Система медицинской и психолого-педагогической помощи неслышащим
Сопровождение лиц с нарушениями слуха в специальном образовании обеспечивает им на всех его ступенях определенные гарантии в получении необходимой помощи, сохраняя при этом приоритет их интересов. По своей структуре оно представляет собой динамический процесс, предусматривающий:
-систематическое отслеживание клинико-психологического, психолого-педагогического, социального статуса личности в динамике ее развития;
-создание в образовательной среде адекватных условий, содействующих психическому, социальному развитию человека со слуховым дефектом;
-оказание в случае необходимости помощи родителям и родственникам, участвующим в жизнеобеспечении лиц с нарушениями слуха;
-организацию среды жизнедеятельности с учетом особенностей и возможностей (психических и коммуникативных) человека с нарушенным слухом.
По времени такое сопровождение может быть постоянным или выборочным; по способу осуществления — непосредственным, опосредованным и дистанционным; по направленности деятельности организационным, консультативно-адаптационным, коррекционно-развивающим; по форме организации — индивидуальным и групповым; по своему принципиальному характеру — целостным, сочетающим взаимосвязанные компоненты: медицинский, психологический, педагогический и социальный.
В его основу положен мульти дисциплинарный подход, предполагающий участие специалистов разных профилей (отоларингологов, педагогов, дефектологов, психологов, социальных педагогов и т.д.), от согласованных и координированных усилий которых зависит его эффективность.
Важным этапом в комплексном психолого-педагогическом и медико-социальном сопровождении является деятельность психолого-медико-педагогических комиссий, служб раннего и надомного сопровождения, специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Медицинское сопровождение предусматривает углубленное медицинское обследование, на основе которого определяется индивидуальная общеукрепляющая терапия, проводятся лечебно-оз- доровительная работа, профилактика заболеваний и постоянный медицинский контроль за состоянием здоровья индивида в условиях образовательной среды. Особое значение имеют осмотр врача-отоларинголога (отиатрический осмотр) и диагностика состояния слуха. Клиническая аудиология, использующая вариативные средства и методы исследования слуховой функции — объективные и субъективные (психоакустические), позволяет получить данные о частотном и динамическом диапазонах слуха. Для организации коррекционно-педагогической помощи по развитию речевого слуха и произношения важны сведения о времени, характере и причинах нарушения слуха, об особенностях слухопротезирования.
На основе комплекса медицинских мероприятий разрабатываются адресные рекомендации (индивидуальные и групповые) для педагогов, родителей, лиц со слуховой недостаточностью (детей, учащихся, студентов), определяются лечебно-коррекционные мероприятия медицинского характера.
Психологическое сопровождение направлено на создание комплексной системы психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации лиц с нарушенным слухом в образовательной среде. Оно предусматривает: дифференциальную психологическую диагностику, направленную на выявление психологической структуры нарушения; разработку индивидуальной психокоррекционной программы, согласованной с особенностями образовательного процесса, и изучение индивидуального продвижения по образовательному маршруту; подготовку рекомендаций, обеспечивающих оказание адресной психологической помощи для преодоления трудностей в обучении; конкретную психологическую помощь (коррекцию эмоционального и общего развития личности, формирование сенсорно-перцептивной и интеллектуальной деятельности; психологическую коррекцию поведения).
Организация психологического сопровождения предполагает проведение мероприятий, направленных на успешную адаптацию обучаемых в условиях образовательной среды, таких, как консультирование, тренинги, комплектование групп психологическое: разгрузки и др. Кроме того, адресная психологическая помощь может быть оказана учителям и сурдопедагогам. Как правило, в этом случае подразумевается содействие в определении особенностей организации образовательной среды для детей, имеющих нарушения слуха, с позиций обеспечения для них духовного и нравственного комфорта. Предусмотрены также психологическая поддержка и помощь родителям детей со слуховой недостаточностью и лицам, их заменяющим.
Психологическое сопровождение детей, имеющих нарушения слуха, обеспечивает им расширение и гармонизацию зоны ближайшего развития через формирование психических функций, свойств и качеств, значимых для компенсаторных механизмов.
Педагогическое сопровождение направлено на определение особенностей коррекционно-педагогической, реабилитационно-восстановительной помощи на основе дифференцированного подхода к оценке возможностей развития ребенка и создание адекватных образовательных условий. Для этого проводится педагогическое обследование состояния слуха (без использования электроакустической аппаратуры), слухового восприятия и его резервов (с использованием электроакустической аппаратуры); возможностей понимать собеседника и быть понятым; аналитических характеристик произношения; уровня общего и речевого развития на начало обучения (объем словаря, владение синтаксическими конструкциями, связной речью); используемых специфических средств общения; сформированное знаний, умений и навыков; выявляются причины, вызывающие затруднения усвоения содержания учебного материала, если таковые имеются, и др.
В зависимости от возраста ребенка и этапа обучения могут быть необходимы и некоторые дополнительные данные (например, Л. П. Носкова рекомендует при обследовании глухих дошкольников особое внимание обращать на развитие языковой способности).
Обобщение собранных данных ложится в основу рекомендаций о темпах получения образования, его объеме (среднее (полное), основное общее, неполное общее основное образование с дополнительной трудовой подготовкой).
Педагогическое сопровождение детей и подростков, имеющих нарушения слуха, осуществляют сурдопедагоги, учителя специальной школы; предусматривается также оказание педагогической помощи их родителям.
Социальное сопровождение гарантирует реализацию права лиц с нарушенным слухом на образование и регулирует правовые отношения с обществом и его учреждениями, обеспечивая им возможность чувствовать себя полноправными, юридически защищенными членами данного общества. В соответствии с норматив- но-правовой основой организуется безбарьерная среда жизнедеятельности, планируется и реализуется система социальной помощи и т.д.
Важным аспектом социального сопровождения является создание индивидуальных программ реабилитации (ИПР), предусматривающих соответствие медицинских, психологических, педагогических и социальных мер индивидуальным возможностям конкретных людей, имеющих нарушения слуха (как по содержанию, так и по форме). ИПР ставит своей целью интегрировать человека со слуховым дефектом в общество слышащих людей, обеспечив ему необходимый уровень общения. Такие программы, разрабатываемые для детей, утративших слух до овладения речью, существенно отличаются от программ для тех, кто лишился слуха после того, как научился говорить. В первом случае неизмеримо возрастает роль обучения и слухопротезирования, во втором — лечения и слухопротезирования.
Клинические основы
Функционирование нормально действующих анализаторов способствует установлению сложных, но естественных взаимоотношений человека с окружающим миром. Полное или частичное их нарушение (или одного из них, в частности слухового) приводит к изменениям в деятельности других анализаторов, а в детском возрасте оказывает воздействие на весь процесс развития. Сурдопедагогика тесным образом связана с биологией человека, с и ее различными отраслями (патологической анатомией и физиологией человека разного возраста, нейроанатомией, нейрофизиологией, невропатологией, психопатологией, психиатрией, психотерапией, генетикой, педиатрией, фониатрией, отоларингологией, сурдологией и др.). Совокупность базовых знаний из этих областей науки формирует клинические основы сурдопедагогики, значимые для проведения психолого-педагогической диагностики, определения специальных образовательных условий для различных групп, отличающихся по состоянию слуха, для составления специальных образовательных программ.
Сурдопедагогика содействует закреплению, развитию и усилению результатов, достигнутых Медиками, помогает человеку научиться полноценно жить со слуховым дефектом, который нельзя преодолеть с помощью медицинских мер реабилитации.