ПРОЕКТ «АЭРОДИЗАЙН». Рассчитан на одно занятие, когда изучаются темы «Движение под действием силы тяжести» или «Подъемная сила крыла самолета»

Цель проекта: разработать модель, которая будет очень медленно опускаться на пол, когда ее свободно отпустят с высоты.

Ограничения: модель изготовляется из одного листа бумаги; 10 см клейкой ленты, скрепка, ножницы. Время на разработку и конструирование модели — 10 минут.

Ребята разбиваются на группы по 4 — 6 человек. Порядок работы примерно такой: намечают план, изготавливают модели и отбирают из них лучшие; затем — конкурс и определение победителей.

Группы ищут решение проблем: как увеличить силу сопротивления воздуха; как уменьшить массу модели; как не допустить, чтобы модель кувыркалась в воздухе. Ребята узнают, как конструируются парашюты, вертолеты, самолеты, ведут исследования.

Конкурс проходит следующим образом. Представители всех групп собираются вместе, поднимают свои модели на заданную высоту и по команде их отпуска­ют. Побеждает ученик, чья конструкция приземляется на пол последняя.

Затем представители групп объясняют, почему победила именно эта конст­рукция, какие законы физики себя проявили.

ПРОЕКТ «БАШНЯ». Выполняется во время изучения темы «Центр тяжести» или «Рычаги».

Цель проекта: построить самоподдерживающую структуру.

Ограничения: модель выполняется из одного листа бумаги; 20 см клейкой ленты, ножницы. Время конструирования — 30 минут.

Чтобы успешно справиться с заданием, требуется использовать знания по физике (устойчивое равновесие, правило рычага, деформация, центр масс), математике (свойства треугольника, конуса), черчению, моделированию.

Созданные конструкции и способы их разработки обсуждает весь класс. По­беждают те, кто выстроил самую высокую конструкцию.

ПРОЕКТ «ЗВУК». Опирается на учебные курсы физики, музыки и технологии. Рассчитан на несколько занятий: ребята исследуют свойства звука, принцип действия некоторых звуковых инструментов, осваивают элементы волновой теории.

Цели проекта: сконструировать инструмент, издающий звуки определенной частоты, усовершенствовать его, разработать инструкцию, как изготовить новые музыкальные инструменты.

Занятия планируются следующим образом.

1-е занятие. Одной половине класса предлагается создать инструмент, кото­рый давал бы самый высокий звук, другой половине класса — самый низкий. Каждой группе выдается набор простейших средств, например: три соломинки для коктейля, 20 сантиметров клейкой ленты (скотча), 1 метр нитки или лески. Победители определяются с помощью осциллографа, регистрирующего через подсоединенный микрофон частоту колебаний звука.

2-е занятие. Изготовленные конструкции обсуждаются. Разрешается добавить группам некоторые детали и инструменты, например: 3 гвоздя, брусок, молоток, стальную пластинку и т.д.

3-е занятие. Ребята рассказывают в классе о том, как они понимают теорию звука, приводят примеры источников и приемников звука, обсуждают понятия громкости, тона, скорости звука, условия и свойства его распространения, при­менения звука; дают графическое представление о волновой теории звука. Все сказанное учениками обобщает учитель.

4-е занятие. На основе изготовленных конструкций группы разрабатывают ин­струкции на тему «Как изготовить музыкальный инструмент, издающий самые низкие и самые высокие звуки», указывают предполагаемые характеристики этих инструментов (частоту, амплитуду звука и т. п.).

5-е занятие. Группы меняются инструкциями и изготавливают по ним инстру­менты, проверяют, совпадают ли их характеристики. Проверяется качество вы­полненных инструментов (например, предлагается сыграть на них мелодию). Среди проектов выбирается лучший. Подводятся итоги проекта.

Творческие недели.Выполняемые учениками творческие и ис­следовательские работы по учебным курсам могут обсуждаться во время обычных уроков. Но более эффективной является организа­ция специальной системы занятий, получившей название творчес­кой недели. Данная форма разработана и реализована нами в ходе педагогического эксперимента по созданию Школы эвристической ориентации1.

Система занятий во время творческой недели представляет со­бой «погружение» учеников в индивидуально-коллективную дея­тельность по подготовке и защите ими творческих работ. Творческая неделя проводится, как правило, в конце каждой четверти для учеб­ной параллели или во всей школе одновременно.

