Подготовка социального педагога
Социальный педагог -- организатор внеучебной работы (классный воспитатель). Это специалист по организации социально-педагогической работы с классом, несколькими параллельными классами. Введение должности классного воспитателя было альтернативой классному руководству. В отдельных случаях такое ново- введение оказалось вполне оправдано. Отдельные учителя с воспитательной работой не справлялись или не желали ею заниматься. В этом случае классный воспитатель компенсировал не- достаток квалифицированной воспитательной работы в классе. Однако введение такой должности оправдано не всегда. Учитель, выполняющий функции классного руководителя, имеет возможность лучше узнавать своих учеников, поскольку он тесно взаимодействует с ними в процессе обучения по одному из предметов школьной программы. При этом он может использовать в работе с учениками и воспитательные возможности учебного процесса. Отделение преподавательской деятельности от воспитательной способствовало отчуждению учителей от воспитания и превращению их только в «урокодателей». Некоторые учителя откровенно говорят, что им за воспитательную деятельность не платят и их обязанность -- только учить. Они забывают при этом совет великого русского педагога К.Д.Ушинского, который писал, что обязанность учителя прежде всего воспитывать, а потом учить. Если мы воспитаем ученика, то мы его и научим.
Классный же воспитатель имеет возможность социально-педагогической работы с учениками только во внеучебное время. Если ученики не посещают группу продленного дня, после занятий они обычно стараются скорее уйти домой. В результате большая часть учеников вообще оказывается вне социально-педагогического влияния со стороны классного воспитателя.
К основным направлениям социально-педагогической деятельности классного воспитателя могут быть отнесены:
* разработка и внедрение социально-педагогических программ работы со школьниками;
* организация досуговой работы со школьниками;
* социально-педагогическая работа во внеучебное время с различными группами школьников;
* социально-педагогическая помощь учителю по организации и проведению внеучебной работы со школьниками;
* привлечение родителя (родителей) к внеучебной (внешкольной) работе с детьми;
* методическая работа с учителями по организации внеучебной деятельности;
* индивидуальная социально-педагогическая работа со школьниками, их родителями во внеучебное время;
* взаимодействие с различными молодежными организациями, культурными, физкультурно-оздоровительными и туристическими учреждениями по организации социально-педагогической работы со школьниками;
* взаимодействие с местными органами, центрами социального обслуживания, работниками отделов по работе с несовершеннолетними в интересах обеспечения коррекционной и воспитательной работы с отдельными школьниками.
Социальный педагог -- организатор досуга. Специалист по организации досуга школьников по характеру свой деятельности должен иметь подготовку в соответствии с программой института культуры или квалификацией педагога дополнительного образования. В его обязанности входит организация досуговой деятельности школьников вообще (постановка школьных вечеров и утренников, организация и проведение общешкольных массовых мероприятий) или по одному из направлений творчества (художественная самодеятельность, художественное творчество, кукольный театр, краеведение и др.).
Объектом деятельности социального педагога -- организатора досуга являются ученики определенной группы классов (например, паралельных, начальных классов, старших классов и др.), отдельные группы школьников по интересам, родители, учителя школы. Наиболее характерными направлениями его работы могут быть:
* организация досуга с различными категориями школьников;
* подготовка и проведение школьных праздников, тематических вечеров и утренников, школьных КВН и т.п.;
* помощь учителю в подготовке и проведении классных досуговых мероприятий;
* привлечение родителей к организации и проведению досуга школьников;
* организация художественной самодеятельности;
* организация деятельности кружков индивидуального творчества школьников;
* организация досуга учителей;
* взаимодействие с различными культурными и досуговыми центрами района, города по социально-педагогической работе со школьниками.
Социальный педагог -- педагог-психолог. Данная специализация социальной педагогики получает все большее распространение. В ее основе -- выполнение одновременно функций психолога и социального педагога по работе с учениками, имеющими трудности в учебе, проблемы с воспитанием, взаимоотношениями со сверстниками, учителями. Основными объектами его работы выступают:
школьник (трудновоспитуемый, педагогически запущенный, проблемный, дезадаптированный);
классный коллектив, отдельная группа школьников, имеющие различные социальные проблемы;
учитель, имеющий проблемы в работе с учеником либо учениками и их родителями;
учительский коллектив;
родитель, имеющий проблемы во взаимоотношениях со своим ребенком, с учителем;
родительский коллектив.
