Разновидности конфликтов

Поскольку основные линии противоречий в социально-педаго­гическом процессе могут иметь различное направление и разный удельный вес, то можно говорить о вертикальных и горизонталь­ных конфликтах.

Вертикальные конфликты возникают при появлении противо­речий в своеобразной иерархической структуре: между обще­ством и системой образования, между администрацией школы и учителем, между учителем и учеником.

Кроме этого, имеют место и горизонтальные конфликты: «учи­тель—учитель», «ученик —ученик», «родитель — родитель» и т.п.

Некоторые авторы обращают внимание на то, что конфликты учителей с учащимися младших, средних и старших классов име­ют существенные отличия. Например, В.И.Журавлев, описывая конфликтно-стрессовые ситуации в младших классах, выделяет конфликты дидактического характера, конфликты этики и запре­дельно-этические конфликты. Среди конфликтно-стрессовых си­туаций в работе с подростками автор выделяет конфликты дис­циплины, конфликты в сфере дидактического взаимодействия, конфликты в методике обучения и конфликты в тактике взаимо­действия учителей с подростками, а также конфликты этики. В работе с учащимися старших классов имеют место конфликты, связанные с дисциплиной учеников, конфликтогенное поведе­ние педагогов и конфликты, вызываемые бестактностью учите­лей [31, гл. 5, 6, 7].

Конфликт можно описать с помощью различных характеристик.

По содержанию или по предмету, вокруг которого возникает столкновение субъектов, различают следующие конфликты: бы­товые, административные, профессиональные, идеологические, психологические, этические, амбициозные.

В бытовых конфликтах столкновение субъектов происходит вок­руг каких-либо бытовых проблем: почему в классе грязно? Куда запропастился классный журнал? Почему нет мела? Кто должен стереть с доски? Когда в школе появится новая мебель в классах и сделают ремонт в учительской? Вот далеко не полный перечень вопросов, которые довольно часто возникают в столкновениях бытового характера между учителем и учениками, учителями и школьной администрацией.

Административные конфликты возникают вокруг полномочий в системе «начальник — подчиненный». Это типичные вертикаль­ные конфликты. Например, если директор школы вменяет в обя­занности учителя дополнительные виды деятельности (допустим, 'поливать цветы в школе во время летних каникул), а учитель от­казывается от их выполнения, то между ними может возникнуть административный конфликт.

Профессиональные конфликты возникают, как правило, в сфе­ре профессиональной деятельности между представителями од­ной профессии. В качестве объекта конфликта выступают осо­бенности организации этой деятельности. Например, принципи­альные разногласия двух учителей, преподающих один и тот же учебный предмет, по поводу методики изучения конкретной темы, или существенные расхождения их взглядов на способы поощрений и наказаний учащихся. У педагогов такие конфликты могут возникать не только с коллегами, но также с учениками или их родителями, выражающими недовольство методикой пре­подавания учителя или системой оценивания знаний учащихся.

Предметом столкновения в идеологических конфликтах высту­пают отношения субъектов к тому или иному явлению идеологического характера. Примерами конфликтов такого рода являются бурные споры людей, в том числе и учителей, по поводу важней­ших событий, происходящих в России и за ее пределами: прива­тизации, военных действий в Чечне и других уголках мира, тер­рористических актов в Москве и других городах, выборов в Го­сударственную Думу и президента России, а также в местные органы законодательной и исполнительной власти, заявлений ведущих политиков разных стран и иные важные общественно-политические события. Идеологические конфликты способны су­щественно развести представителей одной профессии по лагерям различных политических партий и общественных движений, пре­вратив их из коллег в политических противников.

В психологических конфликтах предметом столкновения стано­вятся конкретные особенности психических свойств и процессов одного из субъектов, вызывающие неудобства у другого субъекта общения. Так, в школьной практике встречаются примеры, когда учителя, отличающиеся быстротой мышления, крепкой памятью и холерическим темпераментом, вступают в конфликты с медли­тельными учениками, долго ищущими ответы на самые элемен­тарные вопросы. Низкая скорость мыслительных процессов, сла­боразвитая речь и медлительность таких учащихся вызывают раз­дражение у педагогов и порождают конфликты.

Предметом столкновений в этических конфликтах становятся нормы поведения, а точнее, отступления одного из субъектов от сложившихся норм, либо ориентация субъектов на различные нормы поведения. Порой в руки учителя попадает записка, кото­рой обмениваются ученики на уроке. Учитель вправе потребовать от учащихся прекращения переписки во время урока, но он не имеет право читать не ему адресованное послание, тем более оз­вучивать его всему классу. Нарушение этого правила чревато воз­никновением этического конфликта.

Амбициозные конфликты отличаются тем, что объектом столк­новения в них выступают претензии одного из субъектов на осо­бый статус, на особое отношение к себе. «Я в этой школе прора­ботал двадцать лет и поэтому требую, чтобы при составлении расписания мои уроки были сгруппированы в те дни, которые я указал в своей заявке!» — говорит учитель завучу школы. И если завуч не выполнит предъявленных требований учителя, то между ними может возникнуть амбициозный конфликт.