Данная система занятий ориентирует учителей на творческое осмысление своего учебного предмета, обеспечивает более полную самореализацию учеников с учетом их индивидуальных особеннос­тей. В это время решается актуальная педагогическая задача — уве­личение продолжительности и качества творческой работы ученика над одной темой или проблемой.

Творческие работы начинают выполняться учениками задол­го до того, как наступает творческая неделя. Не только на уроках, но и в специальных мастерских, в лабораториях, кружках, на фа­культативах, ученических предметных кафедрах школьники в те­чение всего года проводят исследовательскую и другую творческую работу.

Одни работы выполняются учениками непосредственно на уро­ке и представляют собой элемент творчества в рамках изучаемой темы или вида деятельности. Таковы придуманные детьми загадки, короткие стихотворения, сказки, считалки, математические зада­чи, опыты по естествознанию. Начальные творческие работы могут выполняться ими без предварительной подготовки, учителю доста­точно предоставить детям такую возможность и помочь организо­вать работу прямо на уроке. Другие работы — текущие, выполняются не только в классе, но и дома в течение 1—3 дней. Такие работы не требуют специального оформления и официальной защиты, ребята выступают с ними на обычных уроках.

Чем старше возраст и выше подготовка учеников, тем более дли­тельной становится их работа над определенной учебной темой. Наиболее емкие творческие работы ученики готовят и защищают в конце учебной четверти или года во время проведения творческих недель. Это итоговые, зачетные, экзаменационные работы, кото­рые отличает продолжительный период их выполнения — от 1 до 3 месяцев и более. Такие работы оформляются по установленным тре­бованиям: формулируются цели, описывается ход работы и полу­ченные результаты, осуществляется самоанализ, приводятся рецензии учеников и взрослых. Авторы лучших творческих работ по итогам защиты представляются к школьным званиям и награ­дам, а содержание их работ включается в вариативный компонент содержания образования для дальнейшего использования в учеб­ном процессе (например, публикуются сборники творческих работ1).

Дети очень любят выполнять творческие работы по выбирае­мым ими темам. Некоторые из них в течение учебного года защи­щают по 15—20 полноценных творческих работ в различных образовательных областях.

Организация творческой недели. Вконце каждой четверти после завершения контроля базовых образовательных стандартов отводит­ся неделя, во время которой работают предметные мастерские и ла­боратории, проводятся индивидуальные консультации, защищаются выполненные учениками работы. Темы таких работ ребята выбира­ют заранее либо во время творческой недели. Источниками тем твор­ческих работ служат достижения детей на уроках, научные проблемы, которые их заинтересовали, личные симпатии к учите­лю-руководителю.

Обычно каждый учитель предлагает всем ученикам по своему предмету на выбор 3—5 тем. Всего для одного класса набирается око­ло 30 тем творческих работ, из которых ученики выбирают, на­пример, три темы — по одной из каждого цикла: естественно-математического, гуманитарного, художественно-физ­культурного. Ситуация выбора учениками тем для подготовки твор­ческих работ из нескольких десятков тем, предложенных разными педагогами, создает богатые возможности координации целей уче­ников и учителей.

Примеры тем творческих работ: «Квадратура круга», «Магия чисел треугольника», «Исследование пропорций тела девочек и мальчиков», «Словарь слов иностранного происхождения», «Как запомнить иностранные слова», «Мой подарок другу — упражне­ние по английскому языку собственного сочинения», «Словарь ли­цейских слов и выражений», «Как проверить, читал ли ученик произведения Пушкина (составление теста)», «Описание картины с помощью односоставных предложений», «Исследование обраще­ний», «Словесные узоры или превращение корня», «Получение маг­нита», «Съемка учебного видеофильма по физике», «Анализ отношений «учитель-ученик» с точки зрения 10 заповедей», «Эскиз интерьера своей комнаты», «Геометрические цветы», «Линогравю­ра», «Мультфильм-рисунок на компьютере», «Создание домашней веб-странички».

После презентации учителями тем творческих работ ученики делают свой выбор и идут на занятия в те или иные мастерские и лаборатории. Расписание занятий составляется таким образом, что к одному учителю могут прийти ученики разного возраста. В тече­ние дня ученик может работать в 1—3 мастерских. Во время занятий в школе определяется дежурный учитель, который помогает опре­делиться с выбором деятельности тем детям, которым трудно это сделать самостоятельно.

Творческая работа допускается до защиты при условии ее пись­менного оформления и наличия двух рецензий — ученика и учите­ля (или специалиста). Оформлять работу ученикам рекомендуется по следующему плану:

— Тема, ф.и.о. ученика и руководителя, класс, школа, город, год.

