Тема 22. Дистанционные занятия

1. Выберите один из видов дистанционных занятий (чат-занятие, веб-занятие, дистанционная олимпиада и т.п.) и разработайте его структуру в соответствии с данным планом:

- Тема занятия, учебный курс, класс.

- Тип занятия.

- Девиз, цитата и т.п.

- Цели занятия (относительно учеников, учителя, их совместной деятельности)

- Предполагаемый состав учащихся — возраст, количество, местонахожде­ние.

- Проблема занятия или главный вопрос.

- Предполагаемый образовательный продукт, который будет создан учащимся.

- Перечень знаний, умений, навыков, способностей, которые предполагается развивать или осваивать на данном занятии.

- Краткий план занятия с указанием времени на каждый пункт плана. При­мерные вопросы, творческие задания и др.

- Перечень видов деятельности дистантных учащихся на протяжении дис­танционного занятия.

- Перечень видов деятельности дистантного педагога и других возможных участников занятия.

- Перечень материалов, необходимых для занятия (ссылки на веб-сайты, собственные веб-квесты, тексты «бумажных» пособий, необходимые лаборатор­ные материалы, CD-Rom и др.).

- Способы и формы проверки и оценки полученных учениками результатов.

- Рефлексивные задания на занятии, формы самооценки или взаимооцен­ки учащихся на занятии.

- Способы оценки результативности всего занятия.

ЛИТЕРАТУРА

Андрианова Г.А. Методика организации обучающей дистанционной конферен­ции // Интернет. Общество. Личность: Международная конференция. СПб., 1999. С. 130-132.

Интернет-технологии в открытом образовании // Материалы семинара. М., 2000.

Косятин Ю.В. Основы дидактики для преподавателей системы дистанционно­го обучения. М., 2006.

На урок — в Интернет! Всероссийский конкурс «Дистанционный учитель года» / Под. ред. А.В. Хуторского. М., 2000.

Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Подред Е.С. Полат. М., 1999.

Хуторской А.В. Интернет в школе. Практикум по дистанционному обучению. М., 2000.

Хуторской А.В. На урок — к дистанционному учителю // Мир Internet. 2000. № 8. С. 26-29.

Итоговая рефлексия (глава 6)

1. Восстановите этапы своего изучения данной главы в форме обнаруженных вами ключевых проблем и противоречий. Изложите ход ваших мыслей и действий по отношению к дискуссионным вставкам в текст учебника, блокам самоопреде­ления, вопросам и заданиям в конце параграфов, дидактическому практикуму.

2. Каковы основные результаты вашей деятельности по отношению к теме «Дистанционное обучение»? Результаты оформите в виде таблицы (заполните

те пункты, в которых вами получены наиболее существенные результаты):

Проблематика дистанционного обучения Мои основные резуль­таты освоения данного компонента (обнаруженная проблема, противоречие, личное приращение и т.д.) Виды деятельности, благодаря которым достигнуты эти результаты
1. Преимущества дистанционного обучения перед очным    
2. Понятие «дистанцион­ное обучение»    
3. Интернет-образование    
4. Виртуальное образова­ние    
5. Принципы дистанцион­ного обучения    
6. Типы дистанционного обучения    
7. Школьный телекомму­никационный центр    
8. Элементы дистанцион­ных занятий    
9. Средства дистанцион­ных коммуникаций    
10. Разработка дистанци­онного курса    
11. Виды дистанционных занятий    

3. Сформулируйте свое личностное педагогическое приращение по теме «Ди­станционное обучение» и причины, благодаря которым оно произошло. Запи­шите цели своего дальнейшего освоения данного курса.

ГЛАВА 7 ТВОРЧЕСКИЙ УРОК

Какие бывают уроки? Хорошие, интересные, необычные или скучные — ответит на этот вопрос ученик. Учитель назовет уроки по изучению нового материала, его закреплению, повторению, обоб­щению, контролю. Ученый или методист приведет еще несколько классификаций уроков по разным дидактическим основаниям.

Данная глава посвящена особому типу урока — творческому. На таком уроке ученики изобретают, исследуют, сочиняют, создают новый для себя образовательный продукт, а значит, развивают спо­собности и реализуют личностный творческий потенциал. В осно­ве творческого урока лежит целостная система обучения — дидактическая эвристика1.