Существуют также конфликты, когда у каждого из субъектов присутствует свой предмет интереса и каждый из них ориентиру­ется лишь на себя, не желая считаться с партнером по общению. Например, учитель довольно бурно выражает свой протест ди­ректору школы по поводу того, что его кабинет нуждается в сроч­ном ремонте: стены покрываются плесенью, с потолка падает штукатурка, электропроводка становится опасной для жизни уча­щихся, а освещение не отвечает гигиеническим нормам. Директор же обращает внимание не на содержание требований учителя, а на тон, с которым эти требования излагаются. Директор счита­ет, что учитель разговаривает с ним слишком резко и некоррект­но. Получается, что для учителя предметом столкновений с ди­ректором являются бытовые вопросы, а для директора — этичес­кие. Поэтому стороны не смогут договориться до тех пор, пока не переведут разговор в одну плоскость: станут обсуждать либо бытовые проблемы школы, либо проблемы педагогической этики. Иногда встречаются бессодержательные, пустые или беспред­метные конфликты, так как между субъектами нет предмета стол­кновения. Причиной такого конфликта может быть плохое само­чувствие одного из субъектов общения или, напротив, его осо­бый эмоциональный подъем по поводу какого-то значимого для него события.

Например, один ученик может не работать на уроке математи­ки из-за элементарного заболевания гриппом или из-за пере­утомления на предыдущем уроке физической культуры. Другой — «выпадает» из урока, так как получил известие о том, что ему предстоит поездка на важный для него конкурс музыкантов или на спортивные соревнования федерального уровня. Поэтому он никак не может отвлечься от этого существенного для себя собы­тия и настроиться на урок. А учитель не обращает внимания ни на болезнь одного, ни на радость другого и «награждает» обоих «двойками», создавая конфликтную ситуацию и с этими учени­ками, и с их родителями, и с классом.

По числу субъектов различают внутриличностные, межличнос­тные и межгрупповые конфликты.

Во внутриличностном конфликте противоречие возникает меж­ду двумя внутренними противоположно направленными моти­вами, интересами или потребностями одного человека. В совре­менной жизни каждому из нас довольно часто приходится де­лать выбор: встать утром пораньше и сделать зарядку на свежем воздухе или же понежиться лишний часочек в теплой постели; высказать в лицо своему начальнику все, что думаешь о его ин­теллектуальных и организаторских способностях, или же не го­ворить, чтобы не портить отношений с ним и не наживать не­приятностей.

В межличностном конфликте происходит столкновение инте­ресов двух личностей, которые заявляют о своем праве на пред­мет спорной ситуации. Например, такой конфликт может возник­нуть, когда учитель отказывается выполнить просьбу директора школы о том, чтобы повысить итоговую отметку ученику, не от­личающемуся ни способностями, ни прилежанием, ни уважени­ем к этому учителю.

Межличностные конфликты довольно часто возникают между всеми субъектами общения в школе: учителем и учеником, ди­ректором и учителем, учителем и родителем ученика, между дву­мя учениками и учителями.

Межгрупповой конфликт представляет собой столкновение инте­ресов двух групп как совокупных субъектов общения. Примером та­кого конфликта может быть противостояние двух микрогрупп одно­го класса в борьбе за право навязать свои нормы взаимоотношений между одноклассниками. Возможно также противостояние двух классов одной школы, отстаивающих свои групповые интересы.

Следует отметить, что внутриличностный, межличностный и межгрупповой конфликты по своему содержанию могут быть бытовыми, административными, профессиональными, идеоло­гическими, психологическими, этическими и амбициозными.

При рассмотрении конфликтов, возникающих в профессиональ­но-педагогическом общении, можно использовать описанные выше характеристики. Особенно если речь идет о взаимодействии взрос­лых людей: представителей школьной администрации, учителей и родителей, т. е. субъектов, относительно равных в жизненном плане. Когда же речь заходит о конфликтах взрослых и детей, то воз­никает ряд принципиальных особенностей, на которые необхо­димо обратить внимание.

Прежде всего, эти особенности связаны с существенным не­равенством субъектов такого конфликта. Взрослый (учитель, ди­ректор или родитель) обладает большим, нежели ребенок, жиз­ненным опытом, его поведение более стабильно, он в меньшей мере подвержен импульсивным действиям и в большей степени способен к осмыслению складывающейся конфликтной ситуации. В отличие от взрослого у ребенка значительно меньший жизнен­ный опыт, его поведение более импульсивно, а способность к ана­литической деятельности довольно невысокая.

Другая особенность конфликтов взрослых и детей связана с предметом их конфликта. Если при конфликтных столкновениях взрослых людей каждый из субъектов имеет свой предмет интере­са, что вынуждает стороны действовать вопреки намерениям друг друга, то в конфликтах педагогов и воспитанников ситуация складывается иначе. Поскольку миссия педагога заключается в том, чтобы способствовать обучению, воспитанию и развитию ребен­ка, то любая профессиональная деятельность учителя-воспитате­ля подчинена этой благородной миссии. Поэтому все стратегичес­кие интересы педагога связаны с задачами развития ребенка и введения его в мир культуры, в том числе и в мир культуры взаи­моотношений между людьми. Следовательно, интересы педагога как субъекта того или иного педагогического конфликта в итоге должны быть все равно направлены на интересы ребенка. Ведь педагог достигает положительного эффекта не тогда, когда уда­лось перехитрить или обмануть своего воспитанника в споре или конфликте, а когда он смог сделать ученика своим союзником и оказать ему помощь в процессе восхождения к культурным цен­ностям. Получается, что интересы педагога как субъекта конф­ликта оборачиваются на интересы ребенка. Поэтому в конфликте между педагогом и воспитанником субъекты имеют не различные интересы, а один общий интерес, связанный с процессом разви­тия ребенка.

Наши рекомендации