалия – отклонение от нормы, от общей закономерности, неправильность в развитии.
4. Атаксия – нарушение равновесия и координации движений.
5. Афазия– полная или частичная утрата речи, обусловленная органическими локальными поражениями головного мозга.
6. Воспитание– специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в едином педагогическом процессе, целенаправленное и организованное управление процессом формирования личности или отдельных ее качеств.
7. Гиперкинезы – непроизвольные насильственные движения, обусловленные переменным тонусом мышц, с наличием неестественных поз и незаконченных движений.
8. Глухота – стойкая потеря слуха, при которой невозможно самостоятельное овладение речью и разборчивое восприятие речи даже на самом близком расстоянии от уха.
9. Дактильная речь- общение при помощи ручной азбуки, где каждая буква алфавита изображается пальцами руки знака – дактилемы.
10. Дебильность– незначительная степень умственной отсталости.
11. Девиантное ( отклоняющееся ) поведение – устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, сопровождающееся ее социальной дезадаптацией.
12. Дезадаптация – несоответствие социально-психологического и психофизиологического статуса ребенка ситуации, нарушение процессов взаимодействия человека с окружающей средой.
13. Дизартрия– нарушение звукопроизносительной и мелодикоинтонационной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата.
14. Дисграфия – частичное расстройство процесса письма.
15. Дислексия – частичное расстройство процесса чтения.
16. Дистония – меняющийся характер мышечного тонуса.
17. Заикание– нарушение плавности речи, обусловленное судорогами мышц речевого аппарата.
18. Идиотия – тяжелая степень умственной отсталости.
19. Имбецильность– умеренная степень умственной отсталости.
20. Индивидуальная норма – проявляется в индивидуальных особенностях развития и саморазвития ребенка.
21. Интернальная интеграция – это интеграция внутри системы специального образования.
22. Кинестезии – нарушение ощущений движений.
23. Компенсация – сложный, многоаспектный процесс переработки или замещения нарушенных или недоразвитых психофизических функции организма.
24. Коррекционная педагогика – отрасль педагогических наук изучающая сущность, принципы возникновения, закономерности образования и воспитания детей и подростков, имеющих не резко выраженные недостатки в развитии психики и отклонения в поведении.
25. Коррекция – система специальных и общепедагогических мер, направленных на ослабление или преодоление недостатков психофизического развития и отклонение в поведении у детей и подростков.
26. Коррекция поведения – исправление поведения ребенка педагогическими мерами.
27. Коррекция развития– направление развития в нормальное русло.
28. Лицо с ограниченными возможностями здоровья – лицо, имеющее физический и (или) психический недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования.
29. Логопедия – это наука о нарушениях речи, методах их выявления, устранения и предупреждения средствами специального обучения и воспитания.
30. Маргинализация- вынужденное сужение возможности участия в социальной жизни.
31. Медицинская абилитация– это система лечебно-профилактических мер, направленных на создание условий для формирования, развития и тренировки рефлекторных, сенсорных, двигательных, психоэмоциональных и речевых реакций ребенка в соответствии с возрастом средствами медицины (медикаментозное и физиотерапевтическое лечение, массаж и лечебная физкультура, протезирование, оперативное вмешательство и др.)
32. Медицинская реабилитация– использование возможностей современной медицины для восстановления до удовлетворительного уровня нарушенных функций, стимуляции восстановительных и компенсаторных процессов, формирования и развития возможностей приспособления больного к новым условиям существования, оказание ему медицинской помощи в восстановлении или развитии профессиональных навыков с учетом специфики нарушений.
33. Методы обучения– упорядоченные способы взаимодействия учителя и обучающихся, направленные на передачу знаний и умений и развитие познавательных способностей.
34. Методы учения– способы учебно-познавательной деятельности самих учащихся.
35. Моделирование– система действий по построению, преобразованию и использованию наглядно воспринимаемой системы (модели).
36. Наказание– метод педагогического воздействия, которое должно предупреждать нежелательные поступки, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми.
37. Нарушение голоса– это отсутствие (афония) или расстройство (дисфония) голосообразования (фонации) вследствие патологических изменений голосового аппарата.
38. Недостаток– физический или психический недостаток, подтвержденный психолого-медико-педагогической комиссией в отношении ребенка и медико-социальной экспертной комиссией в отношении взрослого.