§ 1. ЭВРИСТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ

Творчество любят все дети. Если организовать обучение так, чтобы ученики всякий раз открывали новое, неизвестное для них, возрастет их заинтересованность к обучению, решатся проблемы с мотивацией, эффективнее будут достигаться образовательные цели.

Рассмотрим методический подход к обучению, в основе кото­рого лежит эвристика — наука о создании нового.

Система Сократа. Древнегреческий философ и педагог Сократ (469—399 гг. до н.э.) путем особых вопросов и рассуждений помо­гал собеседнику самостоятельно приходить к постановке или ре­шению проблемы; в результате истина открывалась не только ученику, но и учителю. Его метод нашел отражение в прогрессив­ных теориях обучения и получил название сократического или эв­ристического.

Эвристика (от греч. «heurisko») — отыскиваю, нахожу, открываю.

Эвристический метод предполагает рождение знаний вместо их «передачи». Свой метод Сократ сравнивал с повивальным искусст­вом, называя его «майевтикой» (от греч. maieutike — акушерское, повивальное искусство). Сократ считал, что, помогая рождению истины в других людях, он продолжает в духовной области дело своей матери, «очень опытной и строгой повитухи Фенареты».

О приходящих к нему учениках Сократ говорит: «От меня они ничему не могут научиться, просто сами в себе они открывают мно­го прекрасного, если, конечно, имели, и производят его на свет»1. Уточнение «если, конечно, имели» говорит о том, что Сократ не счи­тает всех людей равными по познавательным возможностям. Одна­ко способность человека к рождению знаний не выступала для Сократа неизменной и могла, на его взгляд, развиваться. Иногда он считал, что перед тем, как рождать знания, человек должен как бы «забеременеть», т. е. приобрести некоторую основу для последую­щих споров и рассуждений.

В своих беседах Сократ признает уникальность каждого чело­века и истинность каждого мнения: «Мера существующего или не­существующего есть каждый из нас. И здесь-то тысячу раз отлича­ется один от другого, потому что для одного существует и кажется одно, а для другого — другое. ... Ничье мнение не бывает лож­ным ...»2. Данное утверждение можно назвать принципом относитель­ности знаний, который не просто подтверждает право ученика на ошибку, но и право на знание, считаемое ошибочным с чьей-либо точки зрения, например, с точки зрения учителя.

Дискуссия.Чем изучение знаний отличается от их добывания? Како­ва принципиальная разница между этими двумя видами деятельнос­ти?

Сократ извлекает знание, скрытое в человеке, точнее, в его бес­смертной душе. В диалоге «Менон» Сократ так объясняет свой под­ход: «Раз душа бессмертна, часто рождается и видела все и здесь, и в Аиде, то нет ничего такого, чего бы она не познала ... И раз все в природе друг другу родственно, а душа все познала, ничто не меша­ет тому, кто вспомнил что-нибудь одно,— люди называют это по­знанием — самому найти и все остальное, если только он будет мужествен и неутомим в поисках: ведь искать и познавать — это. как раз и значит припоминать»3. Познание, по Сократу, — это припо­минание, организованное специальным образом, а это означает, что в человеке потенциально содержится все то, что он хочет познать.

Процесс образования в данном смысле есть перевод знаний чело­века из скрытого состояния в явное.

Основой системы Сократа является принцип «знающего незна­ния», т. е. признание недостаточности знаний о любом, даже самом простом понятии и разворачивание на этой основе процесса позна­ния-припоминания. «Я знаю, что ничего не знаю» — начальная эв­ристическая формула Сократа. Вслед за ней идет уточнение того, что именно он не знает, т. е. «опредмечивание» незнания, выделе­ние и фиксация объекта незнания с последующим его освоением — дидактический процесс, противоположный по своей сути распрос­траненному «изучению известных знаний».

По Сократу, в любом человеке «живут верные мнения о том, чего он не знает»1. И если его «часто и по-разному спрашивать», то эти мнения начинают «шевелиться» в нем, «словно сны».

Каковы способы «спрашивания» Сократа, побуждающие к «ше­велению» сокрытых в человеке знаний? Анализ античных диалогов, изложенных учеником Сократа — Платоном (427—347 гг. до н.э.), позволил выявить следующие дидактические элементы его системы:

— ирония, уличающая ученика, да и самого учителя в незнании;

— формулирование возникающих противоречий или искусст­венное создание таковых для обнаружения имеющегося не­знания;

— индукция, предполагающая восхождение от частных представ­лений к общим понятиям;

— конструирование дефиниций понятий по направлению от по­верхностных к более глубоким определениям понятий;

— предложение собеседнику на выбор двух и более вариантов решения возникшей проблемы;

— привлечение собственного опыта для подведения к уже из­вестному ответу либо, наоборот, для создания напряженнос­ти, в которую учитель оказывается вовлечен с тем же незнанием, что и его собеседник;

— рефлексия происходящего обсуждения, возвращение к исход­ным предпосылкам или суждениям.

