Навыки самообразования

Интерес, активность

Работоспособность

Профориентация



В процессе обучения создаются продукты различного ка­чества. Для их определения, анализа и измерения разрабо­таны различные критерии. Общую характеристику продук­тивности принято давать через уровни обучения (или усвое­ния) (дидактическая характеристика) и уровни познаватель­ной активности учащихся (психологическая характеристика). Первая из них указывает преимущественно на достигнутые результаты, а вторая — на пути их достижения; обе харак­теристики близки между собой и взаимно дополняют одна другую. Выделяются следующие уровни познавательной ак­тивности учащихся: информационный (репродуктивный), проблемный, эвристический, исследовательский. В зависи­мости от того, какую познавательную активность развивает учащийся, он достигает одного из уровней обучения. Ниже представлена характеристика этих уровней в несколько уп­рощенном виде.

I уровень — знакомства. Отличается способностью уча­
щегося узнавать, опознавать, различать, распознавать объ­
екты в ряду других подобных объектов. Усвоение на уровне
знакомства ограничено наиболее общими представлениями
об объекте изучения, а мышление — альтернативными суж­
дениями типа «да — нет», «или — или».

II уровень — репродукции. На этом уровне овладение
основными понятиями предмета происходит настолько, что
оно дает учащемуся возможность осуществлять словесное
описание действия с объектом изучения, анализировать
различные действия и различные исходы.

III уровень — полноценные знания. На этом уровне де­
ятельность учащегося характеризуется умениями приме­
нять усвоенную информацию в практической сфере для ре­
шения некоторого класса задач и получения объективно но­
вой информации.

IVуровень — трансформации. Он характеризуется та­
ким овладением информацией, при котором учащийся смо­
жет решать задачи различных классов путем переноса усво­
енных знаний, умений, навыков.

В соответствии с названными уровнями выделяются зна­ния-знакомства, знания-копии, прочные знания (знания-уме­ния) и знания-трансформации. Развитие процесса обучения рассматривается как восхождение от знаний-знакомств к знаниям-трансформациям. Следует подчеркнуть, что чело-




веку нужны знания всех уровней. Об одних он должен иметь представление (здесь достаточно уровня знаний-зна­комств), другие знания нужно прочно усвоить на уровне пол­ноценных знаний-умений, а в некоторых нужно разобраться настолько глубоко, чтобы суметь осуществить трансформа­цию (хотя бы по аналогии) на другие области (сферы). Про­блема выбора знаний для усвоения в средней общеобразо­вательной школе, уровней овладения ими принадлежит к исключительно актуальным и сложным. На ее правильное решение влияют прежде всего цели обучения, которые и должны быть четко определены (В.П. Беспалько).

IV. Заполните пропуски I

Формальные ступени  
И. Гербарт В.Рейн  
1. Ясность 2 ............................................................ 1. 2. 3. 4. 5. Подготовка  
V Система ............................................    
4 ............................................................ Обобщение  
   
   

V. Заполните пропуски

«Полный акт мышления» по Дьюи имеет следующие сту­
пени: 1) ощущение ............................ ; 2) формулировка

.............................................. ; 3) выдвижение....... :..................... ;

4) логическая проверка гипотез; 5) деятельность в соответ­ствии с принятой гипотезой.

VI. Выберите правильный ответ, доказав ошибочность
остальных.

Современная дидактика утверждает, что процесс обуче­ния развивается по схеме:

1. Ясность, ассоциация, система, метод.

2. Ощущение трудности, формулировка проблем, выдви­
жение гипотезы, логическая проверка гипотезы, деятель­
ность в соответствии с гипотезой.

3. Подготовка к изучению знаний, решение познаватель­
ной проблемы, обобщение и систематизация добытых
знаний, применение на практике.





