Игры для детей среднего дошкольного возраста

1. Подвижные игры

«Зайка серый умывается»

(прыжки)

Задачи:

· Упражнять в прыжках на двух ногах с продвижением вперёд.

· Учить соотносить действия со словами.

Материал: Маска зайки.

Ход игры:Все становятся в круг, выбирается зайка, он становится в центр круга. Дети, образующие круг говорят:

Зайка серый умывается.

Видно, в гости собирается,

Вымыл носик ,

Вымыл хвостик,

Вымыл ухо,

Вытер сухо!

Зайка проделывает все движения, соответствующие тексту. Затем он подпрыгивает на двух ногах, продвигаясь (идёт в гости) к кому-нибудь из стоящих в кругу. Тот становится на место зайки.

«Мяч через сетку»

(бросание и ловля мяча)

Задачи:

· Учить детей соревноваться.

· Упражнять в бросании мяча через сетку двумя руками снизу и из-за головы.

Материал: Мячи и сетка.

Ход игры: На расстоянии 1м от сетки на линии с обеих сторон стоят группки детей напротив друг друга. По сигналу воспитателя: «Начинай!» - ребёнок бросает мяч через сетку ребёнку, стоящему напротив. Тот, поймав мяч, перебрасывает его стоящему рядом и т. д. Когда мяч дойдёт до последнего играющего, воспитатель отмечает какие ошибки были сделаны группками играющих.

«Найди где спрятано»

(ориентировка в пространстве)

Задачи:

· Учить ориентироваться в комнате или на участке,

· выполнять действия по сигналу.

Материал: Любой предмет, который можно спрятать.

Ход игры: Дети стоят вдоль стены. Воспитатель показывает им предмет и говорит, что спрячет его. Воспитатель предлагает детям отвернуться к стене. Убедившись, что никто из детей не смотрит, прячет предмет, после чего говорит: «Пора!». Дети начинают искать предмет.

«У медведя во бору»

(Бег)

Задачи:

· Приучать детей поочерёдно выполнять разные функции (убегать и ловить).

Материал: Грибы, ягоды, корзинки, маска медведя.

Ход игры: Определяется берлога медведя (на конце площадке) и дом детей на другой. Дети идут в лес гулять и выполняют движения соответственно стиху, который произносят хором:

У медведя во бору,

Грибы, ягоды беру,

А медведь не спит

И на нас рычит.

Как только дети закончили говорить стихотворение, медведь с рычанием встаёт и ловит детей, они бегут домой.

2. Сюжетно – ролевые игры

«МАГАЗИН»

Задачи:

· Учить осуществлять игровые действия по речевой инструкции;

· учить распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли;

· учить моделировать ролевой диалог;

· воспитывать дружеское отношение друг к другу, определять характеры героев, оценивать их поступки.

Оборудование: белый халат, весы, набор гирь, муляжи овощей и фруктов, кубики, набор инструментов для починки машины.

Ход игры

Орг. момент. Ребята, недавно мы с вами ходили на экскурсию в магазин. Расскажите, кто работает в магазине? Что делают продавцы? Кто привозит продукты в магазин? ( Дети вспоминают название профессий людей, работающих в магазине.)

Хотите поиграть в магазин? Давайте распределим роли. Кто хочет быть продавцом? Шофёром? Кто будет покупать продукты? Чтобы играть, нужно построить прилавок. ( Дети совместно с педагогом строят из столов и стульев прилавок.) Какие продукты привезут в магазин? Ящики с овощами и фруктами.

Развитие сюжета. Начинаем играть. ( Продавцы раскладывают товар на витрине, готовят бумажные чеки, водители подвозят продукты- кубики, заменяющие ящики с овощами и фруктами, покупатели готовят бумажные деньги и выстраиваются в очередь.)

Мне нужно купить 1 килограмм груш. Покажите, пожалуйста, какие у вас груши. Мне нравятся вот эти. Сколько стоит 1 килограмм груш? Вот деньги, пробейте чек. Скажите, к вам завезут виноград? ( Педагог даёт образец поведения покупателя, дети подходят к продавцам, выбирают и покупают овощи и фрукты.) А что это у вас такое красное, круглое, наверное, очень сладкое? ( Педагог закрепляет знания детей о признаках овощей и фруктов.)

