Краткая характеристика возрастных особенностей детей
1. Младший дошкольный возраст (4-й год жизни).
В том возрасте костная система сохраняет еще хрящевое строение в отдельных местах (особенно кисти рук, берцовые кости, некоторые части позвоночника), что легко может вызвать искривления при неправильных позах и неудобном лежании.
Предметом особого внимания в том ворасте должна служить тяжелая походка (на всю стопу), боковые раскачивания тела, полусогнутые ноги, опускание головы, неравномерность длины шагов, потому выработке походки, осанки и пр. необходимо уделить больше внимания.
Пространство зала дети еще использовать не умеют, теснятся. Приходится помогать им построиться, найти свое место. В связи с этим уходит больше времени на вводную часть (до 10 минут).
Лучше использовать игру "найди свое место" или "самолетики".
Основной вид деятельности - игра. Дети получают от игры огромное удовольствие, легко вживаются в образ. Но игра в основном индивидуальна, каждый играет сам, результат действия их еще мало интересует. Собственное "я" на первом месте, каждый хочет показать себя, поглощен самим процессом движения. Анализировать свои действия они не умеют, делают упражнения плохо, вразброд. Многие не стремятся повторять упражнение, превратился, например, в кого-то - и доволен.
Важно учить детей принимать исходное положение, сдерживать движения, приучать их ожидать разрешения выполнять упражнение, поскольку они часто мешают друг другу, стремятся передвигаться по залу.
Внимание у них еще крайне неустойчиво, повышена эмоциональная возбудимость, волевых усилий в выполнении упражнений почти нет.
Высокая роль подражания и плохое восприятие словесной информации. Все надо показать.
Необходим большой индивидуальный подход к каждому ребенку стем, чтобы, приучать к словесным пояснениям; показывая лучшего, обязательно объяснять, почему выбрали его, что он делает правильно, тем самым пробуждая желание заниматься, повторять движения (4-5 раз).
Дыхание малышей еще поверхностное. Учить их правильному дыханию легче на образах (на выдохе использовать звуки: Ш-ш, мяу, уф и т.д. согласно образцу).
Координация движений с музыкальным сопровождением у них почти отсутствует.
Многие дети, пришедшие из семьи, часто не могут приспособиться к занятиям в группе.
2. Средняя группа (5-й год жизни).
Период первого вытяжения. Накопление мышечной силы, выносливости, усиление подвижности.
Хрящевидными остаются части костей кисти, стопы. Дети ее не могут выполнять мелкие и точные движения.
Однако движения тела уже достаточно координированы, точны. Умеют свои движения регулировать, выполнять их намеренно. У них уже возросла работоспособность, способность сохранять нужную позу. Они охотно и многократно повторяют движения, в которых уже присутствует волевой характер. Возрасла сила конечностей.
Походка стала правильнее, но руки недостаточно энергичны. Многие еще сутулятся, но голову опускают меньше. Шаг стал равномернее. Можно уже широко использовать различные способы ходьбы (на носках, на пятках, на внешних сторонах стопы и т.д.).
Игра по прежнему остается главным видом деятельности. Наряду с показом упражнения дети уже способны воспринимать и словесные пояснения. Легче понимают и выполняют исходные положения. Нужно постоянно приучать их к восприятию словесной информации, кратко и четко по ходу объясняя, что делается правильно и почему (ноги прямые, носки оттянуты и т.п.).
Детей спедней группы легче правильно построить, и приучить сохранять свое место во время занятий. При этом надо обращать особое внимание на положение ног (они стремятся их сгибать) и плеч (очень напрягают). Они уже умеют подчинять свои движения общему ритму, делать упражнения согласованно. Многие хорошо воспринимают музыкальное сопровождение.
