Характеристика технологий модульного, проектного, интерактивного обучения в современной школе
Под модулем в обучении понимается относительно не зависимая, но не завешённая часть уч процесса. Прим. Модуль в обр-ии: бакалавр, магистр, Модуль в обучении – в химии: Ме, Неме, Ведущие идеи технологии модульного обучения: 1)Гуманизация, демократизация отношений 2)Личностно-ориентированный подход в обучении 3)Субъектная позиция уч-ся 4)Компетентностный подход. Значимость технологии 1)Для обучаемого: 1.субъектная позиция и обр-ая мобильность 2.развитие нового типа мышления. 3.высокая степень самостоят-ти в обр-ии. 2)Для учеб заведения: 1.содействие решению задач по модернизации обр-ия 2.повышение качества обр-ия 3.укрепление авторитета обр-го учреждения
Теоретич основы модульного курса: 1)теория поэтапного формирования умственных действий. 2)Кибернетический подход (Подход строится на гибком управлении и самоуправлении). 3)Рефлексивный подход (анализ и самоанализ).
Построение целей М.Т.: 1)Комплексная дидактич цель (КДЦ) 2)Интегрированная (ИДЦ) 3)Частная (ЧДЦ). Состав модуля: 1)Целевой план действий 2)Банк инф-ции 3)Методич руководство по достижению дидактич целей. Структура модульного курса: 1)Общая цель и комплексная дидакт-я цель 2)Модульная структура (кол-во модулей) 3)Содерж-е модулей 4)Контроль усвоенного содерж-я модулей (вкл-я самоконтроль и рефлексию) 5)Практико-ориентированные или творч задания (учеб-исслед-е, сочинения, рефераты, составление словаря, разработка исслед-ий, выступления. Технология создания модульной программы обуч-я шк-ков. Цель программы: разработать пед систему, способствующую орг-ции сам. работы школьников в приобретении ЗУНов. Алгоритм работы учителя: в основу положена пошаговая деят-ть, направленная на создание пед условии сам. работы школьников. Шаг 1 Выбор темы курса, раздела предмета,, к-ый будет изучаться модульной программой: Основные параметры выбора: 1)Средняя сложность материала для изучения 2)Достаточная оснащённость пед средствами 3)Наличие необходимого опыта сам работы школьников. Шаг 2 Опр-ие модулей в выделенном содержании (опр-ие крупных уч единиц),к-ые будут усваиваться школьниками с/м. Параметры работы: 1)Число модулей неограниченно 2)В рамках изучения содержания предмета найти оптимальное сочетание с/м и традиц учеб работы. Шаг 3 Постановка ИДЦ каждого модуля Параметры работы: 1)Цели должны быть выражены простыми,понятными для уч-ся глагольными формами,2)Цели должны точно отражать необходимый уровень содержания материала. Шаг 4 Методич работа над каждым модулем 1)Опр-ие кол-ва учеб единиц в модуле 2)постановка ЧДЦ 3)разработка содерж-ия каждой УЕ. 4)описагние методов сам работы над каждой УЕ. 5)разработка к/р вопросов, на к-ые должен ответить уч-ся. 6)Разработка практич типовых задании, к-ые должны выполнить уч-ся. 7)разработка форм контроля и оценки результатов усвоения каждого модуля. Шаг 5 Разработка руководства по усвоению уч. материала ПРИМ.:1)Составьте подробный план к тексту.. 2)Обратите внимание на раздел.. 3)прОчитайте историч справку о… и т.п.Шаг 6 Ориентация уч-ся на использованеи уч лит-ры: 1)Учебники и учеб пособия, 2)дидактич материалы, 3)электронные учебники, 4)сайты в интернете, 5)доп лит-ра. Шаг 7 Оценка валидности каждой уч.ед-цы, опр-ие общей оценки за изучаемый модуль Параметры работы: 1)Школьник должен знать требования к уровню приобретаемых знаний 2)-//-пороцедуру «приёмки» модуля. Метод проектов Проект - это совок-ть опред-ых действий, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теор продукта. Это всегда творч деят-ть. Метод проектов – пед технология, ориентир-ая на приобретение и применение новых знаний. Включ-е шк-ка в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы чел-ой деят-ти в социокульт-ой среде. Осн.задача: исследование детьми вместе с учителем окруж жизни. 1)Всё что делаю, должны делать сами: спланировать, выполнить, проанализировать, оценить, понимать, зачем они сделали. 2)должны научиться строить свою деят-ть совместно с др, найти, добыть знания.