— Почему я выбрал эту тему.

— Главная идея, цель, проблема работы.

— План работы, ее основное содержание (с рисунками, табли­цами, приложениями).

— Возникшие проблемы, трудности, как они решались.

— Главные выводы работы, ее назначение и применение.

— Самоанализ работы: как работал, что понял, чему научился, дальнейшие цели. Самооценка работы.

— Две письменные рецензии и отзыв руководителя.

Со второго-третьего дня творческой недели начинаются защи­ты. Формы проведения защит различны: академическое выступле­ние, дидактическая игра, проведение учеником урока, конкурса, концерта, сценки, спортивного выступления и т.п.

На защиты приглашаются родители, учителя, все желающие. После выступления авторам задаются вопросы, затем присутству­ющие высказывают суждения, свою оценку работе выносит экспер­тная группа, в которую входят ученики и учителя. Они же выносят оценки работам и присуждают школьные звания — магистр, бака­лавр, мастер искусств, мастер «золотые руки».

Виды и типы творческих работ. По отношению к учебным пред­метам защищаемая учениками образовательная продукция делится на три вида.

Предметная продукция по традиционным учебным курсам: сочи­нение, сказка, составленная задача, сформулированное понятие, пра­вило или закономерность, поделка, собственный образ, знак, символ, игра, викторина, сценарий спектакля, содержание газеты и др.

Межпредметная или метапредметная продукция как результат исследования фундаментальных образовательных объектов, выхо­дящих за рамки одного изучаемого предмета.

Методологическая продукция: примененные, осознанные и опи­санные методы познания; выводы и обобщения; способы анализа, составленные вопросы, сформулированные версии; технологии по­иска ответов; сформулированные системы целей занятий, индиви­дуальные образовательные программы, планы самостоятельной работы, анализ учебной деятельности, самооценки, рецензии, от­зывы.

По форме ученические творческие работы делятся на следую­щие виды:

— исследование (эксперимент, серия опытов, исторический ана­лиз, собственное решение научной проблемы, доказательство теоремы);

— сочинение (стихи, сказки, задачи, очерки, трактаты);

— художественное произведение (живопись, графика, музыка, песня, танец, вышивка, фотография, композиция, выставка);

— техническое произведение (поделка, модель, макет, схема, фи­гура, компьютерная программа);

— зрелищное произведение (концерт, спектакль, сценка, показа­тельное выступление, соревнование);

— педагогическое произведение ('проведенный в роли учителя урок, составленный кроссворд, обучающая компьютерная програм­ма, придуманная игра, викторина);

— методологическое произведение (индивидуальная образователь­ная программа, план занятий по выбранной теме, тест или проверочное задание для учеников, рефлексивный дневник).

Основанием данной классификации творческих работ являет­ся доминирующая ученическая продукция и соответствующий ей вид продуктивной деятельности. Если ребенок в форме сочинения исследует явление, например, пишет трактат о цвете неба, то его творческая работа относится к исследованию, а не к сочинению; если же главной целью и результатом деятельности ученика явля­ются стихи, музыка и т.п., то его творческая работа относится к типу «сочинение».

Таким образом, тип творческой работы не определяется учеб­ным предметом; например, математическая сказка может быть от­несена к типу «сочинение», а работа по выявлению учеником закономерностей состава слов является «исследованием». В неко­торых случаях одна и та же работа одновременно принадлежит к разным типам, например, разработанная учеником компьютерная программа по изучению в начальной школе многозначных чисел является одновременно техническим и педагогическим произведе­нием. Окончательное решение о типе работы принимается по наи­большей степени проявления творчества.

Оценка творческих работ проводится по таким параметрам, как степень творчества, новизна, оригинальность, личный вклад, логич­ность, оформление, аргументированность ответов на вопросы, уме­ние увлечь присутствующих на защите, трудоемкость, полезность работы и др. По каждому критерию экспертная группа выставляет ученику оценку в трех-, пяти- или десятибалльной шкале. В табл. 3 приведен фрагмент сводной ведомости по итогам защит творчес­ких работ. Подобные таблицы позволяют судить не только окомп­лексных изменениях в уровне выполнения учащимися творческих работ, но и об обобщенных изменениях в отдельных параметрах об­разовательной продукции учеников.

Приведем пример обобщенной трехуровневой шкалы оценки образовательной продукции учащихся.