Хорошо участвуют в играх-импровизациях, охотно фантазируют, вживаются в образы (в виде деревьев, цветов и т.п.). Получают удовлетворение от красоты движения, умеют анализировать движение, охотно включаются в игры-соревнования. Очень отзывчивы на похвалу. Высшая награда для них - демонстрация другим ребятам их умения выполнять упражнения. У многих из них внимание еще неустойчиво, поведение и действия выходят из-под контроля сознания, возможны эмоциональные срывы. Надо поощрять их самостоятельность, настойчивость, волевые качества. Упражнения повторять 5-6 раз.
3. Старшая и подготовительная группы.
Продолжается рост тела, окостенение. Скелет в основном крепок, можно давать больше упражнений для упругости и силы. Усилен рост ног. Руки и ноги окрепли, а пальцы рук более подвижны.
Возросла у них и координация движений, их точность. У некоторых детей встречается импульсивный характер движений, стремление обратить на себя внимание. Хорошо координирована походка, отсутствуют лишние движения. Действия их уже подконтрольны сознанию и могут регулировать силу упражнений, подчинять их своей воле. Дети уже интересуются, почему надо выполнять так, а не иначе, понимают их пользу, связь между способом выполнения упражнения и конечным результатом. Они более настойчивы в преодолении трудностей, многократно повторяют упражнения.
Они могут уже работать дружно, хорошо понимают команду, сохраняют исходное положение, выделяют главное в осанке и позах. Хорошо сохраняют пространственную ориентацию, более организованны и дисциплинированны. Умеют анализировать свои успехи и успехи других, даже стремятся помогать друг другу.
Многие из них выполняют упражнения дома по своей инициативе - их уже привлекает результат упражнений.
Уже можно добиваться от них пластики движений, их красоты, четкости. Словесные указания при том важнее показа упражнения.
В основном эти дети хорошо чувствуют музыкальный ритм, подчиняются ему. Можно также на вербальном (словесном) уровне работать с дыханием, объясняя, когда делать вдох, а когда выдох. В этом возрасте важно воспитывать интерес у детей к ежедневным занятиям дома. Упражнения повторять 6- 8 раз.
4. Младший школьный возраст.
В этот период ребенок соединяет в себе черты дошкольного детства с особенностями школьника.
Нагрузка на позвоночник детей этого возраста сильно увеличивается. Детям приходится длительно сидеть, надолго "застывать" в одном положении, вызывая перегрузку отдельных мышц. Эту неизбежную перегрузку можно предотвратить упражнениями стретчинга.
Происходят существенные изменения во всех органах и тканях тела. Формируются все изгибы позвоночника - шейный, грудной и поясничный. Однако окостенение скелета еще не заканчивается, отсюда - его большая гибкость и подвижность, открывающая как большие возможности для правильного физического воспитания, так и отрицательные последствия (при отсутствии нормальных условий физического развития).
В школьные годы ребенок начинает подолгу сидеть, часто в неудобной позе, т.к. тело его быстро устает. К тому же мебель в школе, да и дома, далеко не всегда соответствует росту ребенка. Даже у детей, которые пришли в первый класс с нормальной осанкой, чаще всего она начинает катастрофически нарушаться. Часто начинает возникать плоскостопие и из-за неправильной походки, и из-за неудобной, неподходящей обуви.
У младших школьников энергично крепнут мышцы и связки, растет их объем, возрастает общая мышечная сила. При этом крупные мышцы развиваются раньше мелких. Поэтому дети более способны к сравнительно сильным и размашистым движениям, но труднее справляются с движениями мелкими, требующими точности. Окостенение фаланг кистей рук заканчивается к 9-11 годам, а запястий - к 10-12. В связи с этим у детей быстро устает кисть.
В этом возрасте больше внимания уделять ритмической разминке, включать побольше движений для кистей рук и на координацию движений (7-10 минут).
Изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения. По сравнению с дошкольниками у младших школьников больше созна-
тельности, самоконтроля, выдержки. Но они все еще склонны к возбуждению, непоседливы.
Игра в жизни детей этого возраста продолжает занимать очень важное место. Но наряду с игрой этим детям можно уже объяснить важность занятий, воздействие их на организм и т.д.