В наиболее общем виде метод Сократа базируется на следую­щих методологических позициях. Во-первых, учитель и ученик в сво­ем диалоге находят согласие в общем предмете обсуждения. Во-вторых, собеседники отыскивают среди разных случаев то общее, что явля­ется определяющим для частностей, т. е. приходят к определению понятий. В-третьих, в ходе диалога применяется внутренний кри­терий истинности возникающей мысли, т. е. осуществляется про­верка: согласуется ли появившаяся мысль сама с собой и с вытекающими из нее следствиям или нет; в результате исследова­ние вещей, т. е. познание и обучение, происходит с опорой на сами вещи, а не на их внешнее отражение.

Дискуссия.«Познание есть припоминание». Где и в чем именно могут быть сосредоточены припоминаемые истины?

Организуемая Сократом деятельность всегда приводит к созда­нию новых продуктов: осознанию незнания, выявлению противо­речий, формулированию проблем, конструированию дефиниций. Такая деятельность продуктивна и эвристична по своей сути, хотя в античное время данные термины не применялись. Для обозначе­ния продуктивной деятельности использовалось понятие «творче­ство», которое трактовалось как «переход из небытия в бытие». В произведении Платона «Пир» устами Диотимы, спорящей с Сокра­том, так говорится об этом понятии: «Все, что вызывает переход из небытия в бытие, — творчество, и, следовательно, создание любых произведений искусства и ремесла можно назвать творчеством, а всех создателей их — творцами»1.

Деятельность Сократа являлась творческой, т. е. переводящей истину из небытия в бытие, но ее отличие от материального творче­ства заключалось в создании продуктов совершенно иного плана — знаний. Для данного процесса потребовалось иное понятие, чем овеществленное в то время понятие творчества. Возникла необхо­димость в понятии, обозначающем творчество знаний. Это поня­тие позже было названо «эвристика».

Сократа можно считать основоположником эвристического обу­чения. Отличие этого типа обучения от традиционного состоит в изменении соотношения между знанием и незнанием:

1. Традиционный ориентир обучения — перевод незнания в знание не: «дать знания», «получить знания» — эти фразы отражают привычный смысл взаимодействия ученика и учителя. Считается, что в процессе обучения знания ученика увеличиваются. Результатив­ность обучения ученик может выражать в форме знаний о своих знаниях: «Я знаю, что у меня есть следующие знания ...» Образование получает форму своеобразного накопительства, культивируемого в системах обучения большинства сегодняшних школ и вузов.

2. В эвристическом подходе, переводя незнаемое в знание, уче­ник сталкивается с парадоксальной ситуацией увеличения незнания, поскольку именно оно «опредмечивается», становится очевидным и превращается в знание о незнании: «Я знаю, что у меня еще нет следующих знаний ...» Образование становится механизмом само­движения, поскольку ученик ориентируется не на получение отве­тов (т.е. знаний), а на отыскание вопросов (т.е. незнаний).

В этих двух противоположных дидактических подходах зало­жена предпосылка конструирования принципиально нового типа образования. Возможно, что эффективным способом такого кон­струирования может стать сам метод Сократа, отнесенный к проти­воречию между двумя данными подходами.

Дидактическая эвристика.Термин «эвристика» ввел в IIIвеке н.э. древнегреческий математик Папп Александрийский, который обоб­щил труды античных математиков. Методы, отличные от чисто ло­гических, Папп объединил под условным названием «эвристика». Его трактат «Искусство решать задачи» можно считать первым ме­тодическим пособием, показывающим, какие приемы следует ис­пользовать, если задачу нельзя решить с помощью математических и логических способов.

Эвристика — наука об открытии нового.