Высоким уровнем характеризуют творческие работы учеников, которые во время их защиты оцениваются экспертной группой или

Таблица1

Фрагмент сводной ведомости по итогам защит творческих работ

класс Фамилия, имя ученика Название творческой работы Руководи­тель Параметры оценки Общая сумма баллов Место
Степень творчества профессионализм трудоемкость Практическая польза Умение защищаться
Князев Артем Сказка про анг­лийские зву­ки [t] и [d]. Е.В.Семенова
Свершникова Юля Фантастическая повесть с ил­люстрациями Л.Н.Сидоркова
Дагаева Юля Живописная композиция «Сказка о ста­ринном городе» О.В.Котелевская
Бородулин Антон «Почему роди­тельный падеж так называется» Исследование В.Н.Вольхина
Кидалов Рома Образование множественного числа им.сущ. в русском, ан­глийском и французском языках Г.А.Андрианова
Мироненко Саша «Мой материк». Компьютерная модель по гео­графии М.В.Лексуткина
Бруй Кристина "Асtivity Воок". Рабочая тетрадь для учеников 3-го класса Г.А.Андрианова

школьным магистратом 8—10 баллами по 10-балльной шкале. Вы­сокий уровень имеют также работы, занявшие 1-е место на внутри-школьных мероприятиях, призовые места на межшкольных конференциях, олимпиадах, конкурсах; работы, опубликованные в местных и центральных газетах; работы, которым дана высокая оценка (рецензия) компетентного специалиста; работы, авторы ко­торых были удостоены одного из школьных званий. Высокий уро­вень творческой работы ученика означает, что она сопоставима с общеизвестным культурным аналогом.

Творческую работу относят к среднему уровню, если ученик реа­лизовал в ней свою идею или принцип, а также достаточно хорошо, по мнению специалиста или экспертной группы, справился с постав­ленной целью. Такие работы оцениваются, как правило, 4—7 балла­ми в 10-балльной шкале или аналогичным образом в других шкалах.

Дискуссия.Каково должно быть соотношение и взаимосвязь резуль­татов учеников в образовательных стандартах и творческой деятель­ности?

Работа низкого уровня представляет собой завершенную работу ученика, которая выполнена им по образцу или аналогии, либо с незначительной модернизацией уже известной им работы. Степень новизны такой работы незначительна для ее автора. (Термин «низ­кий уровень» употребляется условно, поскольку даже низкий уро­вень творческой работы говорит о том, что ученик выполнил и представил свою работу на защиту). В качестве творческих работ низкого уровня назовем рефераты, в которых не выражена собствен­ная точка зрения автора. Низким уровнем характеризуются работы, получившие оценку 1—3 балла по 10-балльной шкале.

Творческие недели обычно вызывают у учеников повышенный интерес, создают праздничное настроение. В то же время это и пе­риод серьезных испытаний. Не все ученики, выбравшие тему твор­ческой работы, доводят ее до конца. Не всякую работу руководитель или экспертная группа допускают до защиты. Только 5—10% твор­ческих работ получают высокую оценку, а их авторы представляют­ся к школьному званию. Те ученики, работы которых трижды за год представляются к одному из школьных званий, получают его вмес­те с вручением соответствующего удостоверения.

Практика показывает, что через 1—2 года около половины твор­ческих работ учеников достигает высокого и среднего уровня оцен­ки. После 3-4 лет обучения с применением данной системы занятий этот показатель увеличивается до 75%, а за пять лет образовательная продуктивность учеников возрастает в 5 раз по сравнению с на­чальным уровнем.

Ученики, участвующие в творческих неделях, не забывают дос­тигнутых ими результатов. Творческая деятельность занимает все большее место в их учебе по общеобразовательным курсам. У них вырабатывается навык личностного подхода к изучаемым вопросам, формируется индивидуальная траектория образования.

Разновидностью творческих недель являются научные недели в старших классах. Образовательная доминанта этой формы обуче­ния находится в области научно-исследовательской деятельности учащихся: в их лингвистических работах, естественнонаучных ис­следованиях, культурологических изысканиях, научно-технических и иных разработках.

Данная форма занятий позволяет осуществлять переход от уче­нических проблем к научным, включать способы и методы научной деятельности в общеобразовательный процесс.