4. Подготовка, изложение, согласование с ранее получен ными знаниями, обобщение, применение. 5. Ясность, изложение, обобщение, система, метод. VII. Современная дидактика утверждает, что звеньями (этапами) процесса обучения являются следующие:

Правильного ответа нет VIII. В приведенном ниже перечне выберите то, что ха­рактеризуют компоненты продукта учебного процесса: 1) знания, 2) умения, 3) навыки, 4) орудия труда, 5) идей­ная зрелость, 6) атеистическое мировоззрение, 7) мироощу­щение, миропонимание, 8) образованность, 9) эрудиция, 10) качества интеллекта, 11) умственное развитие, 12) вос­питанность, 13) демократизация, 14) гуманизация, 15) гума­нитаризация, 16) умение учиться, 17) потребность в знани­ях, 18) акселерация, 19) активность, 20) трудолюбие, 21) об­разность, 22) выносливость, 23) самокритичность, 24) ин­тернационализм, 25) профессиональная ориентация.

Подготовка к работе Изложение нового материала Показ ведущих идей Проверка степени усвоения

Постановка проблемы Восприятие информации Закрепление изученного Применение знаний Анализ достижений

Формирование проблемы Определение трудности Выдвижение гипотезы Проверка гипотезы Извлечение знаний Включение знаний в систему

Определение цели Осмысление информации Восприятие информации Проверка знаний, умений Систематизация

I

I

Цели обучения |

Закон цели воспитания, рассмотренный нами в первой части, действует так же неотвратимо и в системе учебного про­цесса, являющейся подсистемой более значительного — воспи­тательного. Цели общего образования вытекают из уже извест­ных нам целей воспитания и соотносятся с ними как часть с целым.

Российские законы провозглашают образование основой духовного, социального, экономического, культурного разви­тия общества и государства. Образование в РФ имеет целью становление самостоятельной, свободной, культурной, нрав­ственной личности, сознающей ответственность перед семьей, обществом и государством, уважающей права, свободы других граждан, Конституцию и законы, способной к взаимопонима­нию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными, со­циальными группами.

Главные задачи общеобразовательной школы:

• удовлетворение национально-культурных потребностей
населения, воспитание физически и морально здорового поко­
ления;

• обеспечение усвоения учащимися системы знаний, опреде-
ияемой общественными и производственными потребностями;

• формирование научного миропонимания, политической,
жономической, правовой культуры, гуманистических ценно­
стей и идеалов, творческого мышления, самостоятельности в
пополнении знаний;

• выработка у молодежи осознанной гражданской позиции,
человеческого достоинства, стремления к участию в демократи­
ческом самоуправлении, ответственности за свои поступки.

Федеральный компонент школьного образования представ­лен обязательным для изучения во всех типах учебных заведе­ний и всеми учащимися предметов, основоположных (резидент­ных) знаний, умений, объем которых не превышает 30—40% от общего объема изучаемых знаний. Школьный компонент обра­зования обеспечивает возможность удовлетворения многооб­разных запросов и потребностей учащихся, обусловленных ре­гиональными, национальными, производственными и личност­ными факторами.

Я Конкретизация целей

• Цели учебного процесса нельзя отождествлять ни с об

щими направлениями государственной политики в области народного образования, ни с задачами изучения отдельных курсов, ни с целями учебных заведений. Эти цели должны быть, с одной стороны, достаточно общими, а с другой — однозначными, четко сформулированными, конкретными. Конкретизации целей способствуют специальные исследо­вания по их систематизации и упорядочению — таксономии. Цели учебного процесса не равнозначны его результа­там. Некоторые цели можно отождествлять с результатами лишь тогда, когда и те и другие являются предвидимыми и к тому же измеряемыми. Это, однако, не всегда главные ре­зультаты учебного процесса, поскольку среди сформулиро­ванных целей наличествуют и такие, последствия выполне­ния которых нельзя измерить непосредственно, как, напри­мер, развитие активности, работоспособности учащихся; умение пополнять знания; экологическая, социальная вос­питанность и т. д.

] IX. Совпадают ли цели обучения во всех известных вам

Наши рекомендации