Сегодня более известно легендарное восклицание «Эврика!», принадлежащее Архимеду (287—212 гг. до н.э.) и связанное с откры­тием им основного закона гидростатики. «Эврика» (греч. heureka — я нашел) в переносном смысле означает выражение радости при воз­никновении новой идеи, решении сложной задачи. Внутреннее оза­рение, просветление мысли, обнаруживающее суть вопроса, — неизменные атрибуты творческого процесса. В архимедовой «эврике» заключен весь смысл действия, связывающего воедино накоп­ленный ученым опыт и его интуицию. Во взаимодействии точного и интуитивного мышления кроется загадка так называемых «ага-решений», обусловливающих скачки в науке и образовании.

Творчество — процесс создания нового.

Прообразом эвристического обучения является метод вопросов и рассуждений Сократа. Теоретические предпосылки и элементы такого обучения содержатся в работах Ж.-Ж. Руссо, Л.Н. Толстого, П.Ф. Каптерева, С. Френе, Р. Штайнера, Г.С. Альтшуллера, М.И. Махмутова, В.И. Андреева, А.В. Хуторского и др. Психологические проблемы эвристической деятельности ученика рассматри­вались П.К. Энгельмейером, А.Н. Луком, К.Г. Юнгом, А.В. Бруш-линским, В.С. Юркевич, В.Н. Пушкиным, Ю.К. Кулюткиным и др.

Извлечение скрытых в человеке знаний может быть не толь­ко методом обучения, но и методологией всего образования. В этом случае эвристика соотносится с элементами, присущими любой дидактической системе, — целями, закономерностями, принципами, содержанием, технологией, формами, методами, системой контроля и оценки результатов обучения. Ученик выст­раивает траекторию своего образования в каждом из изучаемых курсов, создавая не только знания, но и личностные цели заня­тий, программы своего обучения, способы освоения изучаемых тем, формы представления и оценки образовательных результа­тов. Личностный опыт ученика становится компонентом его об­разования, а содержание образования создается в процессе его деятельности.

Дидактическую теорию, предполагающую построение образо­вания на основе творческой самореализации учащихся и педагогов в процессе создания ими образовательных продуктов в изучаемых областях знаний и деятельности, мы называем дидактической эври­стикой (А.В. Хуторской).

Термин «дидактическая эвристика» отличается по смыслу от термина «эвристика». Эвристика в общепринятом понимании — это наука о творчестве, о творческой деятельности людей с целью полу­чения новых результатов в исследуемых ими областях: кибернети­ке, психологии, криминалистике, медицине и др. Дидактическая эвристика — наука об обучении как открытии; она имеет другую цель: раскрытие индивидуальных возможностей самих творцов — учеников и учителей с помощью их деятельности по созданию об­разовательных продуктов.

Задача эвристической образовательной деятельности — конст­руирование учеником своего образования через создание продук­тов, входящих в содержание этого образования. Внешний образовательный продукт участника образования обеспечивает по­лучение им внутреннего продукта — изменение знаний, опыта, спо­собностей, способов деятельности, других личностных качеств. Внутренний продукт участника образования и есть тот качественно новый результат, которого достигает дидактическая эвристика.

Таким образом, если эвристика имеет целью создание внешних материализованных продуктов деятельности, отчужденных от их создателей, то дидактическая эвристика, как педагогическая теория, ориентирована на получение внутренних продуктов — личностных новообразований ученика.

Основной характеристикой эвристического обучения является создание школьниками образовательных продуктов в изучаемых предметах и выстраивание индивидуальных образовательных траек­торий в каждой из образовательных областей. Под образовательной продукцией здесь понимается, во-первых, материализованные про­дукты деятельности ученика в виде суждений, текстов, рисунков, поделок и т. п.; во-вторых, изменения личностных качеств ученика, развивающихся в учебном процессе. Обе составляющие — матери­альная и личностная, создаются одновременно в ходе конструиро­вания учеником индивидуального образовательного процесса.

Эвристическое обучение — обучение, ставящее целью конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а так­же процесса его организации, диагностики и осознания.

Из сказанного следует, что рассматривать образовательную продук­цию ученика необходимо во взаимосвязи ее внешнего материализован­ного проявления с внутренним — личностными качествами, которые проявлялись, формировались и развивались в его деятельности.

Творческая самореализация ученика как сверхзадача эвристи­ческого обучения раскрывается в трех основных целях:

— создание учащимися образовательной продукции в изучаемых областях;

— освоение ими базового содержания этих областей через сопо­ставление с собственными результатами;

— выстраивание индивидуальной образовательной траектории ученика в каждой из образовательных областей с опорой на личностные качества.

Наши рекомендации