Педагогика как наука и практика
Любая наука имеет свою историю, которая зачастую дает представление об ее предмете, проблемах, задачах и методах. Возникновение той или иной специализированной отрасли знаний диктуется определенными общественными потребностями. И педагогика, и психология первоначально существовали в лоне философии, от которой вначале отпочковалась педагогика, а затем и психология.
Почти каждый из нас слово "педагогика" связывает со школой и процессом обучения, с чем в какой-то степени можно согласиться. Первое упоминание о школе обнаружено в древнеегипетских источниках за 2,5 тысячи лет до н.э. В них говорилось о том, что жрецы обучали детей царских сановников началам арифметики и геометрии. На основе этого упоминания можно сделать следующий вывод: обучение еще было не главной, а вспомогательной функцией людей, проводивших его. Однако потребность в передаче знаний уже удовлетворялась ими.
Обучение и воспитание родились вместе с человеческим обществом. Они были необходимы для того, чтобы накопленный опыт — социальный, производственный, духовный — не был утерян новыми поколениями людей. Обучение и воспитание, таким образом, были изначально одной из ведущих функций социума. Без этой деятельности человеческое общество перестало бы существовать и развиваться. Осуществляли воспитание и обучение, как правило, пожилые люди или наиболее опытные взрослые, но первоначально эта деятельность не являлась самостоятельным процессом, а проводилась параллельно с другими занятиями. С усложнением накопленных людьми знаний и приобретением полезного опыта, который необходимо было сохранять с целью дальнейшего приумножения, данная деятельность постепенно стала выделяться в самостоятельную.
Свое название она получила от функции, которую в Древней Греции исполняли рабы, специально приставленные к молодым людям из аристократических семей. Этим рабам родители поручами присмотр за своими детьми, когда те шли в школу или из нее, а также при прогулках. Этих рабов называли детоводителями (греч. пейда" — ребенок, "гогос" - вести). Позже данный термин закрепился за всеми, кто был связан с обучением и воспитанием подрастающего поколения, а затем стал обозначать и собственно науку.
Считается, что впервые педагогика выделилась в самостоятельную отрасль знания в начале XVII в., когда английский философ и естествоиспытатель Ф. Бэкон опубликовал свой трактат "О достоинстве и увеличении наук". В нем он предпринял попытку классифицировать все науки и выделил педагогику, которую понимал как "руководство чтением". Однако отпочкование от философии не означало создания новой науки. Таковой она стала считаться только после выхода трудов выдающегося чешского мыслителя-гуманиста, педагога и писателя Я.А. Коменского, и прежде всего по основополагающей работы, которая до сих пор имеет непреходящее значение, — "Великой дидактики". Именно в этой книге были разработаны основные вопросы теории и практики учебной работы с детьми.
Я.А. Коменский впервые обосновал идею всеобщего обучения, создал систему связанных ступеней обучения. Эта система включала и себя материнскую школу (до 6-летнего возраста); элементарную школу (от 6 до 12 лет); гимназию (от 12 до 18 лет) и академию (от 18 до 24 лет). В своей практике он внедрил классно-урочную систему и теоретически обосновал ее. Им разработаны основные принципы практически сознательность, наглядность, постепенность, последовательность, прочность и посильность. Я.А. Коменский обосновал главные требования к учебнику, а также сформулировал основные требования к учителю.
Дальнейшее развитие педагогика получила в трудах многих мыслителей. Назовем сначала наиболее крупных зарубежных ученых, внесших свой вклад в развитие этой отрасли знания. Швейцарский ученый И.Г. Песталоцци (1746—1827) выдвинул идею развивающего обучения. Немецкий педагог-демократ А. Дистервег (1790—1866), будучи последователем идей Песталоцци, опубликовал ряд трудов по педагогике, издал учебники по математике, естествознанию, немецкому языку и др.
