Тема 22. Дистанционные занятия
1. Выберите один из видов дистанционных занятий (чат-занятие, веб-занятие, дистанционная олимпиада и т.п.) и разработайте его структуру в соответствии с данным планом:
- Тема занятия, учебный курс, класс.
- Тип занятия.
- Девиз, цитата и т.п.
- Цели занятия (относительно учеников, учителя, их совместной деятельности)
- Предполагаемый состав учащихся — возраст, количество, местонахождение.
- Проблема занятия или главный вопрос.
- Предполагаемый образовательный продукт, который будет создан учащимся.
- Перечень знаний, умений, навыков, способностей, которые предполагается развивать или осваивать на данном занятии.
- Краткий план занятия с указанием времени на каждый пункт плана. Примерные вопросы, творческие задания и др.
- Перечень видов деятельности дистантных учащихся на протяжении дистанционного занятия.
- Перечень видов деятельности дистантного педагога и других возможных участников занятия.
- Перечень материалов, необходимых для занятия (ссылки на веб-сайты, собственные веб-квесты, тексты «бумажных» пособий, необходимые лабораторные материалы, CD-Rom и др.).
- Способы и формы проверки и оценки полученных учениками результатов.
- Рефлексивные задания на занятии, формы самооценки или взаимооценки учащихся на занятии.
- Способы оценки результативности всего занятия.
ЛИТЕРАТУРА
Андрианова Г.А. Методика организации обучающей дистанционной конференции // Интернет. Общество. Личность: Международная конференция. СПб., 1999. С. 130-132.
Интернет-технологии в открытом образовании // Материалы семинара. М., 2000.
Косятин Ю.В. Основы дидактики для преподавателей системы дистанционного обучения. М., 2006.
На урок — в Интернет! Всероссийский конкурс «Дистанционный учитель года» / Под. ред. А.В. Хуторского. М., 2000.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Подред Е.С. Полат. М., 1999.
Хуторской А.В. Интернет в школе. Практикум по дистанционному обучению. М., 2000.
Хуторской А.В. На урок — к дистанционному учителю // Мир Internet. 2000. № 8. С. 26-29.
Итоговая рефлексия (глава 6)
1. Восстановите этапы своего изучения данной главы в форме обнаруженных вами ключевых проблем и противоречий. Изложите ход ваших мыслей и действий по отношению к дискуссионным вставкам в текст учебника, блокам самоопределения, вопросам и заданиям в конце параграфов, дидактическому практикуму.
2. Каковы основные результаты вашей деятельности по отношению к теме «Дистанционное обучение»? Результаты оформите в виде таблицы (заполните
те пункты, в которых вами получены наиболее существенные результаты):
Проблематика дистанционного обучения | Мои основные результаты освоения данного компонента (обнаруженная проблема, противоречие, личное приращение и т.д.) | Виды деятельности, благодаря которым достигнуты эти результаты |
1. Преимущества дистанционного обучения перед очным | ||
2. Понятие «дистанционное обучение» | ||
3. Интернет-образование | ||
4. Виртуальное образование | ||
5. Принципы дистанционного обучения | ||
6. Типы дистанционного обучения | ||
7. Школьный телекоммуникационный центр | ||
8. Элементы дистанционных занятий | ||
9. Средства дистанционных коммуникаций | ||
10. Разработка дистанционного курса | ||
11. Виды дистанционных занятий |
3. Сформулируйте свое личностное педагогическое приращение по теме «Дистанционное обучение» и причины, благодаря которым оно произошло. Запишите цели своего дальнейшего освоения данного курса.
ГЛАВА 7 ТВОРЧЕСКИЙ УРОК
Какие бывают уроки? Хорошие, интересные, необычные или скучные — ответит на этот вопрос ученик. Учитель назовет уроки по изучению нового материала, его закреплению, повторению, обобщению, контролю. Ученый или методист приведет еще несколько классификаций уроков по разным дидактическим основаниям.
Данная глава посвящена особому типу урока — творческому. На таком уроке ученики изобретают, исследуют, сочиняют, создают новый для себя образовательный продукт, а значит, развивают способности и реализуют личностный творческий потенциал. В основе творческого урока лежит целостная система обучения — дидактическая эвристика1.