Скажите , что вы купили? Это овощи или фрукты? (Проводится работа по дифференциации понятие «овощи» и «фрукты».) Вы купили сливы для своей дочки? Какие она ещё любит? (Покупатели рассказывают , что они купили, и собираются приобрести ещё.) Вот эти бананы не берите . У них кожура очень тёмная. Они уже испортились. Выберите что-нибудь другое...

Посмотрите , у грузовой машины, которая привозит овощи и фрукты для магазина, спустило колесо. Теперь их не привезут вовремя. Кто поможет шофёру починить машину? Может, среди покупателей есть автомеханики?

Вот в магазин привезли свежие продукты. (Продавцы обновляют витрины.) Кто теперь хочет быть продавцом? Давайте посчитаемся. Кто будет грузчиком? Он должен быть очень сильным, чтобы донести такие тяжелые ящики! Он должен быть настоящим силачом! А вам нужно купить продукты для того, чтобы отметить день рождения.

У кого как будто будет день рождения? Хорошо. Я как будто хозяйка и на ушко скажу, кому что нужно купить. ( Воспитатель называет каждому из детей список из 4-6 слов, обозначающих название продуктов питания.) Не забудешь? Может быть, повторить на другое ушко? Ну , беги в магазин и занимай очередь. ( Дети покупают товар, воспитатель подсказывает через описание признаков название того, что они забыли.)

Всё купили? Все продукты проданы. Кто купил колбасу и сыр для бутербродов? Яйца и мясо для пельменей? Молоко и сахарную пудру для блинчиков? Как это, не было сахарной пудры? На что похож пакетик для сахарной пудры? Подумайте, что может заменить его? … Сливки для украшения торта? На что они похожи? … Идите покупать. Что вы хотите, чтобы я ещё приготовила для дня рождения?

Ну, теперь помогите убрать в комнате, а то гости скоро придут, а я пока угощение буду готовить... Смотрите, что я приготовила. (Детям раздают мармелад.) Из чего он сделан? Значит он какой? ( Дети образуют относительные прилагательные, соответствующие названиям фруктов и ягод.)

Итоги игры: Игра закончена. Понравилась вам игра? Какие роли вы выполняли в игре? Что делали ваши персонажи? Кто хорошо играл свою роль, но и не забывал помогать товарищам? Молодцы.

«ТЕАТР»

Цель:

· Совершенствовать знания детей о жизни, чтобы желания и интересы детей естественно вплетались в содержание сюжетно – ролевой игры;

· знакомить детей с понятием «театр» и его предназначением;

· вызывать интерес к театрализованной деятельности, желание выступать вместе с коллективом сверстников;

· учить детей распределять роли с помощью взрослого, подбирать соответствующие сюжетно - ролевой игре и ролям детей атрибуты;

· учить договариваться между собой в процессе игры;

· развивать у детей выразительность интонации, мимики, движений;

· передавать характеры сказочных персонажей;

· воспитывать культуру поведения в общественных местах, употреблять в речи вежливые слова.

Материал и оборудование:

Большая ширма – стойка, костюмы героев сказки «Колобок», куклы (6-8 шт.), плюшевый медведь, искусственные цветы, колокольчик, билеты, касса; детские стульчики, крупный строитель (кубы и кирпичики).

Ход занятия:

1. Посмотрите, сколько гостей к нам пришло

- Мишка, куклы пришли к тебе в гости, нарядные, красивые, но почему-то очень грустные, не улыбаются, почему?

- Потому что они хотят попасть в театр, но не знают, что это такое и как туда попасть?

- Что же делать? Сможем ли мы ребятам как-то помочь? (сами с ребятами покажем театр)

- Куколки, а какая у вас любимая сказка? (рус. нар. сказка «Колобок»)

- Мы с ребятами знаем эту сказку и с удовольствием её покажем.

2. Но нам надо организовать театр.

- Вы сможете объяснить куклам и Мишке что такое театр и для чего он нужен? (правильно, театры бывают разные: драматический, музыкальный, оперы и балета, где на сцене выступают артисты и показывают зрителям сказки, спектакли, концерты, балет и.т.д.) – другие ответы детей.

3. Мы знаем, что в театре есть зрительный зал (для кого?) и есть сцена (для чего?) – ответы детей.

В театре дают 3 звонка:

1) приглашают зрителей в зал

2) просят занять свои места

3) означает начало представления

4. А как вы думаете, чем артисты отличаются от зрителей? (правильно, разные костюмы, у артистов грим на лице, зрители смотрят молча, а артисты выступают: поют, выразительно читают текст и.т.д).

