Дизонтогенез речи при интеллектуальной недостаточности

При интеллектуальной недостаточности у большинства детей

наблюдается значительное запаздывание появления фразовой речи. До 2,5-3 лет такие дети

пользуются скудным набором слов с примитивной звуковой и слоговой структурой. Активность

вокализаций в процессе общения обычно низка. В случае необходимости ребенок привлекает внимание

взрослых криками, плачем или нечленораздельными вокализациями. Понимание речи ограничено

скудным набором часто повторяющихся высказываний в хорошо знакомом контексте. Этот род

дизонтогенеза правомерно рассматривать как вторичное недоразвитие речи. У некоторых из таких

детей за счет неплохих имитационных способностей объем однословных высказываний оказывается

шире. При некоторых формах психического недоразвития эти способности достигают значительной

степени развития: дети могут механически воспроизводить довольно сложные фразовые конструкции

и даже длинные высказывания (т.н. "симптом магнитофонности") (8). Вышеописанное речевое

поведение наблюдается на фоне однообразного малодифференцированного поведения, примитивных

форм манипулятивной игровой деятельности и эмоциональной уплощенности. Следует отметить, что

иногда среди этой группы детей не обнаруживалось полного соответствия тяжести недоразвития

речи степени интеллектуального снижения. У некоторых детей речевая деятельность опережала по

зрелости интеллект, а у других - наоборот. Это, по-видимому, подтверждает существующие концепции

о том, что существует несколько стратегий усвоения языка, некоторые из которых слабо зависят от

интеллектуальной зрелости.

У другой категории детей встречается столь же выраженное отставание в речевом развитии, но

избирательное по структуре. Подобная клиническая картина характерна для алалической формы

первичного тотального недоразвития речи и встречается относительно редко (3-5% от всех случаев

ПНР). У этой группы детей дизонтогенез речи становится заметным не ранее второго этапа развития

речи. Для них характерна грубая диссоциация между полностью или относительно сохранной

импрессивной речью и тяжелым отставанием в развитии экспрессивной речи. На протяжении всего

описываемого периода последняя ограничивается лепетными, звукоподражательными однословными

высказываниями. Длина синтагм увеличивается чрезвычайно медленно. В клинической картине на

первый план выступают тяжелые нарушения синтагматических языковых операций: фонотаксиса и

синтаксиса, которые почти не дают динамики в созревании по сравнению с предыдущим периодом.

Слоговая структура почти не развивается: среди слов

преобладают лепетные двусложные итерации (ам-ам, ка-ка,ти-ти). Звуковая структура слова и

звуконаполняемость остаются крайне нестабильными, а реализация отдельных звуков в слове

контекстуально зависимой.

Такие дети обычно проявляют живой интерес к окружающему, на

невербальном уровне демонстрируют неплохие познавательные способности, своевременно

овладевают основными навыками самообслуживания

39. Логопедическая работа в специальной коррекционной школе для детей со сниженным интеллектом.Логопедическая работа в специальной коррекционной школе VIII вида занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития умственно отсталого ребенка. Данная категория детей характеризуется стойкими нарушениями всей психической деятельности, особенно отчетливо обнаруживающимися в сфере познавательных процессов, от которых зависит качество усваиваемых знаний: нарушены процессы восприятия разной модальности, памяти, внимания, мышления. Общее нарушение интеллектуальной деятельности, нередко осложненное недоразвитием речеслухового и речедвигательного анализаторов, приводит к значительным затруднениям в овладении речью. Для нормальной речевой деятельности необходимо согласованное функционирование всего головного мозга и других отделов нервной системы. Между тем у школьников с нарушением интеллекта отмечается органическое поражение коры головного мозга, что приводит к возникновению разнообразных речевых расстройств. В связи с медленно развивающимися дифференцированными условными связями в области речеслухового анализатора такие дети долго не различают звуки речи, не разграничивают слова, произносимые окружающими, недостаточно точно и четко воспринимают речь окружающих. Развитие моторики, в том числе и речевой, у детей с нарушением интеллекта, протекает замедленно. Как слуховой, так и кинестетический контроль за речевыми движениями оказывается неточным. Нарушение речи детей данной категории носит системный характер. У них оказываются несформированными все операции речевой деятельности. Отмечаются слабость мотивации, снижение потребности в речевом общении; нарушено программирование речевой деятельности, создание внутренних программ речевых действий, реализация речевой программы контроля за речью, сличение полученного результата с предварительным замыслом, его соответствие мотиву и цели речевой деятельности. Нарушаются все компоненты речи: ее фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй. Недостаточная сформированность устной речи ведет к нарушениям письменной речи. Впервые на нарушение чтения и письма как на самостоятельную патологию речевой деятельности указал А. Куссмауль в 1877 г. Современная психология, рассматривая письмо как один из видов речевой деятельности, представляет его как более сложный психический акт, нежели устная речь. Психофизиологическую структуру процесса письма изучали А.Р. Лурия, Л.С.Цветкова. Зависимость между нарушениями письма, с одной стороны, и дефектами устной речи и слуха с другой, изучали: Ф.А. Рау, М.Е. Хватцев, М.Е. Боскис, Р.Е.Левина. Нарушение письменной речи у младших школьников изучали: Л.Н. Ефименкова, И.Н. Садовникова, Р.И. Лалаева, А.Н.Корнев и другие. В настоящее время этот вопрос остается одной из актуальных проблем логопедии. Особую значимость вопрос о нарушениях письма приобретает в практике обучения детей со сниженным интеллектом. На основе изучения специальной литературы выявлены противоречия между широкой распространенностью и разнообразием нарушений письма у учащихся младших классов школы VIII вида и ограниченным количеством коррекционных технологий, направленных на устранение его нарушений.