§ 1. ЭВРИСТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ
Творчество любят все дети. Если организовать обучение так, чтобы ученики всякий раз открывали новое, неизвестное для них, возрастет их заинтересованность к обучению, решатся проблемы с мотивацией, эффективнее будут достигаться образовательные цели.
Рассмотрим методический подход к обучению, в основе которого лежит эвристика — наука о создании нового.
Система Сократа. Древнегреческий философ и педагог Сократ (469—399 гг. до н.э.) путем особых вопросов и рассуждений помогал собеседнику самостоятельно приходить к постановке или решению проблемы; в результате истина открывалась не только ученику, но и учителю. Его метод нашел отражение в прогрессивных теориях обучения и получил название сократического или эвристического.
Эвристика (от греч. «heurisko») — отыскиваю, нахожу, открываю.
Эвристический метод предполагает рождение знаний вместо их «передачи». Свой метод Сократ сравнивал с повивальным искусством, называя его «майевтикой» (от греч. maieutike — акушерское, повивальное искусство). Сократ считал, что, помогая рождению истины в других людях, он продолжает в духовной области дело своей матери, «очень опытной и строгой повитухи Фенареты».
О приходящих к нему учениках Сократ говорит: «От меня они ничему не могут научиться, просто сами в себе они открывают много прекрасного, если, конечно, имели, и производят его на свет»1. Уточнение «если, конечно, имели» говорит о том, что Сократ не считает всех людей равными по познавательным возможностям. Однако способность человека к рождению знаний не выступала для Сократа неизменной и могла, на его взгляд, развиваться. Иногда он считал, что перед тем, как рождать знания, человек должен как бы «забеременеть», т. е. приобрести некоторую основу для последующих споров и рассуждений.
В своих беседах Сократ признает уникальность каждого человека и истинность каждого мнения: «Мера существующего или несуществующего есть каждый из нас. И здесь-то тысячу раз отличается один от другого, потому что для одного существует и кажется одно, а для другого — другое. ... Ничье мнение не бывает ложным ...»2. Данное утверждение можно назвать принципом относительности знаний, который не просто подтверждает право ученика на ошибку, но и право на знание, считаемое ошибочным с чьей-либо точки зрения, например, с точки зрения учителя.
Дискуссия.Чем изучение знаний отличается от их добывания? Какова принципиальная разница между этими двумя видами деятельности?
Сократ извлекает знание, скрытое в человеке, точнее, в его бессмертной душе. В диалоге «Менон» Сократ так объясняет свой подход: «Раз душа бессмертна, часто рождается и видела все и здесь, и в Аиде, то нет ничего такого, чего бы она не познала ... И раз все в природе друг другу родственно, а душа все познала, ничто не мешает тому, кто вспомнил что-нибудь одно,— люди называют это познанием — самому найти и все остальное, если только он будет мужествен и неутомим в поисках: ведь искать и познавать — это. как раз и значит припоминать»3. Познание, по Сократу, — это припоминание, организованное специальным образом, а это означает, что в человеке потенциально содержится все то, что он хочет познать.
Процесс образования в данном смысле есть перевод знаний человека из скрытого состояния в явное.
Основой системы Сократа является принцип «знающего незнания», т. е. признание недостаточности знаний о любом, даже самом простом понятии и разворачивание на этой основе процесса познания-припоминания. «Я знаю, что ничего не знаю» — начальная эвристическая формула Сократа. Вслед за ней идет уточнение того, что именно он не знает, т. е. «опредмечивание» незнания, выделение и фиксация объекта незнания с последующим его освоением — дидактический процесс, противоположный по своей сути распространенному «изучению известных знаний».
По Сократу, в любом человеке «живут верные мнения о том, чего он не знает»1. И если его «часто и по-разному спрашивать», то эти мнения начинают «шевелиться» в нем, «словно сны».
