Формы организации самообразования

Лекция 20.

Самообразование и развитие педагога дополнительного образования

План лекции

1. Самообразование как вид деятельности.

2. Стадии профессионального становления педагога.

3. Формы самообразования педагога.

4. Интернет-ресурсы для педагогов дополнительного образования.

1.Чтобы учить других – учитель должен не только знать свой предмет и владеть методикой его преподавания, но и ориентироваться в различных сферах общественной жизни, быть культурным человеком в широком смысле этого слова. Основным инструментом профессионального роста педагога и совершенствования его мастерства все чаще выступает самообразование.

Под самообразованием традиционно понимают познавательную деятельность человека, которая:

  • осуществляется добровольно;
  • управляется самим человеком;
  • необходима для осознанного совершенствования каких-либо качеств индивида.

2.Способность к самообразованию не формируется у педагога одновременно с получением диплома педагогического вуза, а развивается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа деятельности. Однако это не означает, что самообразованием должен и может заниматься только педагог со стажем. Потребность в самообразовании может возникнуть на любом этапе профессионального роста педагога, т. к. это одно из условий удовлетворения потребности утвердить себя в роли учителя, занять достойное место в обществе через профессию. Например, в классификации Р. Фуллера представлены три стадии профессионального становления педагога, каждая из которых обязательно сопровождается процессом самообразования:

  • "выживание" (первый год работы, который отмечен личными профессиональными затруднениями);
  • "адаптация" (от 2 до 5 лет работы, характеризуется особым вниманием учителя к своей профессиональной деятельности);
  • "зрелость" (от 6 до 8 лет работы, характеризуется стремлением переосмыслить свой опыт и желанием самостоятельного педагогического исследования).

Готовясь к уроку, работая над лекцией для родителей, разрабатывая внеклассное мероприятие, учитель испытывает необходимость изучить соответствующую литературу, познакомиться с передовым опытом и т. п.

Формы организации самообразования

Рассмотрим наиболее часто используемые формы организации самообразования, отметив их преимущества и недостатки.

1. Курсовая подготовка в институтах повышения квалификации.

Главное достоинство такой формы самообразования – возможность получения квалифицированной помощи от специалиста-преподавателя, а также возможность обмена опытом между коллегами.

Недостатки:

  • эпизодичность прохождения курсов;
  • время проведения – в учебный период, что влечет большие изменения в режиме работы всей школы;
  • качество лекционного материала, которое часто оставляет желать лучшего, т. к. нет серьезного изучения потребностей педагогов и дифференциации с учетом потенциала слушателей.

2. Получение второго высшего образования или второй специальности.

Главные достоинства такой формы самообразования:

  • возможность выстраивать индивидуальную траекторию образования, т. к. структура большинства программ имеет модульный характер: одни обязательны для изучения, другие предполагают индивидуальный выбор;
  • система "ученый-учитель", при которой обучение ведут ученые-специалисты.

Недостатки:

  • нехватка у педагогов свободного времени;
  • дороговизна обучения.

3. Дистанционные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, олимпиады и конкурсы.

  • Главные достоинства такой формы самообразования:
  • возможность пройти их в удобное для педагогов время;
  • возможность выбора темы по интересующим и наиболее актуальным для конкретного педагога вопросам.

Недостатки:

  • дистанционные курсы проводятся на платной основе;
  • документы, подтверждающие факт прохождения дистанционного обучения, чаще всего не имеют юридической силы, т. е. их не учитывают при проведении очередной аттестации.

4. Индивидуальная работа по самообразованию может включать в себя:

  • научно-исследовательскую работу по определенной проблеме;
  • посещение библиотек, изучение научно-методической и учебной литературы;
  • участие в педагогических советах, научно-методических объединениях;
  • посещение уроков коллег, обмен мнениями по вопросам организации занятий, содержания обучения, методов преподавания;
  • теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм уроков, внеклассных мероприятий и учебных материалов.

Однако, как бы ни был высок уровень способностей учителя к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют учителя, – отсутствие времени, стимулов, нехватка источников информации и др.

5. Сетевые педагогические сообщества – новая форма организации самообразования учителей.

Сетевое педагогическое сообщество – это интернет-ресурс, созданный для общения единомышленников, педагогов различных регионов нашей страны, желающих поделиться опытом, поспорить, рассказать о себе, узнать нужную информацию.

Сетевое сообщество открывает перед педагогами следующие возможности:

  • использование открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов;
  • самостоятельное создание сетевого учебного содержания;
  • освоение информационных концепций, знаний и навыков;
  • наблюдение за деятельностью участников сообщества.

Главные преимущества этой формы самообразования:

  • обмен опытом осуществляется между учителями-практиками;
  • методическая помощь является персональной и адресной;
  • попросить и получить консультацию можно в удобное для педагога время.

ПРИМЕР

В настоящее время успешно действуют различные виртуальные объединения и сетевые сообщества педагогов:

Портал «Дополнительное образование» http://dopedu.ru/ создан с целью поддержки развития уникальной системы дополнительного (внешкольного) образования в России, ее популяризации.

Основной задачей данного портала является информационная поддержка развития дополнительного образования детей (ДОД) его научно-методическое сопровождение.

Целевая аудитория сайта: специалисты системы образования (в первую очередь, дополнительного), а также родители и все интересующиеся дополнительным образованием детей.

Портал содержит следующие разделы: новости дополнительного образования, нормативно-правовое обеспечение, научно-методический опыт, программы дополнительного образования, конкурсы и фестивали, городские методические объединения (г. Москва). Для специалистов дополнительного образования будут полезны размещенные на сайте тексты статей, книг, монографий, посвященные системе дополнительного образования. На сайте имеется достаточно информативная функция «Вопросы и ответы», которая позволяет пользователю сайта познакомиться с ответами на наиболее популярные вопросы, встречающиеся в системе дополнительного образования. Все вопросы разбиты на три категории: «общие», «содержание», «кадры».

Внешкольник.РФ

Адрес сайта: http://dop-obrazovanie.com/

Сайт о дополнительном (внешкольном) образовании предназначенный для педагогов, администрации, родителей. Педагоги и администрация могут познакомиться со статьями, методическими пособиями, а также получить консультации по актуальным вопросам системы ДОД и познакомиться с актуальными конкурсами, фестивалями. На сайте имеется возможность общения педагогов через форум.

Наши рекомендации