Из зарубежных педагогов новейшего времени в нашей стране хорошо известен польский писатель, врач Я. Корчак (настоящее имя которого Г. Гольдшмит; 1878—1942). Его книга "Как любить детей", проникнутая высоким гуманизмом, неоднократно издавалась у нас в стране и за рубежом. Автор остался верен своим воззрениям в годы оккупации Польши фашистской Германией, боролся за жизнь детей в Варшавском гетто и вместе с 200 своими воспитанниками погиб в концлагере, переступив порог крематория.
Большой популярностью в нашем столетии пользуются взгляды известного американского педагога, ученого и детского врача Б. Спока. Его педагогические взгляды в 70-е гг. вызвали во всем мире волну дискуссий. Их суть сводилась к частному педагогическому вопросу: что ставить на первое место — строгость или доброту? В зависимости от ответа на него педагоги в ходе обсуждений идей Б. Спока разделились на две категории: а) признающих преимущественно гуманистические методы воспитания и б) считающих главным в воспитании авторитарное воздействие. Широкую известность получили книги Б. Спока "Ребенок и уход за ним", "Разговор с матерью". В них популярно раскрываются не только медицинские аспекты воспитания здорового ребенка, но и содержатся оригинальные педагогические идеи.
В России педагогические знания также имеют давнюю традицию. При археологических раскопках древнего Новгорода обнаружено большое количество берестяных грамот с азбукой и началами математики, что неопровержимо доказывает существование школ. Причем многие источники свидетельствуют, что грамота была доступна не только именитым, но и рядовым гражданам.
Огромный вклад в отечественную педагогику внесли К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов и Л.Н. Толстой.
Мы можем гордиться рядом всемирно известных мыслителей-педагогов. Основоположником научной педагогики в России признан К.Д. Ушинский (1824—1870). Все его труды по философии, психологии, педагогике, физиологии, а также его литературные произведения служили задачам создания школы, которая развивала бы душевные и духовные силы человека, реализовывала бы его высшее предназначение. Он по праву считается создателем народной школы в России. Великий педагог создал несколько учебников, среди которых можно назвать "Родное слово" и "Детский мир", по которым училось не одно поколение россиян.
Главный фундаментальный труд К.Д. Ушинского "Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии" содержит обоснование содержательно-эвристического понимания педагогики. Педагогика, по его мнению, — не отрасль знания, а практическая деятельность, которая нуждается в научном обосновании, поэтому и все науки, изучающие человека, должны иметь педагогический статус. Идея Ушинского о разработке интегральной науки, в основе которой лежит педагогическая деятельность, названная им педагогической антропологией, является актуальной в наши дни и находит свое практическое применение.
Среди более поздней плеяды педагогов наиболее известны С.Т. Шацкий (1878-1934), П.П. Блонский (1884-1941), А.С. Макаренко (1888-1939), В.А. Сухомлинский (1918-1970). Труды отечественных педагогов, в которых разработаны проблемы воспитания детских и юношеских коллективов, получили мировое признание.
В настоящее время многие педагоги-новаторы разрабатывают новые подходы к воспитанию и обучению. Так, в последние годы получила распространение педагогика сотрудничества в практике и книгах Ш.А. Амонашвили, В.Ф. Шаталова, Е.Н. Ильина и др. Более разнообразной становится система образовательных учреждений. Некоторые школы преобразованы в гимназии, открыты частные школы, лицеи, многие учителя преподают по своим авторским учебным программам. Много изменений происходит и в вузах: внедряются новые интеллектуалоемкие педагогические технологии (в частности, компьютерные), кейс-методики, интенсивное "погружение" в темы.