39. Норма – установленная мера, средняя величина чего-либо.
40. Образование – результат обучения, система накопленных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способностей, которыми обладает ученик.
41. Образовательная технология– последовательная взаимосвязанная система действий педагога, направленных на решение педагогических задач, или планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса.
42. Обучение– специфический способ образования, процесс активного целенаправленного взаимодействия обучаемого и обучающего, в результате которого у обучающего формируются определенные знания, умения, навыки, опыт деятельности и поведения, а также личностные характеристики.
43. Общее недоразвитие речи– это системное нарушение усвоения всех уровней языка, требующее длительного и систематического логопедического воздействия.
44. Отклоняющееся развитие – развитие не подчиняющееся общим законам; развитие индивидуальное, нестандартное, непонятное, сложное, противоречивое.
45. Параличи – невозможность произвольных движений.
46. Парезы – ограничение произвольных движений.
47. Патронаж– особый вид помощи ребенку, его родителям, педагогам в решении сложных проблем, связанных с выживанием, восстановительным лечением, специальным обучением и воспитанием, социализацией, со становлением подрастающего человека как личности.
48. Педагогическая технология– это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий.
49. Поощрение – положительная оценка действий воспитанников.
50. Превентивная педагогика – отрасль педагогических наук изучающая вопросы принудительного исправления поведения детей и подростков педагогическими средствами.
51. Предметная норма – знания, умения и действия, необходимые ученику для овладения данным предметным содержанием программы.
52. Предупреждение инвалидности– это осуществление комплекса мер, направленных на профилактику возникновения физических, умственных, психических и сенсорных дефектов (профилактика первого уровня) или на предупреждение перехода дефекта в постоянное функциональное ограничение или инвалидность (профилактика второго уровня).
53. Принципы– это система наиболее общих, существенных и устойчивых требований, которые определяют характер и особенности организации коррекционно-образовательного процесса и управления познавательной деятельностью лиц с особыми образовательными потребностями.
54. Приучение – это интенсивно выполняемое упражнение.
55. Психический недостаток– подтвержденный в установленном порядке временный или постоянный недостаток в психическом развитии человека, включая нарушение речи, эмоционально-волевой сферы, в том числе аутизм, последствие повреждения мозга, в том числе умственная отсталость, задержка психического развития, создающие трудности в обучении.
56. Развитие– процесс и результат количественных и качественных преобразовании в организме и сознании человека.
57. Разъяснение– метод эмоционально-словесного воздействия на воспитанников.
58. Реабилитационная педагогика– отрасль педагогических наук изучающая проблемы включения в нормальную жизнь попавших в беду, пострадавших детей.
59. Реабилитация социальная – процесс включения ребенка с отклонениями в развитии и поведении в социальную среду, в нормальную общественно полезную деятельность и адекватные взаимоотношения со сверстниками.
60. Рекреация– умение организовать свой отдых, свое свободное время.
61. Ригидность – максимальное повышение мышечного тонуса.
62. Ринолалия – нарушение звукопроизношения и тембра голоса, связанное с врожденным анатомическим дефектом строения артикуляционного аппарата.
63. Сензитивные периоды– периоды наиболее благоприятного, легкого и быстрого развития определенных психических процессов.
64. Синкинезии – это непроизвольные содружественные движения, сопровождающие выполнение активных движений (например, при попытке взять предмет одной рукой происходит сгибание другой руки; ребенок не может разогнуть согнутые пальцы рук, а при выпрямлении всей руки пальцы разгибаются).
65. Слабовидящие – подкатегория лиц с нарушениями зрения, имеющих остроту зрения от 0,05 до 0,4 на лучше видящем глазу с коррекцией обычными очками.
66. Слепые (незрячие) –подкатегория лиц с нарушениями зрения, у которых полностью отсутствуют зрительные ощущения, имеется светоощущение или остаточное зрение (до 0,04 на лучше видящем глазу с коррекцией очками), а также лица с прогредиентными заболеваниями и сужением поля зрения (до 10-15 градусов) с остротой зрения до 0,08.
67. Сложные нарушения детского развития –это сочетание двух или более психофизических нарушений.
68. Сложный недостаток– совокупность физических и (или) психических недостатков.