Каковы способы «спрашивания» Сократа, побуждающие к «шевелению» сокрытых в человеке знаний? Анализ античных диалогов, изложенных учеником Сократа — Платоном (427—347 гг. до н.э.), позволил выявить следующие дидактические элементы его системы:
— ирония, уличающая ученика, да и самого учителя в незнании;
— формулирование возникающих противоречий или искусственное создание таковых для обнаружения имеющегося незнания;
— индукция, предполагающая восхождение от частных представлений к общим понятиям;
— конструирование дефиниций понятий по направлению от поверхностных к более глубоким определениям понятий;
— предложение собеседнику на выбор двух и более вариантов решения возникшей проблемы;
— привлечение собственного опыта для подведения к уже известному ответу либо, наоборот, для создания напряженности, в которую учитель оказывается вовлечен с тем же незнанием, что и его собеседник;
— рефлексия происходящего обсуждения, возвращение к исходным предпосылкам или суждениям.
В наиболее общем виде метод Сократа базируется на следующих методологических позициях. Во-первых, учитель и ученик в своем диалоге находят согласие в общем предмете обсуждения. Во-вторых, собеседники отыскивают среди разных случаев то общее, что является определяющим для частностей, т. е. приходят к определению понятий. В-третьих, в ходе диалога применяется внутренний критерий истинности возникающей мысли, т. е. осуществляется проверка: согласуется ли появившаяся мысль сама с собой и с вытекающими из нее следствиям или нет; в результате исследование вещей, т. е. познание и обучение, происходит с опорой на сами вещи, а не на их внешнее отражение.
Дискуссия.«Познание есть припоминание». Где и в чем именно могут быть сосредоточены припоминаемые истины?
Организуемая Сократом деятельность всегда приводит к созданию новых продуктов: осознанию незнания, выявлению противоречий, формулированию проблем, конструированию дефиниций. Такая деятельность продуктивна и эвристична по своей сути, хотя в античное время данные термины не применялись. Для обозначения продуктивной деятельности использовалось понятие «творчество», которое трактовалось как «переход из небытия в бытие». В произведении Платона «Пир» устами Диотимы, спорящей с Сократом, так говорится об этом понятии: «Все, что вызывает переход из небытия в бытие, — творчество, и, следовательно, создание любых произведений искусства и ремесла можно назвать творчеством, а всех создателей их — творцами»1.
Деятельность Сократа являлась творческой, т. е. переводящей истину из небытия в бытие, но ее отличие от материального творчества заключалось в создании продуктов совершенно иного плана — знаний. Для данного процесса потребовалось иное понятие, чем овеществленное в то время понятие творчества. Возникла необходимость в понятии, обозначающем творчество знаний. Это понятие позже было названо «эвристика».
Сократа можно считать основоположником эвристического обучения. Отличие этого типа обучения от традиционного состоит в изменении соотношения между знанием и незнанием:
1. Традиционный ориентир обучения — перевод незнания в знание не: «дать знания», «получить знания» — эти фразы отражают привычный смысл взаимодействия ученика и учителя. Считается, что в процессе обучения знания ученика увеличиваются. Результативность обучения ученик может выражать в форме знаний о своих знаниях: «Я знаю, что у меня есть следующие знания ...» Образование получает форму своеобразного накопительства, культивируемого в системах обучения большинства сегодняшних школ и вузов.
2. В эвристическом подходе, переводя незнаемое в знание, ученик сталкивается с парадоксальной ситуацией увеличения незнания, поскольку именно оно «опредмечивается», становится очевидным и превращается в знание о незнании: «Я знаю, что у меня еще нет следующих знаний ...» Образование становится механизмом самодвижения, поскольку ученик ориентируется не на получение ответов (т.е. знаний), а на отыскание вопросов (т.е. незнаний).
В этих двух противоположных дидактических подходах заложена предпосылка конструирования принципиально нового типа образования. Возможно, что эффективным способом такого конструирования может стать сам метод Сократа, отнесенный к противоречию между двумя данными подходами.
Дидактическая эвристика.Термин «эвристика» ввел в IIIвеке н.э. древнегреческий математик Папп Александрийский, который обобщил труды античных математиков. Методы, отличные от чисто логических, Папп объединил под условным названием «эвристика». Его трактат «Искусство решать задачи» можно считать первым методическим пособием, показывающим, какие приемы следует использовать, если задачу нельзя решить с помощью математических и логических способов.
Эвристика — наука об открытии нового.