Научные недели включают в себя занятия учеников с тьютора­ми, их работу в лабораториях и библиотеках, конференции, семина­ры, симпозиумы. Научная неделя сохраняет структуру продуктивного обучения, т. е. собственное решение учащимися научных проблем предшествует изучению ими культурно-исторических аналогов. В процессе проведения научных недель ученики иногда повторяют ход мысли, споры и доказательства выдающихся ученых прошлого. Пос­ледующее знакомство с достижениями великих ученых, диалог с ними, вызывают у школьников сильные чувства и ощущения сопри­частности, помогающие личностному усвоению общечеловеческих достижений в сопоставлении со своими результатами.

Научная неделя не ограничивается деятельностью учеников в стенах своей школы. С помощью ресурсов и технологий Интернет организуется дистанционная форма учебной деятельности школь­ников из разных городов и даже стран, которые участвуют в совме­стных научных проектах, электронных конференциях, межшколь­ных семинарах и конкурсах.

РЕЗЮМЕ

Общие формы обучения делятся на индивидуальные, группо­вые, фронтальные, коллективные, парные. В основу их деления положены характеристики особенностей коммуникативного взаи­модействия между учителем и учениками.

Внешние формы организации обучения обозначают вид заня­тия: урок, лекция, семинар, экскурсия, практикум, факультативное занятие, экзамен и т.д.

Внутренние формы организации обучения: вводное занятие, занятие по углублению знаний, практическое занятие, занятие по систематизации и обобщению знаний, занятие по контролю зна­ний, умений и навыков, комбинированные формы занятий.

Организационные формы обучения делятся на три группы: 1) индивидуальные занятия педагога с учеником, в том числе и са­мообучение; 2) коллективно-групповые занятия по типу классно-урочных; 3) системы индивидуально-коллективных занятий.

Наиболее распространенная форма обучения — классно-уроч­ная. Ее альтернативы: беллланкастерская система взаимного обу­чения, батовская система, маннгеймская система, Дальтон-план, план Трампа, «погружение», обучение по эпохам, лекционно-семинарская форма обучения.

Типы лекций: инструктивная, лекция-диалог, лекция с научной структурой, методологическая, историческая, общепредметная, обобщающая и др.

Типы семинаров: вводный, обзорный, самоорганизующий, по­исковый, с индивидуальной работой, с групповой работой, в груп­пах по выбору, с генерацией идей, семинар — «круглый стол», семинар-выставка, рефлексивный семинар и др.

Групповые формы обучения предполагают виды деятельности: индивидуальное самообучение, парное взаимообучение, групповая работа по общей теме, взаимообучение групп, выступление учени­ка вместо учителя и др.

Другие формы организации обучения: экскурсии, практикумы, лабораторные работы, конференции, симпозиумы, кружки, мастер­ские, кафедры, лаборатории, олимпиады, конкурсы, консультации, зачеты, экзамены.

Комплексный характер имеют такие формы обучения, как про­екты и творческие недели.

Образовательный проект — это форма организации занятий, предусматривающая комплексный характер деятельности всех его участников по получению образовательной продукции за опреде­ленный промежуток времени — от одного урока до нескольких ме­сяцев. Требования к организации проекта: различные пути реализации проекта каждой группой учеников; значимость для ок­ружения учащихся; исследовательская направленность; педагоги­ческая значимость; спланированность, сочетаемая с гибкостью; ориентированность на решение конкретной проблемы; наличие по­требителя результатов проекта.

Творческая неделя — система занятий по индивидуальной под­готовке и коллективной защите учениками творческих работ. В ре­зультате увеличивается продолжительность и качество творческой работы ученика над выбранной темой или проблемой по учебному курсу.

Научная неделя — разновидность творческой недели в старших классах, имеющая образовательную доминанту в области научно-исследовательской деятельности учащихся.

ВОПРОСЫ И УПРАЖНЕНИЯ

1. Чем формы обучения отличаются от форм организации обу­чения?

2. С какой целью разрабатываются новые формы обучения и системы форм обучения, альтернативные классно-урочной системе?

3. В чем преимущества и недостатки групповой формы обуче­ния?

4. Назовите условия и конкретные учебные темы, для которых наиболее оптимальными будут занятия в форме лекции, се­минара, лабораторной работы, конференции.

5. В чем состоит отличие факультативных занятий от углублен­ного изучения учебных курсов в мастерских или на школь­ных кафедрах?

6. Перечислите основные виды деятельности учащихся, выпол­няемые ими в ходе образовательного проекта.

7. Какими принципами необходимо руководствоваться учите­лю при формулировании тематики творческих работ учени­ков?

Дидактический практикум

Наши рекомендации