69. Соревнование – метод направления естественной потребности школьников к соперничеству.
70. Социализация– это процесс и результат освоения человеком знаний и навыков общественной жизни, выработка общепринятых стереотипов поведения, освоение ценностных ориентаций, принятых в данном обществе, которые позволяют полноценно участвовать в различных ситуациях общественного взаимодействия.
71. Социальная защита– это система чрезвычайных мер, призванных обеспечить выживание человека, семьи на уровне принятых в обществе минимальных стандартов потребления.
72. Социальная помощь– это комплекс гуманитарных услуг представителям из экономически необеспеченных, социально слабых, психологически уязвимых слоев и групп населения в целях улучшения их способности к социальному функционированию.
73. Социально-возрастная норма – показатели интеллектуального и личностного развития школьника, которые должны сложиться к концу определенного возрастного этапа.
74. Социально-педагогическая деятельностьпо поддержке лиц с ограниченными возможностями – это непрерывный педагогически целесообразно организованный процесс социального воспитания с учетом специфики развития личности человека с особыми потребностями на разных возрастных этапах, в различных слоях общества и при участии всех социальных институтов и всех субъектов воспитания и социальной помощи.
75. Спастичность – повышение мышечного тонуса.
76. Специальная педагогика (от лат. specialis – род, вид) – это теория и практика специального (особого) образования лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии, для которых образование в обычных педагогических условиях, определяемых существующей культурой, при помощи общепедагогических методов и средств, затруднительно или невозможно.
77. Специальная психология– область психологической науки, изучающая людей, для которых характерно отклонение от нормального психического развития, связанное с врожденными или приобретенными нарушениями формирования нервной системы.
78. Специальное (коррекционное) образовательное учреждение– образовательное учреждение, созданное для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
79. Специальное образование – дошкольное, общее и профессиональное образование, для получения которого лицам с ограниченными возможностями здоровья создаются специальные условия.
80. Специальные условия для получения образования (специальные образовательные условия)– условия обучения (воспитания), в том числе специальные образовательные программы и методы обучения, индивидуальные технические средства обучения и среда жизнедеятельности, а также педагогические, медицинские, социальные или иные услуги, без которых невозможно (затруднено) освоение общеобразовательных и профессиональных образовательных программ лицами с ограниченными возможностями здоровья.
81. Сурдопедагогика(от лат. surdus – глухой) – составная часть специальной педагогики, представляющая собой систему научных знаний об образовании лиц с нарушениями слуха.
82. Тифлопедагогика(от греч. typhlos - слепой) – наука о воспитании и обучении лиц с нарушением зрения.
83. Требование – метод воспитания, с помощью которого вызывают, стимулируют или тормозят определенную деятельность воспитанника.
84. Тремор – дрожание пальцев рук и языка.
85. Тугоухость– стойкое понижение слуха, при котором невозможны самостоятельное накопление минимального речевого запаса на основе сохранившихся остатков слуха, восприятие обращенной речи хотя бы на самом близком расстоянии от ушной раковины.
86. Тяжелый недостаток– физический или психический недостаток, выраженный в такой степени, что образование в соответствии с государственными образовательными стандартами (в том числе специальными) является недоступным и возможности обучения ограничиваются получением элементарных знаний об окружающем мире, приобретением навыков самообслуживания, приобретением элементарных трудовых навыков или получением элементарной профессиональной подготовки.
87. Увещевание– сочетание просьбы с разъяснением и внушением.
88. Умственно отсталые дети– это лица со стойким, необратимым нарушением преимущественно познавательной сферы, возникающим вследствие органического поражения коры головного мозга, имеющего диффузный (разлитой) характер.
89. Физический недостаток– подтвержденный в установленном порядке временный или постоянный недостаток в развитии и (или) функционировании органа человека либо хроническое соматическое или инфекционное заболевание.
90. Фонетико-фонематическое недоразвитие –это нарушение формирования произносительной системы родного языка вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
91. Формирование– процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов – биологических, социальных, экономических, идеологических, психологических и др.
92. Цензовое образование– образование, соответствующее уровням образования массовой общеобразовательной школы: например, основное общее образование, общее среднее образование.
93. Экстернальная интеграция –взаимодействие специального и массового образования.