Известный советский педагог П.П. Блонский считал, что самым важным вопросом педагогики является вопрос о том, что же такое воспитание. Под предметом педагогики долгое время подразумевали воспитание и обучение молодого поколения, его подготовку к будущей жизни. Это значительно упрощало задачи педагогики, превращало ее в свод правил и приемов воспитательной деятельности. При этом вопрос о том, что же лежит в их основе, оставался без ответа. Именно поэтому ученые-педагоги занялись изучением закономерных связей, которые существуют между развитием личности и воспитанием. Кроме того, все возрастающий динамизм жизни, при котором темпы социального прогресса опережают темпы смены поколений, породил необходимость непрерывного образования, потребовал обучения и воспитания не только подрастающего поколения, но и других возрастных групп, а также заострил задачу воспитания саморазвивающейся личности с аутодидактическими навыками. Именно поэтому ныне предметом педагогики, по общему признанию ученых, считается воспитание и обучение человека на всех возрастных этапах его развития (как особая функция общества). Главными проблемами педагогики являются: изучение сущности и закономерностей развития и формирования личности, определение целей воспитания, разработка содержания воспитания, исследование методов воспитания.
Основной категорией педагогики как науки является воспитание — целенаправленная деятельность, призванная формулировать систему качеств личности. Воспитание осуществляется через образование, обучение и организацию жизнедеятельности воспитуемых. Истинное воспитание лишь то, которое предполагает самовоспитание.
Обучение — процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта; организация формирования знаний, умений, навыков. Обычно обучение отождествляют с преподаванием. Обучение — это не только то, что преподаватель дает обучающемуся. Обучение — это то, что обучающийся получает от взаимодействия с учебным заведением в целом, с преподавателями, с обучающимися.
Чем же отличается преподавание от обучения?
Разными полюсами внимания: преподавание концентрирует внимание на входе учебного процесса, т.е. на том, что дается студенту, — содержании учебного процесса (знаниях, умениях, навыках). Обучение же сосредоточивает внимание на выходе, т.е. на том, что получил студент, причем полученное оценивается обучающимся не столько с точки зрения его содержания или интереса, сколько с точки зрения полезности осуществленного обучения для его настоящей или будущей деятельности.
При преподавании знания задаются учебными дисциплинами (теоремы, отдельные теории). При обучении знания задаются проблемами, реально протекающими процессами.
Преподавание отражает взгляд преподавателя на явления и процессы, обучение — взгляд обучаемого. Взгляд преподавателя всегда шире и глубже, это взгляд эксперта. Он почти всегда находится в плену логики предмета. Для взгляда обучаемого характерны прагматичность и фрагментарность. Преподавательский взгляд — преимущественно дедуктивный (от общего к частному), студенческий, как правило, — индуктивный. Преподаватель дает то, что он знает. Студент преимущественно обучается тому, что не знает и не умеет делать.
Оба процесса — и преподавание, и обучение — находятся под воздействием групп влияния, отличающихся друг от друга по направленности интересов. Для преподавания — это преподаватели и администрация, а для обучения — это и студенты, и выпускники, и работодатели, и даже какие-то дополнительные группы, заинтересованные в результатах учебного процесса.
Вот почему в наше время передовые вузовские преподаватели стремятся ориентировать учебный процесс преимущественно на обучение. Однако здесь нужен и ряд организационных и методических мер, в частности интегрированное обучение в контексте предмета вместо изучения и рассмотрения основных тем, задач, отдельных вопросов, а также перенос центра внимания с поиска правильных ответов на развитие умения решать проблемы. Наиболее комплексным и самым результативным методом обучения при этом является обучение действием, решение реальных задач в реальных условиях либо максимально приближенных к ним.
Современная система педагогического знания включает в себя широкий спектр наук. Она представлена общей педагогикой, дошкольной, школьной педагогикой, сурдо-, тифло- и олигофренопедагогикой (последние три науки изучают воспитание и обучение глухих, слепых и умственно отсталых детей); в нее входят также производственная педагогика, военная педагогика, педагогика высшей школы, молодежного движения, клубной работы и семейного воспитания. В настоящее время как никогда актуальна этнопедагогика. Кроме теории воспитания в педагогику входят дидактика, школоведение и другие научные дисциплины.