В качестве основных направлений социально-педагогической работы педагога-психолога можно выделить следующие:
* первичное выявление психических отклонений в личности школьника и их влияния на его учебу и поведение. При необходимости отдельные школьники могут направляться на диагностику
в медицинские или медико-психолого-социальные учреждения для углубленной диагностики;
* взаимодействие с медицинскими и социальными центрами по обеспечению более полной диагностики и организации коррекционной или исправительной работы с отдельными школьниками, имеющими различные отклонения;
* направленная социально-педагогическая работа с отдельными школьниками и группами;
* взаимодействие с различными центрами по работе с детьми отклоняющегося поведения для координации совместных воспитательных усилий;
* социально-педагогическая помощь учителю в работе с учеником, классом;
* психолого-педагогическое консультирование школьников, учителей и родителей.
При этом важно подчеркнуть, что социальный педагог с такой специализацией не является собственно профессиональным психологом, а поэтому его возможности несколько ограничены и в плане диагностики, и в плане консультирования, а тем более коррекции психологических проблем.
Социальный педагог -- социолог. Должности социолога на сегодняшний день в школах пока нет. Однако некоторые высшие учебные заведения готовят социальных педагогов с социологическим уклоном профессиональной деятельности. В основу такой деятельности положено изучение и выявление социально-психологических проблем в школьном и классных коллективах их содержания, направленности и влияния на школьников. Такая информация позволяет администрации выявлять в школьном коллективе наиболее характерные тенденции, а также причины возникновения проблем. На основе этих данных строится последующая социально-педагогическая работа. Она бывает направлена либо на развитие выявленной положительной тенденции, либо, наоборот, на преодоление негативной.
Объектом исследовательской деятельности школьного социолога являются различные социальные группы:
школьный коллектив;
классный коллектив;
отдельная группа школьников;
учительский коллектив;
родительский коллектив.
Содержание деятельности социолога определяется характером его исследовательской работы, которая может быть направлена на:
* изучение социально-психологических явлений;
* выявление направленности явлений и оценка их влияния на социум;
* выявление причин, вызывающих те или иные социально-психологические явления в коллективе;
* прогнозирование развития тех или иных социально-психологических явлений в коллективе (социуме).
Следует подчеркнуть, что социальный педагог -- социолог призван не только выявлять социально-психологические проблемы в школьных коллективах, но и разрабатывать методические рекомендации по выявленным фактам для последующей социально-педагогической работы. Социальный педагог -- социальный работник. Данная специализация получила наибольшее распространение. Это обусловлено тем, что в профессиональной деятельности социального педагога и социального работника много общего. Кроме того, в реальной практике на социального педагога, должность которого введена во многих школах, очень часто возлагаются функции социального работника, штатная единица которого в большинстве общеобразовательных учреждений отсутствует. В этом случае деятельность социального педагога включает в себя весь комплекс вопросов, связанных с защитой прав ребенка, оказанием ему помощи в разрешении социальных проблем, о которых речь уже шла выше при рассмотрении функциональных обязанностей социального работника школы.
Социальный педагог -- методист. Такой специалист занимает особое место среди работников социальной службы школы. Это должен быть педагог, имеющий опыт преподавательской деятельности, способный завоевать авторитет и пользующийся уважением у учителей школы, учеников и их родителей. Выпускник высшей школы таким багажом обладать сразу не может, и к нему вряд ли обратится за советом учитель, проработавший какое-то время в школе и имеющий проблемы в обучении и воспитании учеников, во взаимоотношениях с родителями. Начинающий учитель также не будет спрашивать совета у такого же -- по опыту работы, -- как и он сам. Социальным педагогом -- методистом может быть наиболее авторитетный учитель школы по возрасту, опыту и действенности педагогической работы, прошедший специальную подготовку (переподготовку). Характер его профессиональной деятельности определяется объектом и кругом решаемых проблем.
Объектом профессиональной деятельности социального педагога -- методиста являются:
* учителя, имеющие проблемы в работе с учеником (учениками) класса, с учащимися коррекционно-развивающего класса (класса выравнивания);
* учителя по методическим вопросам социально-педагогической работы с отдельными категориями учеников, с классом в целом;
* родительский коллектив класса, школы, отдельные родители по вопросам методики воспитательной работы (коррекции воспитательной деятельности) с учетом возрастных проблем детей, а также координации воспитательных усилий учителей и родителей в работе с учеником, коллективом класса;
* актив класса, школы по методике организаторской деятельности в процессе социально-педагогической работы;
* отдельные школьники по вопросам самовоспитания, самообразования и др.