В связи с этим возникает проблема исследования: устранение нарушений письма учащихся младших классов школы VIII вида. Объект исследования – особенности нарушений письма у учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида. Предмет исследования – способы и приемы коррекции нарушений письма у младших школьников, обучающихся в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Цель исследования. Теоретически обосновать, экспериментально проверить эффективность логопедической работы по устранению акустико-артикуляционной дисграфии учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида. Гипотеза исследования. Процесс устранения нарушений письма у учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида будет более эффективен, если коррекционную работу строить с учетом имеющегося клинического и речевого диагноза, с использованием специальных методов и приемов. В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были поставлены следующие задачи исследования: Определить степень разработанности в теории и практике логопедии, проблемы нарушений письма учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида. Изучить и выявить характерные особенности нарушений письма у учащихся со сниженным интеллектом. Подобрать специальные методы и приемы коррекционно-логопедической работы, направленной на преодоление акустико-артикуляционной дисграфии младших школьников с нарушением интеллекта. Экспериментально апробировать эффективность логопедической работы по устранению акустико-артикуляционной дисграфии у младших школьников с нарушением интеллекта. Методы исследования определялись в соответствии со спецификой предмета и объекта, целью, задачами и гипотезой исследования: организационные (изучение учащихся начальных классов специальной коррекционной школы VIII вида); теоретические (анализ литературы по общей и специальной педагогике, логопедии, психолингвистике, методике русского языка); эмпирические (анализ педагогической документации, анамнестических данных, индивидуальные беседы с учащимися; констатирующий и обучающий эксперименты); анализ полученных данных. Организация исследования. Исследование проводилось в три этапа на базе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы №34 VIII вида. Первый этап был посвящен изучению специальной литературы, посвященной проблеме развития речи и формирования письма у учащихся младших классов школы VIII вида. В задачу данного этапа входила также разработка методики констатирующего эксперимента. Основной целью второго этапа являлось проведение констатирующего эксперимента по выявлению у учащихся 2-3-х классов специальной (коррекционной) школы VIII вида нарушений письма, определение характера испытываемых детьми трудностей.; анализ полученных результатов. Третий этап. Проведение обучающего эксперимента и анализ эффективности экспериментальной логопедической работы. На защиту выносится: Организация изучения нарушений письма учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида. Содержание логопедической работы по устранению нарушений письма у детей со сниженным интеллектом. Логопедическая работа во вспомогательной школе характеризуется большой спецификой, которая обусловлена особенностями высшей нервной деятельности, психологическими особенностями умственно отсталых детей, а также характером симптоматики, механизмов, структуры дефекта у этих детей. 40.Орг.логоп.помощи детям дошкольного возраста в России.Современные социально-экономические условия в России определяют необходимость усовершенствования содержания специального образования с учетом требований общества, направленного не только на всестороннее развитие личности лиц с особыми нуждами, но и более широкую их адаптацию.

Наши рекомендации