Глава первая. Теоретические основы воспитания отзывчивости у старших дошкольников в театрализованных играх
Воспитание отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в театрализованных играх
Выпускная квалификационная работа
Исполнитель: Мкртычева Виктория Арсеновна
студентка 40 группы, форма обучения – заочная,
специальность 050144 Дошкольное образование
Руководитель: Курмаева Эльвина Раисовна
Допускать к защите Дата защиты_______________
__________________ 2015 Оценка____________________
______ ____________
Москва 2015
Содержание
Введение………………………………………………………………………....с. 3
Глава первая. Теоретические основы воспитания отзывчивости у старших дошкольников в театрализованных играх
1.1. Характеристика отзывчивости как качества личности детей дошкольного возраста…………………….…………………………………………………….с. 6
1.2. Педагогические возможности театрализованных игр в воспитании отзывчивости старших дошкольников……..……………………………….с. 14
Глава вторая. Опытно-практическая работа по воспитанию отзывчивости старших дошкольников в театрализованных играх
2.1. Определение уровня сформированности отзывчивости у старших дошкольников…………………………………………………………………..с. 23
2.2. Проведение и анализ опытной работы по воспитанию отзывчивости старших дошкольников в театрализованных играх………...………………..с. 27
Заключение…………………………………………………………………….c. 38
Список литературы………………………………………………………….. с. 40
Введение
Проблема воспитания отзывчивости как качества личности у детей дошкольного возраста в современном мире стоит достаточно остро. Часто приходится наблюдать, как многие из нас не хотят видеть переживания и боль окружающих людей, не хотят проявить своё сочувствие и сострадание.
Проблема развития отзывчивости требует особого внимания по отношению к детям старшего дошкольного возраста, так как именно в этот возрастной период ребенок активно решает задачи взаимодействия с окружающим миром, обретает опыт общения со сверстниками и взрослыми. Сам процесс общения невозможен без сопереживания и сочувствия, содействия другому.
Изучением проблемы воспитания отзывчивости в дошкольном детстве занимались многие отечественные психологи, среди которых В.В. Абраменкова, А.В. Запорожец, Т.П. Гаврилова, Я.З. Неверович и др.
В литературе по дошкольному воспитанию отзывчивость рассматривается авторами, как правило, с позиций нравственного воспитания. А.В. Запорожец, Я.З. Неверович понимают отзывчивость как эмоциональную реакцию дошкольника на состояние другого человека, как основную форму проявления действенного эмоционального отношения к другим людям, включающую сопереживание и сочувствие. Т.П. Гаврилова считает, что отзывчивость является составляющим компонентом эмпатии и проявляется в сопереживании, сочувствии другому человеку. В.В. Абраменкова рассматривает отзывчивость в качестве показателя развития гуманных чувств и коллективистских отношений.
В педагогической практике работы воспитателя детского сада встречается множество проблем, связанных со снижением отзывчивости у дошкольников. Это отчасти обусловлено наметившейся тенденцией эмоционального оскуднения отношений в семье, а отсюда эмоциональной черствости в отношениях детей друг с другом. На современном этапе, в мире телевизоров и компьютеров, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, значительно обедняя свою чувственную сферу. Дошкольники стали менее отзывчивыми к чувствам других, возросло количество агрессивных и эмоционально неустойчивых детей. Будущие первоклассники испытывают серьезные трудности в налаживании доброжелательных отношений с товарищами. Способность ребёнка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает, но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается.
Современные дети часто не реагируют на переживания друг друга, сосредоточены на своих желаниях, интересах, потребностях. Обнаруживается, что ограниченность активности, бедность получаемых впечатлений, недостаточное общение с людьми и с семьей, ограничение бытовыми и повседневными проблемами оказывает губительное влияние на все последующее развитие ребенка.
Игра – имеет огромное значение в жизни дошкольника. Игра есть вид развивающей, социальной деятельности, форма освоения социального опыта, одна из сложных способностей человека. Дети повторяют в играх то, к чему относятся с полным вниманием, что им доступно наблюдать и что доступно их пониманию.
Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряжённости, решением конфликтных ситуаций. Если не научить ребенка грамотно общаться с детства, это проблема будет сопровождать его всю жизнь.
В совместной со сверстниками театрализованной игре детей объединяют общие переживания, они учатся действовать согласованно и подчинять свои желания и интересы желаниям и интересам всего коллектива. С помощью театрализованной игры взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение, развивает интерес и внимание к окружающему миру, формирует нравственные привычки.
Цель работы: теоретически обосновать и опытным путем проверить эффективность театрализованных игр в воспитании отзывчивости у старших дошкольников.
Объект исследования: воспитание отзывчивости дошкольников.
Предмет исследования: воспитание отзывчивости у старших дошкольников в театрализованных играх.
Задачи исследования:
1. Дать характеристику отзывчивости как качеству личности дошкольника.
2. Раскрыть влияние театрализованных игр на развитие отзывчивости дошкольников.
3. Выявить первоначальный уровень развития отзывчивости у старших дошкольников.
4. Опытным путем проверить эффективность театрализованных игр в воспитании отзывчивости у старших дошкольников.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, беседа, обобщение опыта педагогической деятельности.
Глава первая. Теоретические основы воспитания отзывчивости у старших дошкольников в театрализованных играх