Наиболее важными направлениями социально-педагогической деятельности методиста являются методическое руководство и помощь. К ним относятся:
* методическая помощь учителю в работе с классом, группой учеников, отдельными учениками для достижения определенных учебных целей;
* проведение методических семинаров с учителями по проблемам социально-педагогической работы, обучения и воспитания трудных (проблемных) детей;
* организация и проведение социально-педагогических лекториев для родителей;
* консультационная помощь родителям в социально-педагогической работе со своим ребенком, отдельным ученикам в вопросах самосовершенствования и др.
Таким образом, социальная служба школы -- это сложный многопрофильный организм. Его деятельность во многом зависит от организации, управления и компетентности сотрудников. В настоящее время ряд должностных лиц такой службы еще не определены и не включены в штатное расписание общеобразовательных учреждений. Однако реальная жизнь школы диктует настоятельную необходимость в них.
Действенность функционирования службы во многом определяется тем, в какой степени она представляет собой целостный, активный и постоянно действующий организм. Анализ функциональных возможностей каждого должностного лица социальной службы школы и потребностей реальной практики позволяет выделить в ней основные звенья, обеспечивающие ее целостность и эффективность работы.
К таким звеньям следует отнести:
организационно-посредническое и прикладное звено. В нем следует выделять посредническое звено -- педагогический совет школы, родительское собрание, а также прикладное -- непосредственных организаторов деятельности всей социальной службы школы: заместителя директора по социально-правовым вопросам и заместителя директора по учебно-воспитательной работе. Они определяют не только, что необходимо решать, но и в какой последовательности, как это нужно делать. Одновременно им (преимущественно посредническому звену) принадлежит функция контроля за ходом и качеством решения социально-педагогических проблем;
исследовательское звено службы, включающее психолога и социолога школы. Они изучают, диагностируют различные явления школьной жизни, социальных групп и отдельных личностей;
аналитическое звено службы. Оно может быть представлено психолого-педагогическим консилиумом, включающим заместителя директора по социальным вопросам, заместителя директора по учебно-воспитательной работе, психолога, социолога, социального педагога (социальных педагогов), специально приглашенных специалистов. Эту роль могут также выполнять педагогический совет и родительское собрание с приглашением необходимых специалистов. Консилиум позволяет проанализировать ситуацию, утвердить окончательный диагноз социально-педагогической проблемы и ее влияние на решение учебно-воспитательных задач, выработать или обсудить предложения, направленные на ее разрешение. Консилиум позволяет не допустить поспешности, более основательно проанализировать ситуацию и коллективно выработать наиболее целесообразный вариант квалифицированного решения социально-педагогической проблемы;
прикладное звено (практические работники). К ним следует отнести всех, кто может принять участие в решении социально-педагогических проблем школьников, школьных коллективов, учителей и родителей. Речь, прежде всего, идет о должностных лицах: заместителе директора по социально-правовым вопросам, заместителе директора по учебно-воспитательной работе, социальном педагоге, психологе, организаторах внеучебной работы (классных воспитателях), педагогах дополнительного образования, других специалистах социальной службы, если они имеются в штате школы. Кроме того, к практическим работникам относятся и те, кто выполняет обязанности социального педагога и других специалистов социального профиля по совместительству или на общественных началах, как, например, классные руководители, руководители художественной самодеятельности, кружковой работы и пр.
Общественный контроль за деятельностью социальной службы могут осуществлять педагогический совет школы и родительское собрание.
В настоящее время во многих общеобразовательных учреждениях, прежде всего в крупных городах, уже есть необходимые силы для формирования школьной социальной службы. Ее дальнейшее развитие будет обусловлено:
разработкой и уточнением профессиограммы каждого должностного лица социальной службы школы;
уточнением функциональных обязанностей должностных лиц службы;
разработкой рабочего места каждого должностного лица социальной службы, включающего: основные функциональные обязанности специалиста, методические материалы по решению различных диагностических и прикладных задач, методические рекомендации по их применению и пр.;
более активным вовлечением в деятельность службы на общественных началах широкого круга специалистов, заинтересованных в успешности ее деятельности (прежде всего из числа преподавательского состава и родителей, а также специалистов медико-психологическрй, социально-педагогической и досуговой сфер района и города);
введением новых, в дополнение к уже существующим, должностей, позволяющих на квалифицированном уровне охватить весь спектр социально-педагогических проблем школы;
обеспечением профессиональной подготовки всех специалистов социальной службы школы в соответствии с их профессиональным предназначением в высших и средних учебных заведениях страны.