Педагогическая диагностика уровня воспитанности школьников в деятельности классного руководителя
Понятие «диагностика» в переводе с греческого означает «познание, определение». Педагогическая диагностика является составной частью профессиональной деятельности педагога и имеет прямое отношение ко всем компонентам этой деятельности.
Педагогическая диагностика – это одновременные оперативные изучение и оценка, регулирование и коррекция процесса или явления на уровне личности ученика и деятельности учителя.
В теории и практике педагогики довольно часто используется термин «воспитанность», под которым, как правило, понимается нравственность личности. Исходя из работ ведущих специалистов по вопросам воспитания, опыта педагогов, можно выделить несколько составляющих воспитанности:
1. Наличие социально значимых качеств, таких как трудолюбие, ответственность, гуманность, дисциплинированность и т. д.
2. Уровень сформированности различных личностных качеств.
3. Направленность личности:
• положительная – на добро и отрицательная – на зло;
• общественная направленность (на себя, на объект, на других людей – альтруизм, эгоизм).
4. Отношение к высшим человеческим ценностям: к человеку, труду, школе, к прекрасному, природе, к самому себе.
5. Поведение, поступки учащихся (ведущие мотивы поведения детей, ценности и ориентации).
Работая с диагностическими методиками, студент-практикант должен придерживаться следующих правил:
1) содержание диагностической методики должно предполагать ожидаемый результат;
2) диагностика должна быть достаточно информативной и создавать широкое поле исследовательской деятельности;
3) любые результаты исследования должны служить не во вред, а во благо;
4) по результатам диагностического исследования должна проводиться систематическая воспитательная работа.
Наиболее информативными методами педагогической диагностики являются:
· наблюдение,
· беседа,
· анкетирование и другие опросные методики,
· моделирование,
· анализ документов и продуктов деятельности воспитанников,
· метод незаконченных предложений,
· тестирование и т.д.
Правила проведения педагогической диагностики
1. Установление контакта между педагогом и ребенком. Доверительная атмосфера, доброжелательное отношение, внимание, подлинная заинтересованность.
2. Обследование проводится в течение 15–30 минут (в зависимости от возраста детей и задач исследования).
3. Следует принимать ребенка таким, какой он есть. Не оценивать его, не комментировать его ответы, не выражать недоумения, радости или порицания.
4. Результаты обследования должны обязательно фиксироваться.
5. Диагностика завершается тщательным анализом результатов обследования, который позволит предложить рекомендации по повышению уровня воспитанности учащегося.
Рекомендации по оформлению протоколов исследования
Протоколы исследования уровня воспитанности учащегося оформляются на листах формата А4, шрифт Times New Roman, 14 кегль, одинарный интервал.
Протокол №…
Дата, время, место проведения исследования –
Название методики:
Цель:
Необходимый материал:
Испытуемые:
Ход исследования:
Инструкция:
Подробное описание методики и процесса проведения исследования;
Обработка данных и их интерпретация:
Выводы:
Примерная схема составления рекомендаций классному руководителю по повышению уровня воспитанности школьника
Рекомендации по повышению уровня воспитанностипредставляют собой определение направления и последовательности работы классного руководителя с учащимся. Они должны быть направлены на формирование и совершенствование базовых составляющих воспитанности (социально значимых качеств, положительной направленности личности, отношение к высшим человеческим ценностям и т. д.). Суть рекомендаций заключается в том, чтобы показать, какие именно индивидуальные особенности ребенка следует принять во внимание при организации учебно-воспитательного процесса, а также каким образом их можно учитывать. Рекомендации составляются с учетом результатов проведенного исследования по выявлению уровня воспитанности. Рекомендации должны включать конкретные предложения по организации воспитания ребенка. Они могут быть представлены в виде обобщенных, кратко изложенных советов.
При составлении рекомендаций можно использовать следующую схему:
1. Предложите основные пути повышения уровня воспитанности учащихся, основываясь на полученных данных в процессе исследования.
2. Назовите эффективные формы, методы и приемы повышения уровня воспитанности школьника.
3. Предложите конкретную тематику воспитательных мероприятий для повышения уровня воспитанности школьника.
4. Определите наиболее трудные моменты, по вашему мнению, в организации и проведении процедуры по повышению уровня воспитанности учащегося.
При разработке рекомендаций следует обращать внимание на языковую культуру изложения материала, его логичность, последовательность, лаконичность, грамотность и научность стиля.