5. А как надо вести себя в театре? (громко не разговаривать, выключить мобильные телефоны, не есть…)

6. Перед тем, как начать игру «В театр» нам надо понять с чего начать и чем закончить. Приготовили пальчики:

1) Что задумали сделать?

- Мы задумали играть «В театр»

2) Как создать театр?

- Правильно использовать пространство группы (зрительный зал – там, где стульчики стоят, а сцена – это коврик)

3) Какие инструменты – атрибуты понадобятся артистам и зрителям?

(артистам: костюмы, декорации, ширма; зрителям: билеты, цветы, стульчики для кукол)

4) Как будем игра?

-Последовательно выполнять все действия, играть дружно, договариваться, не ссориться.

5) Какой результат получится?

-Если все сделаем правильно и по порядку, то куклам понравится сказка, и они нам похлопают от удовольствия и будут очень рады побывать в театре.

7. Мы с вами заранее распределили роли, поэтому вы все знаете, кто артисты, а кто зрители.

Но нас с театр не пустят без билетов, правильно, надо выбирать билетёра, который в кассе будет продавать билеты.

Итак: «Театр открывается!

К началу все готово!

Билеты предлагаются

За вежливое слово!»

8. Артисты на сцену! поклон!

Аплодисменты! Цветы артистам!

- Куколки, вам понравилась сказка?

(довольные, улыбаются)

- А гостям понравилось?

- Всех участников игры приглашаю на коврик, встаньте по краю ковра.

- Как вы думаете, получилась у нас игра или нет? хорошо ли играли артисты?

- Какой был колобок? (веселый, но не послушный, потому что от бабки и от дедки убежал)

- Кто из героев сказки понравился?

- Кем бы ты хотел быть в следующий раз?

- Как вели себя зрители? Не мешали выступать? (билеты купили, о купонах позаботились, слушали и смотрели внимательно и вежливые слова знают)

- А теперь театр закрывается, предлагаю вернуться в группу: артисты в гримерку, зрители наводят порядок в зрительном зале.

«ПУТЕШЕСТВИЕ НА ПАРОХОДЕ»

Цель: Создать условия детям для определения содержания предстоящей игры, последовательности событий, игровых действий, а также персонажей и их взаимодействия.

Задачи.

1. Формировать у детей навыки и знания игровой деятельности и умение переводить их «на язык игры».

2. Продолжать развивать у детей творческий подход к игре, используя предметы-заместители.

3. Закреплять навыки совместной деятельности.

4. Воспитывать в детях чувственное восприятие окружающего мира.

Атрибуты к игре.

Морская фуражка, бескозырки, штурвал, бинокль, рупор, трап, якорь; удочки, ведро для рыбы; дамские шляпки, веера; поднос с муляжами фруктов, коробочки из-под соков, лекарств; медицинский халат и шапочка, фонендоскоп; микрофоны, фотоаппарат.

Действующие лица.

· Капитан.

· Помощник капитана.

· Матросы.

· Бармен.

· Врач.

· Туристы.

· Экскурсовод.

Предварительная работа.

· Рассматривание иллюстраций и предметов;

· Беседы и рассказы воспитателя на морскую тематику.

· Чтение рассказа Б. Житкова «Как я ловил человечков».

Ход игры.

Воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие на теплоходе по Черноморскому побережью и помогает распределить им роли. Воспитатель выступает в роли экскурсовода.

Капитан предлагает пройти составу команды на теплоход и занять свои места. Экскурсовод приглашает туристов пройти на теплоход, предъявляя билеты.

Капитан отдаёт команду: «Поднять якорь! Отдать швартовы! Полный вперёд!» Экскурсовод знакомит туристов с окрестностями Черноморского побережья, предлагает подойти к бортам теплохода и полюбоваться игрой дельфинов в воде. Бармен разносит фрукты и напитки, врач оказывает необходимую помощь пассажирам, некоторые пассажиры ловят рыбу и складывают в ведро. Туристы участвуют в концертной программе, исполняя песни и танцы. Экскурсовод сообщает туристам, что путешествие подходит к концу и теплоход возвращается в порт.

Капитан даёт команду: «Стоп, машина! Спустить якорь! Подать трап!» Пассажиры спускаются по трапу на берег.

Экскурсовод всех благодарит и прощается.

3. Дидактические игры

«ЦИРК»

Цель игры: Проверка знаний о счете, умения самостоятельно решать математические задачи в новых условиях.

Игровые действия. Выполнение роли зрителя, правильное решение задач, четкие ответы на вопросы ведущего.