Сегодня более известно легендарное восклицание «Эврика!», принадлежащее Архимеду (287—212 гг. до н.э.) и связанное с открытием им основного закона гидростатики. «Эврика» (греч. heureka — я нашел) в переносном смысле означает выражение радости при возникновении новой идеи, решении сложной задачи. Внутреннее озарение, просветление мысли, обнаруживающее суть вопроса, — неизменные атрибуты творческого процесса. В архимедовой «эврике» заключен весь смысл действия, связывающего воедино накопленный ученым опыт и его интуицию. Во взаимодействии точного и интуитивного мышления кроется загадка так называемых «ага-решений», обусловливающих скачки в науке и образовании.
Творчество — процесс создания нового.
Прообразом эвристического обучения является метод вопросов и рассуждений Сократа. Теоретические предпосылки и элементы такого обучения содержатся в работах Ж.-Ж. Руссо, Л.Н. Толстого, П.Ф. Каптерева, С. Френе, Р. Штайнера, Г.С. Альтшуллера, М.И. Махмутова, В.И. Андреева, А.В. Хуторского и др. Психологические проблемы эвристической деятельности ученика рассматривались П.К. Энгельмейером, А.Н. Луком, К.Г. Юнгом, А.В. Бруш-линским, В.С. Юркевич, В.Н. Пушкиным, Ю.К. Кулюткиным и др.
Извлечение скрытых в человеке знаний может быть не только методом обучения, но и методологией всего образования. В этом случае эвристика соотносится с элементами, присущими любой дидактической системе, — целями, закономерностями, принципами, содержанием, технологией, формами, методами, системой контроля и оценки результатов обучения. Ученик выстраивает траекторию своего образования в каждом из изучаемых курсов, создавая не только знания, но и личностные цели занятий, программы своего обучения, способы освоения изучаемых тем, формы представления и оценки образовательных результатов. Личностный опыт ученика становится компонентом его образования, а содержание образования создается в процессе его деятельности.
Дидактическую теорию, предполагающую построение образования на основе творческой самореализации учащихся и педагогов в процессе создания ими образовательных продуктов в изучаемых областях знаний и деятельности, мы называем дидактической эвристикой (А.В. Хуторской).
Термин «дидактическая эвристика» отличается по смыслу от термина «эвристика». Эвристика в общепринятом понимании — это наука о творчестве, о творческой деятельности людей с целью получения новых результатов в исследуемых ими областях: кибернетике, психологии, криминалистике, медицине и др. Дидактическая эвристика — наука об обучении как открытии; она имеет другую цель: раскрытие индивидуальных возможностей самих творцов — учеников и учителей с помощью их деятельности по созданию образовательных продуктов.
Задача эвристической образовательной деятельности — конструирование учеником своего образования через создание продуктов, входящих в содержание этого образования. Внешний образовательный продукт участника образования обеспечивает получение им внутреннего продукта — изменение знаний, опыта, способностей, способов деятельности, других личностных качеств. Внутренний продукт участника образования и есть тот качественно новый результат, которого достигает дидактическая эвристика.
Таким образом, если эвристика имеет целью создание внешних материализованных продуктов деятельности, отчужденных от их создателей, то дидактическая эвристика, как педагогическая теория, ориентирована на получение внутренних продуктов — личностных новообразований ученика.
Основной характеристикой эвристического обучения является создание школьниками образовательных продуктов в изучаемых предметах и выстраивание индивидуальных образовательных траекторий в каждой из образовательных областей. Под образовательной продукцией здесь понимается, во-первых, материализованные продукты деятельности ученика в виде суждений, текстов, рисунков, поделок и т. п.; во-вторых, изменения личностных качеств ученика, развивающихся в учебном процессе. Обе составляющие — материальная и личностная, создаются одновременно в ходе конструирования учеником индивидуального образовательного процесса.
Эвристическое обучение — обучение, ставящее целью конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания.
Из сказанного следует, что рассматривать образовательную продукцию ученика необходимо во взаимосвязи ее внешнего материализованного проявления с внутренним — личностными качествами, которые проявлялись, формировались и развивались в его деятельности.
Творческая самореализация ученика как сверхзадача эвристического обучения раскрывается в трех основных целях:
— создание учащимися образовательной продукции в изучаемых областях;
— освоение ими базового содержания этих областей через сопоставление с собственными результатами;
— выстраивание индивидуальной образовательной траектории ученика в каждой из образовательных областей с опорой на личностные качества.