Глава 18. логопедическая работа при интеллектуальной недостаточности

Особенности логопедической работы с умственно отсталыми детьми

Значительное отставание отмечается у умственно отста­лых детей в появлении фразовой речи. При этом временной интервал между первыми словами и фразовой речью у них более длительный, чем у нормальных детей.

Особенности речевого развития умственно отсталых де­тей в психологическом аспекте изучены многими авторами (В. Г. Петрова, М. С. Певзнер, И. Карлин, М. Стразулла, К. Лонэ, С. Борель-Мезонни, Шлезингер, М. Зееман и др.). Специфика нарушений речи и их коррекция у умствен­но отсталых детей определяются особенностями их высшей нервной деятельности и психического развития.

У умственно отсталых детей отмечается недоразвитие высших форм познавательной деятельности, конкретность и поверхностность мышления, замедленное развитие речи и ее качественное своеобразие, нарушение словесной регу­ляции поведения, незрелость эмоционально-волевой сферы.

Особенности речевого развития детей с умственной отсталостью в степени дебильности

Характерным для них является позднее развитие речи. Резкое отставание наблюдается уже в период доречевых вокализаций. Если в норме спонтанный лепет у детей по­является в период от 4 до 8 месяцев, то у умственно отста­лых детей лепет отмечается в период от 12 до 24 месяцев (И. В. Карлин, М. Стразулла).

По мнению Касселя, Шлезингера, М. Зеемана, у умствен­но отсталых детей с дебильностью первые слова появляют­ся позднее 3 лет. Исследования И. В. Карлина и М. Стразул-лы показали, что первые слова у этих детей появляются в период от 2,5 до 5 лет. (В норме появление первых слов у детей от 10 до 18 месяцев.)

Нарушения речи у умственно отсталых детей

Нарушения речи у умственно отсталых школьников ис­следовались М. Е. Хватцевым, Р. Е. Левиной, Г. А. Каше, Д. И. Орловой, М. А. Савченко, Е. Ф. Соботович, Е. М. Го-пиченко, Р. И. Лалаевой, К. К. Карлепом и др. По данным этих исследований, в начальных классах вспомогательной школы выраженные дефекты наблюдаются у 40—60% де­тей. В первых же классах вспомогательной школы, по дан­ным М. Е. Хватцева, Г. А. Каше, число детей с дефектами речи значительно выше. Анализируя особенности речи у умственно отсталых школьников, В. Г. Петрова выделяет комплекс многообразных факторов, обусловливающих на­рушения их речи, отмечая, что основной причиной аномаль­ного развития и нарушений речи у умственно отсталых де­тей является недоразвитие познавательной деятельности.

Снижение уровня аналитико-синтетической деятельнос­ти проявляется в нарушении фонематического восприятия, сложной психической деятельности по дифференциации зву­ков речи. Нарушение познавательной деятельности приво­дит к трудностям усвоения семантической стороны языка, поэтому умственно отсталые дети с трудом овладевают слож­ными по семантике словами (абстрактными, обобщенными) и грамматическими формами (например, сложноподчинен­ными предложениями с придаточными цели, причины и др.).

В связи с общим недоразвитием аналитико-синтетичес­кой деятельности у них затруднено формирование всех языковых обобщений, замедленно и качественно иначе, чем нор­мальные дети, усваивают они закономерности языка.

Ограниченность представлений об окружающем мире, слабость речевых контактов, незрелость интересов, сниже­ние потребности в речевом общении представляют собой зна­чимые факторы, обусловливающие замедленное и аномаль­ное развитие у них речи. Наряду с этим имеют место и другие факторы, вызывающие у них нарушения речи: аномалии в строении речевого аппарата, обусловливающие ринолалию, механическую дислалию, локальное органическое пораже­ние подкорковых отделов головного мозга, приводящее к возникновению органического заикания, дизартрии.

Нарушения речи у умственно отсталых детей носят сис­темный характер.

У детей с умственной отсталостью встречаются все фор­мы расстройства речи, как и у нормальных детей (дисла-лия, ринолалия, дисфония, дизартрия, алалия, дислексия, дисграфия, заикание, афазия и др.). Преобладающим в структуре системного речевого нарушения является семан­тический дефект.

Нарушения речи у умственно отсталых детей характе­ризуются стойкостью, они с большим трудом устраняют­ся, сохраняясь вплоть до старших классов вспомогатель­ной школы.

Наши рекомендации