Метод проектов предполагает решение проблемы. Включает чёткое планирование действий, наличие замысла решения этой проблемы, чёткое распределение ролей. Преимущества: энтузиазм в работе, заинтерес-ть детей, связь с реальной жизнью, выявление лидир-х позиций ребят, науч пытливость, развитие умения работать в группе, самоконтроль, лучшая закрепленность знаний, дисциплин-ть, развитие познават, творч навыков, развитие критич-го мышления. Результаты д.б.предметными: если это теор. проблема, то конкретное её решение, если практ-ая - конкретный практич результат, готовый к применению. Проектный метод в школе есть альтернатива классно-урочной системе. Технология рассматр-ся как создание пед условий, при которых уч-ся: 1)с/м приобретают новые знания 2)учатся пользоваться этими знаниями для решения задач 3)приобретают коммуникат умения 4)развивают у себя исслед умения и системное мышление 5)вырабатывают собственный взгляд на проблему 6)анализ-ют результаты. Деятельность учителя организ-ся по 3-м направлениям: 1)формир-е заданий 2)создание усл для разработки и осущ-я шк-ми уч проектов 3)вооружение их необходимыми для этого знаниями и умениями. Использование метода проектов предполагает соблюдение следующих требований:1) Наличие значимой проблемы, требующей исслед-го поиска. 2) Практич, теоретич, познават значимость предполагаемых результатов 3) С/м-ая деят-ть уч-ся. 4) Опред-ие конечных целей проектов. 5) Опред-ие знаний, необходимых для работы над проектом. 6) Структурирование содержания проекта (с указанием поэтапных результатов). 7) Использование исслед-их методов: 1. определение проблемы и задач исследования; 2.выдвижение гипотезы, обсуждение методов исследования; 3.оформление конечных результатов; 4.анализ полученных данных; 5.подведение итогов, выводы (мозговая атака, круглый стол, творч отчеты, просмотры и т.д.). В работе над проектом можно выделить следующие этапы:1) Формулир-ие проблемы. Задача педагога - вывести на осознание проблемы, создать мотивацию. 2) Организация творч групп. 3) Планирование работы над проектом: 1.возможные источники информации; 2.способы сбора и анализа инф-ии; 3.способы представления результатов (отчет, конкретный продукт..); 4.критерии оценки продукта; 5.обязанности участников. 4) Анализ информации, разработка проекта. 5) Оформление и представление проекта 6) Анализ и оценка результатов работы над проектом: 1.групповая рефлексия авторов проекта; 2.анализ и оценка качества проекта другими обучающимся, учителем. Даже неудачно выполненный проект имеет положит пед значение. Оценка проекта (≈2): 1)Первый (скрытый) - это пед. эффект от включения шк-ов: формирование личностных качеств, мотивация, рефлексия и самооценка, умение делать выбор и осмыслять как последствия данного выбора, так и результаты собственной деят-ти. 2)Второй - это сам проект. Оценивается не объем освоенной инф-ии, а её применение в деят-ти. Типология проектов в образовании. 1)Исслед-е проекты. полностью подчинены логике исслед-я и имеют структуру, приближ-ю или полностью совпадающую с подлинным науч исслед-ем. 2)Творч проекты. не имеют детально проработанной структуры. Редполагает творч оформление результатов. 3)Ролевые, игровые проекты. структура также только намечается. Участники принимают на себя опред-е роли, 4)Ознакомитно-ориентировочные (информац-е) проекты. направлен на сбор инф-ии о каком-то объекте, явлении; 5)Практика-ориентированные (прикладные) проекты. их отличает четко обознач-ый с самого начала результат деят-ти его участников. Типологич признак: предметно-содержательная область образования. 1)Монопроекты. проводятся в рамках одного предмета 2)Межпредметные проекты. выполняются во внеурочное время. 3)Литературно-творч-е проекты. Дети разных возрастных групп, разных соц слоев, разного культурного развития, объединяются в желании творить.4)Естественно-научные проекты. Чаще бывают исслед-ми, имеющими четко обозначенную исслед-ю задачу 5)Экологические проекты. Требуют привлечения исслед-х, методов, знаний из разных областей. 