Проблема насилия в детской среде. Физическое насилие, телесное наказание в исторической перспективе и в 21 веке. Виды насилия и возможности противодействия
Близкие к современным представления о необходимости гуманного обращения с детьми возникли в 18-м веке. До этого времени чрезвычайно высокая рождаемость приводила к тому, что во многих семьях рождалось больше детей, чем родители могли прокормить и воспитать, поэтому к детоубийству было либеральное отношение.
Современная ситуация характеризируется не столько сокращением распространенности жестокого обращения с детьми, сколько признанием существования этого явления и готовностью общества принять все необходимые меры для предупреждения насилия по отношению к детям.
В архаичных культурах дети в момент рождения, автоматически, не получали право на жизнь. Это право даровалось им в результате ритуала, когда отец признавал ребенка своим. В ряде случаев признанию ребенка предшествовало испытание его жизнеспособности, в результате которой слабые дети погибали. Лишение жизни ребенка, не прошедшего такого ритуала, не считалось сколько-нибудь существенным проступком. Получение ребенком имени – другой широко распространенный способ признания его права на существование. Дети, рожденные вне брака, долгое время считались незаконными и поэтому часто становились жертвами детоубийства.
В древности детоубийство часто использовалось для избавления от недоношенных и больных детей. Но и в наше время дети-инвалиды имеют более высокий риск стать жертвой жестокого обращения.
Отношение к ребенку как к будущему работнику, поддержке в старости делало для родителей более желательным рождение мальчика, а не девочки. Не имея возможности повлиять на пол ребенка до рождения, родители добивались желаемого пола потомства, убивая новорожденных девочек. Подобная практика, хотя и не в столь широком масштабе, сохраняется до наших дней, например в Китае.
Смертельную опасность для маленьких детей представляет не только физическое насилие, но и пренебрежение основными потребностями ребенка, отсутствие необходимо ухода за ним. По данным исследования, проведенного в США каждый десятый случай внезапной смерти грудного ребенка связан с ненадлежащим исполнением родителями своих обязанностей. В Российской Федерации ежегодно около 1000 детей первого года жизни погибают от несчастных случаев и отравлений, то есть, фактически, вследствие невнимательности своих родителей.
Наиболее распространенной формой жестокого обращения с детьми в прошлом являлся детский труд. Условия труда детей были таковы, что давали основание расценивать его как физическое и психическое насилие, а не как экономическую эксплуатацию. Это было характерно для наемного труда детей на начальном этапе промышленной революции, когда от работника не требовалось особой квалификации. Наиболее широко детский труд использовался в тех странах, которые раньше стали на путь индустриализации, например, в Великобритании. Позором Англии назвал поэт Уильям Блейк малолетних трубочистов, которых специально плохо кормили, чтобы они оставались маленькими и могли чистить узкие трубы.
В наши дни главной причиной использования детского труда в развивающихся странах является низкий уровень жизни и высокая рождаемость, вследствие чего родители не могут прокормить всех детей. Однако характер и условия труда детей существенно изменились. Детский труд рассматривается как экономическая эксплуатация детей, если он ограничивает им доступ к образованию, не оставляет времени для отдыха или представляет угрозу для здоровья.
Наука и общество неохотно признали реальные масштабы жестокого обращения с детьми. Еще в 1860 г. Тардье описал последствия физического насилия в отношении детей и отметил широкую распространенность этого явления. В середине 20-го века педиатры установили, что множественные переломы в сочетании с кровоизлияниями под оболочки головного мозга характерны для детей, избитых своими родителями. Однако эти публикации не привлекли к себе внимания. Ситуация изменилась только в 1962 г. после появления статьи Генри Кемпе «Избитый ребенок». В этой статье автор описал типичные признаки неслучайных телесных повреждений и предположил, что в США ежегодно происходит около 500 случаев тяжелого физического насилия в отношении детей. Работа Кемпе привела к возникновению в США специализированной службы по защите детей, созданию национальной системы регистрации случаев жестокого обращения с детьми.
Виды насилия:
1. Физическое насилие – это преднамеренное нанесение ребёнку родителями или людьми, их замещающими, физических (телесных) повреждений, причиняющих ущерб его здоровью, нарушающих его полноценное развитие, лишающих жизни (избиение, истязание, сотрясение посредством пощёчин, подзатыльников, ударов, укусов, прижигание сигаретами и горящими предметами, применение отравляющих или снотворных веществ, удушение, утопление).
2. Психическое (эмоциональное) насилие – воздействие на психику ребёнка путём запугивания, угроз с целью сломить его волю к сопротивлению и к отстаиванию своих прав;периодическое или постоянное, вербальное или невербальное воздействие родителей или лиц, их замещающих на ребёнка, приводящее к возникновению у него негативных черт характера, деформации развития его личности.
3. Пренебрежение интересами и потребностями ребёнка – отсутствие со стороны родителей или лиц, их замещающих, необходимой заботы о ребёнке, в силу чего нарушаются его психофизическое здоровье и правильное развитие (оставление детей без присмотра, недостаток питания, одежды, отсутствие внимания и заботы, вовлечение в употребление алкоголя, наркотиков, отсутствие любви и др.).
4. Сексуальное насилие – использование ребёнка родителями, другими взрослыми членами семьи для удовлетворения сексуальных потребностей или получения выгоды (вовлечение его в сексуальные отношения, проституцию, порнобизнес).
5. Экономическое насилие – использование ребёнка родителями, другими взрослыми членами семьи для удовлетворения материальных и финансовых потребностей и выгод (растрата взрослыми семейных денег в своих интересах, контроль поведения ребенка с помощью денег, использование ребёнка при разводе как средства экономического торга).
6. Моральное насилие – унижение достоинства ребенка, которое проявляется в словесном оскорблении, брани, угрозах в его адрес, демонстрации неприязни к нему, а также в уничижительном сравнении с другими детьми.
Возможные противодействия:
· необходимо проводить работу по формированию психологической компетентности с родителями,
· специалистам школ следует выступать на родительских собраниях, проводить просветительские беседы, вечера,
· учить родителей понимать как себя, так и подростков, возрастные особенности и потребности детей и свои,
· обучать родителей элементарным приемам психологической саморегуляции,
· оказывать психологическую поддержу и помощь детям,
· следить за их физическим и психологические здоровья,
· в случае необходимости обратиться в правоохранительные органы.