Урок физической культуры
В общеобразовательной школе урок физической культуры состоит из трех частей — подготовительной, основной и заключительной, в коррекционной — из четырех частей: вводной, подготовительной, основной и заключительной.
Во вводной части урока учащихся необходимо подготовить к занятию, построить, дать установку на изучение материала, проверить внешний вид, произвести расчет, а затем выполнить несколько упражнений в построениях и перестроениях, плавно начать подготовительную часть. Вводная часть может длиться в младших классах от 3 до 5 минут, в старших классах — до 7 минут. Это вызвано тем, что в старших классах увеличивается объем теоретических сведений.
Подготовительная часть урока выполняет функцию подготовки организма учащихся к предстоящей двигательной нагрузке. Средствами подготовки должны стать различные физические упражнения общеразвивающего характера — ходьба, бег, прыжки.
Используются в основном подводящие физические упражнения — как средство формирования и закрепления определенного двигательного навыка.
Из предложенных упражнений выбираются три-четыре упражнения, направленные на формирование двигательных качеств. Допустим, тема урока в 7-м классе «Бег с низкого старта на 60 м». Учителю необходимо подобрать упражнения, направленные на развитие скорости.
В подготовительную часть урока включаются упражнения, направленные на коррекцию основного и сопутствующих дефектов. В результате в подготовительной части урока будет 8—12 упражнений различного характера, а сама подготовительная часть может длиться 7 — 8 минут, но не более 14—16 минут.
В третьей, основной части урока решаются общеобразовательные задачи: изучение нового материала, совершенствование ранее изученного, развитие двигательных качеств. Средствами для разрешения этих задач являются упражнения основной гимнастики, легкоатлетические, ритмические упражнения, игры.
Основная часть урока длится 20 — 30 минут. Упражнения, направленные на развитие двигательных качеств, целесообразно выполнять в определенном порядке: сначала — на развитие ловкости, затем — быстроты, далее — выносливости и силы, потом — других качеств.
В заключительной части урока организм детей подготавливается к последующей нагрузке на других уроках, подводится итог урока, оцениваются умения и навыки учащихся.
Таблица 8
Пример плана-конспекта урока по физической культуре во 2-м классе специальной (коррекционной) школы VIII вида
Части урока | Содержание урока | Дозировка упражнений | Организационно-методические указания | Примечание |
Вводная, 5 мин | 1. Переодевание учащихся в раздевалке в присутствии учителя. 2. Построение в колонну по одному, вход в зал, построение по линии волейбольной площадки. 3. Сдача рапорта дежурным | Обратить внимание на выполнение команды «Смирно!» при сдаче рапорта | ||
Подготовительная, 10 мин | 1. Расчет на первый-второй и перестроение в две шеренги. | 3—4 мин, повторить 5 — 6 раз | Учащиеся построены по линии волейбольной площадки. Вначале проверяется выполнение команд «Становись!», «Равняйсь!». Только после этого — обучение расчету на первый-второй. По команде «На первый- второй рассчитайсь!» правофланговый, поворачивая голову налево, четко произносит «Первый», следующий говорит | |
2. Перестроение в 2 шеренги. 3.Общеразвивающие и корригирующие упражнения | 3—4 раза | «Второй», далее третий ученик снова говорит «Первый» — и так до конца. Чтобы ученики лучше запомнили свои номера, рекомендуется каждому второму номеру при расчете выносить вперед правую руку. Левофланговый называет номер без поворота головы. Перестроение делается по команде «Первые номера, два шага вперед, шагом марш!». Можно и так: «Первые номера, шаг вперед, вторые номера, шаг назад, шагом марш!» Желательно в дальнейшем менять учащихся номерами. Дозировка для упражнения «прыжки на месте» индивидуальная | ||
Основная, 25 мин | 1. Ходьба в чередовании с бегом: 10м ходьба, 20 м — бег; 10 м — ходьба, 20 м — бег. Ходьба: четыре шага — руки перед грудью; четыре шага — руки вниз. 2. Бег в различном темпе: вдоль коротких сторон площадки идти шагом, а вдоль длинных — пробегать, делая 2 прыжка через набивные мячи, лежащие на расстоянии 4 — 5 м друг от друга. 3. Прыжки через короткую скакалку | З раза 3 раза каждый | Основное внимание обратить на координированные действия при беге и отталкивании для перепрыгивания через мяч. Учащиеся стоят в две шеренги. Для выполнения вызывается одно отделение — 6 человек. По команде «Марш!» первое отделение одновременно делает 7 — 8 прыжков и становится на свое место, а следующее идет выполнять упражнения | Проявить особое внимание к Вите К. |
Заключительная, 5 — 7 мин | 1. Игра «Мяч соседу». 2.Медленная ходьба с хлопками на каждый второй шаг. 3. Итог урока, оценки. 4.Организованный уход в класс | 2 круга | Класс делится на две команды и строится в два круга. Мяч перед носками у одного из учеников. Он передает мяч по кругу. Команде, уронившей мяч меньшее количество раз, присуждается очко |
На заключительную часть отводится 5 —7 минут. Средствами для разрешения задач развития являются строевые, общеразвивающие и коррекционные упражнения, игры на внимание, упражнения на расслабление.
Структуру урока можно изменить. Это зависит от изучаемого материала и состава учащихся конкретного класса. В реализации задач урока очень важен индивидуальный подход.
В условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида при организации уроков физической культуры используется годовое и поурочное планирование.
Годовое планирование, цель которого заключается в том, чтобы распределить материал программы по учебным четвертям, учитывая материальную базу, климатические условия и состав учащихся в классах. Примерное распределение учебного материала по разделам программы и возрасту учащихся имеется в программе. На основе этого распределения можно составить годовой план-график изучения всех разделов программы.
Изучение каждого вида упражнений проводится в продолжение серии уроков (3 — 4 и больше), так как дети с нарушением интеллекта очень быстро забывают разучиваемые упражнения. В 9— 10-х классах на занятия физической культурой отводится 3 часа в неделю, следовательно, сетка часов в этих классах увеличивается на 34 часа и составляет в год 102 часа.
Кроме плана-графика распределения учебного материала по четвертям учитель составляет поурочные планы на каждую четверть (см. табл. 8 ).
Задачи урока.
1. Закрепить навыки построения в шеренгу и колонну по одному с перестроением в две шеренги.
2. Овладеть навыками бега в различном темпе.
- 3. Изучить простейшие способы прыжков через короткую скакалку.
4. Разучить игру «Мяч соседу».
Словарь: ходьба, шеренга, колонна, скакалка, мяч, сосед, прыжок.
Место занятий: спортивный зал.