Правила игры. По сигналу ведущего подбирать соответствующую числовую карточку, выполнять задания точно и быстро.

Материал. У каждого ребенка - конверт, в котором находятся числовые карточки.

Ход игры. Все дети выполняют роль зрителей, воспитатель - ведущий.

Ведущий. Дети, у нас сегодня открылся цирк. Вы хотите пойти в цирк?

Получив дружное согласие, ведущий обращает общее внимание на кассу, и предлагает всем купитьбилеты. Дети быстро выстраиваются друг за другом, покупают билеты и с интересом их рассматривают (на билетах красным карандашом написан номер ряда, а синим - номер места). Все зрители проходят в красиво оформленный зал - это цирк. Оживленно разговаривают о предстоящем представлении и высказывают предложения об участии в цирковой программе клоунов, дрессированных зверей и т. д. Звенит звонок, и зрители начинают определять по билету свое место в зале.

Задание I - порядковый счет.

Ведущий. Все вы купили билеты, на котоҏыҳ красным карандашом указан номер ряда, а синим - номер места. Каждый из вас должен найти свой ряд и место в зале.

Когда все рассаживаются, контролер(воспитатель) проходит между рядами и проверяет билеты, т. е. выясняет, правильно ли дети нашли свои места. Ведущий спрашивает каждого ребенка: «На котором месте ты сидишь? Как ты считал? Почему ты думаешь, что селна седьмое место?» Тем, кто правильно нашел ряд и место, вручает фишки.

Появляется Петрушка.

Петрушка. Здравствуйте, друзья дорогие: и маленькие, и большие! Не один я к вам пришел, а гостей с собой привел.
Не простых гостей - дрессированных зверей. Кого- я не скажу, а загадку расскажу:

С хозяином дружит,

Дом сторожит.

Спит под крылечком,

Хвост колечком.

Кто это?. Правильно. Это собака. Ее зовут Жучка. Вы видели разных собачек, которые умеют танцевать, кувыркаться. А сегодня вы познакомитесь с собачкой Жучкой, которая умеет считать. Только вы будьте внимательны. Собачка может ошибиться. Когда Жучке зададут вопрос, вы слушайте и вместе с ней считайте. Затем возьмите в конверте нужную карточку и покажите ответ. Приготовились!

Из-за ширмы появляется собачка. Жучка здоровается с детьми, дети дружно и громко ей отвечают. Жучка решает задачи, дети контролируют.

Задание 2 - количественный счет до 10.

Петрушка. Жучка, дети хотят узнать, умеешь ли ты считать. Ну-ка, Жучка, сосчитай, сколько здесь кубиков. (На лесенке стоят 7 кубиков. Жучка лает 6 раз.)

Петрушка. Правильно Жучка сосчитала? Дети отвечают сколько кубиков Жучка не досчитала.

П е т р у ш к а. Жучка, посчитай еще раз. (Жучка опять лает 6 раз.)

Петрушка. Покажите, дети, Жучке, сколько здесь кубиков? (Дети должны показатькарточку, на которой нарисовано 7 кружков.)

Петрушка. А сколько Жучка насчитала кубиков? Покажите карточку. (Дети показывают.)

Петрушка. Молодцы! Хорошо умеете считать:

Раз, два, три, четыре, пять!

Можно все ᴨȇресчитать,

Сосчитать, измерить, взвесить.

Сколько в комнате углов? (Ответ детей.)

Сколько ног у воробьев? (Ответ детей.)

Сколько пальцев на руках? (Ответ детей.)

Сколько пальцев на ногах? (Ответ детей.)

Сколько в садике скамеек? (Лает Жучка.)

Сколько в пятачке коᴨȇек? (Ответ детей.)

Задание 3 - сравнение рядом стоящих чисел в пределах 10.

Петрушка. Сейчас я буду называть числа, а вы вместе с Жучкой определите какое число больше: 7 или б? Покажите карточку. Какое число меньше: 7 или 6? Покажите карточку. (Дети должны показать вначале карточку, где 7 кружков, а затем - где 6. Жучка ошибается, показывает наоборот.) Жучка, постарайся правильно считать, я тебе сейчас другое задание дам. (Петрушка расставляет 4 елочки. Жучка лает 4 раза. Дети радостно хлопают в ладоши.) Дети, скажите Жучке, какое число больше числа 4 на I. (Дети должны называть число 5 и показать соответствующую карточку.) Какое число меньше числа 4 на 1? (Дети должны назвать число 3 и показать соответствующую карточку.)