6)Языковые (лингвистические) проекты. касаются проблемы изучения иностранных языков.7)Кулътуроведческие проекты. Связаны с историей и традициями разных стран. 8)Спортив-е проекты. 9)Геогр-е проекты. Могут быть исслед-ми, приключ-ми и пр. 10)Историч проекты. Позволяют участникам исслед-ть разные истор проблемы, прогнозировать развитие событий, анализ-ть какие-то истор события, факты. 11)Музыкальные проекты. Типологич признак: характер координации проекта: 1)непосредственный(жесткий, гибкий); 2)скрытый (неявный, имитирующий участника проекта).Типологич признак: количество участников проекта: 1)личностные 2)парные 3)групповые Типологич признак: продолжит-ть выполнения проекта: 1)краткосроч. могут быть разработаны на нескольких уроках по программе одного предмета или как междисциплин-е; 2)средней продолжит-ти (от недели до месяца);3)долгосроч-е (от месяца до нескольких месяцев). Интерактивные технологии Интерактивное обучение – это обучение с хорошо организованной обратной связью субъектов и объектов обучения, с двусторонним обменом информации между ними. Интерактивные технологии обучения – это такая организация процесса обучения, в котором невозможно неучастие ученика в коллективном, взаимодополняющим, основанном на взаимодействии всех его участников процессе обучающего познания. Цель: организация комфортных условий обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют между собой. Организация предполагает: моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуации. Интерактивные технологии позволяют в учебно-игровом поле слушателям проиграть разнообразные должностные и личностные роли и освоить их, создавая будущую модель взаимодействия людей в производственной ситуации. В традиционном обучении учитель играет роль “фильтра”, пропускающего через себя учебную информацию, в интерактивном – роль помощника в работе, активизирующего взаимонаправленные потоки информации. Прежде всего, интерактивные формы проведения занятий: 1.пробуждают у обучающихся интерес; 2.поощряют активное участие каждого в учебном процессе; 3.обращаются к чувствам каждого обучающегося; 4.способствуют эффективному усвоению учебного материала; 5.оказывают многоплановое воздействие на обучающихся; 6.осуществляют обратную связь (ответная реакция аудитории); 7.формируют у обучающихся мнения и отношения; 8.формируют жизненные навыки; 9.способствуют изменению поведении Основные интерактивные формы обучения: 1. творческие задания; 2.работа в малых группах; 3.обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры и образовательные игры); 4.использование общественных ресурсов (приглашение специалиста, экскурсии);5. социальные проекты и другие внеаудиторные методы обучения (соревнования, интервью, фильмы, спектакли, выставки); 6.изучение и закрепление нового материала (интерактивная лекция, работа с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами, «обучающийся в роли преподавателя», «каждый учит каждого», мозаика (ажурная пила), использование вопросов, сократический диалог);7.тестирование; 8.разминки; 9.обратная связь; 10.дистанционное обучение. 11.обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем (займи позицию, шкала мнений, ПОПС-формула); 12.разрешение проблем («дерево решений», «мозговой штурм», «анализ казусов») 13.тренинги
Требования успешного обучения в режиме интерактивной технологии: 1)Доверительные, по крайней мере, позитивные отношения между обучающим и обучающимися 2)Сотрудничество в процессе общения обучающего и обучающихся между собой 3)Развитие навыков совместной работы – ученики должны освоить навыки межличностных отношений, необходимых для успешной работы, например, расспрашивание, распределение, планирование заданий 4)Индивидуальная ответственность – каждый ученик должен овладеть предложенным материалом, и каждый несёт ответственность за помощь другим. Более способные ученики не должны выполнять чужой работы. 5)Оценка работы – во время групповых собраний необходимо выделить специальное время для того, чтобы группа могла оценить, насколько успешно она работает.