Задание 4 - определение независимости числа предметов от их величины.

Из-за ширмы появляются 7 больших гусей и 8 маленьких гусят, а за ними лиса. Гуси, спасаясь от лисицы, прячутся на ᴨȇрвой стуᴨȇньке лесенки, а гусята забираются на вторую стуᴨȇньку.

Петрушка. Спрятались гуси с гусятами от лисы. Очень хорошо. А кого больше, гусей или гусят? (Дети должны ответить, что гусят, а Жучка показывает лапой на гусей.) Кто же прав, дети или Жучка? Как узнать?

Дети. Петрушка, ты посчитай.

Петрушка. Хорошо, я посчитаю, но и вы считайте, сколько гусей. А потом покажете карточку, на которой столько же кружков, (Дети считают и показывают карточку, за ними показывает карточку и Жучка.) А сколько гусят? (Дети должны ᴨȇресчитать гусят и поднять соответствующую карточку, где 8 кружков.) Сейчас будет трудный вопрос. Все внимательно слушайте. И ты, Жучка, слушай, кого больше (меньше): 7 больших гусей или 8 маленьких гусят? Покажите карточку.! А теᴨȇрь скажите, какое число больше (меньше): 7 или 8? (Дети должны показать соответствующие карточки).

Задание 5 - запоминание связей между числами и предметами.

Жучка что-то шепчет Петрушке на ухо.

П е т р у ш к а. Дети, Жучка говорит, что к вам в гости едут 7 зайчиков и 5 рыжих лисиц. Они хотят посмотреть сказку «Репка». Вы их видели?

Дети отвечают.

П е т р у ш к а. Их нужно встретить. Пойду встречать. Ой, я забыл, сколько и кто едет в гости? Напомните мне пожалуйста.

Задание 6 - состав числа из единиц в пределах 10.

Проводится показ сказки «Репка» (настольный театр).

П е т р у ш к а. Кто тянул репку? Сколько всего собралось ᴨȇрсонажей, чтобы вытянуть репку? По скольку их было? На котором месте внучка? Жучка? Мышка? Как считали?

Эту игру мы проводили с детьми только группы детей, участвующих в эксᴨȇрименте, что дало нам возможность выявить усᴨȇхи и самостоятельность каждого ребенка.

Выполнение ребенком заданий оценивалось в баллах:

0 баллов - ребенок не выполнил задание;

1 балл - ребенок выполнил задание не полностью. (Нп., ответил не на все вопросы задания, а частично).

2 балла - ребенок выполнил задание полностью.

В этой игре вопросы задают любимые ᴨȇрсонажи: Петрушка, собачка Жучка, «умеющая считать». Знакомые детям количественные отношения они вᴨȇрвые постигли в необычной для них форме соревновательной ситуации: кто лучше считает, кто сделал меньше ошибок? Счет начинала Жучка, а зрители - дети контролировали правильность решения задачи. В этой интересной и острой ситуации дети должны были максимально мобилизоваться, стремиться самостоятельно решить задачу и показать свои усᴨȇхи в счете. В данной игровой ситуации у детей наиболее полно обнаружился уровень умений применять полученные на занятиях математические знания.

Для выявления уровня умений каждого ребенка мы составили таблицу, в которую поместили результаты ответов детей на каждое задание игры.

Оценка результатов задания по уровням.

Низкий - 0-4 баллов;

Средний - 5-9 баллов;

Высокий - 10-12 баллов.

[1] Макаренко А. С. Игра. — Соч. М., 2005 с.15

[2]Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб, 2000 – 529

[3] Там же, с. 529.

[4] Там же, с. 529.

[5] Там же, с. 529.

[6] Люблинская А.А. Детская психология. – М,: 2002. – 106 с.

[7] Выготский Л. С. Вопросы детской психологии, М- 70 с.

[8] Там же с.70

[9] Выготский Л. С. Собрание сочинений. М., 2002 с. 20

[10] К.Д. Ушинский. Собр. соч., М, Изд-во Просвещение, 2001, стр. 20.

[11] Там же с. 27

[12] Макаренко А. С. Игра. — Соч. М., 2005 с.35

[13] Выготский Л. С. Собрание сочинений. М., 2002 с. 22

[14] Грановская Р.М., Элементы практической психологии, СПб, 2002 г., с. 77-78.

[15] Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) –– М.: 2001, с. 56

Наши рекомендации