Механизмы процесса социализации
Социализация осуществляется через ряд разнообразных механизмов. Выделяют социально-психологические механизмы социализации: подражание, внушение и т.д., различные социальные институты как механизм социализации: школа, семья и т. д. Все они складываются в универсальные механизмы социализации. Традиционный механизм социализации это усвоение человеком норм поведения, взглядов и убеждений, которые присущи его семье и ближайшему ему окружению человека. Институциональный механизм - реализуется в процессе взаимодействия человека с различными организациями и учреждениями. Некоторые из этих институтов являются специализированными, т. е. они создавались специально для осуществления функции социализации (например, институты системы образования), другие являются неспециализированными, т. е. они выполняют эту функцию попутно, параллельно со своими основными функциями (например, армия). Стилизованный механизм социализации действует в рамках субкультуры. Субкультура - совокупность норм, ценностей, поведенческих проявлений, характерных для определенной группы людей, что обусловливает определенный стиль жизни этой группы. Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с другими людьми, при этом последние должны быть для него значимыми. Значимыми лицами могут быть родители, учитель, друг и т.д. Рефлексивный механизм социализации осуществляется через индивидуальное переживание и осознание, внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников и т. д. Социализация каждого человека осуществляется с помощью всех этих механизмов. Но роль каждого из этих механизмов, их «удельный» вес в осуществлении процесса социализации различен. Так, решающая роль на первых стадиях социализации принадлежит традиционному механизму, в то время как в подростковом возрасте на первый план выходит институциональный механизм социализации
Понятие семьи и семейного воспитания. Функции семьи
Семья - социальный воспитательный коллектив, т.к. все изменения, которые происходят в обществе, обязательно находят свое отражение в семье. Жизнь семьи характеризуется личной стороной отношений и каждый этап в ее развитии связан с выполнением определенных функций: 1) хозяйственно-экономическая - ведение хозяйства и бюджета, организация материально-бытовых услуг, забота о нетрудоспособных ее членах; 2) репродуктивная - рождение и воспитание детей, подготовка их к жизни в обществе; 3) воспитательная - создание условий для личностного роста, формирования и развития детей, передача им социального и жизненного опыта, нравственных норм и ценностей, создание здорового нравственно-психологического климата и стиля благоприятных семейных взаимоотношений, оказание психологической поддержки каждому члену семьи; 4) коммуникативная - организация внутреннего общения, взаимосвязь семьи с другими людьми, другими семьями и социальными группами; 5) рекреативная - организация досуга, развлечение детей, создание условий для занятия физкультурой и спортом, сохранение и укрепление здоровья каждого члена семьи; 6) организация первичной социализации - обучение ребенка тому социальному опыту, который накопило человечество, культура страны, обучение нравственным нормам, традициям народа. Семейное воспитание - систематическое целенаправленное воздействие на ребенка взрослых членов семьи и семейного уклада. Главная задача семейного воспитания - подготовка детей к жизни, усвоение детьми знаний, умений и навыков, необходимых для нормального формирования «Я» в условиях семьи. Семейное воспитание неразрывно связано с самовоспитанием взрослых, формированием у них качеств и черт характера, обеспечивающих эффективное педагогическое воздействие на детей. Методы семейного воспитания: 1) показание образца; 2) создание положительного отношения к форме поведения, которой следует добиваться; 3) демонстрация преимуществ данной формы поведения; 4) предупреждение нарушения поведения ребенком; 5) контроль за действиями; 6) стимулирование самоконтроля; 7) организация практической деятельности; 8) убеждение и разъяснение нравственности, правовых норм и категорий; 9) поощрение как способ стимулирования желаемого поведения ребенка; 10) наказание
Типы и виды семей
Виды семей: 1) по количеству детей: • бездетные; • однодетные; • малодетные; • многодетные; 2) по числу поколений: • однопоколенные; • двухпоколенные; • межпоколенные; 3) по признакам полноты: • полные; • неполные; • внебрачные; 4) по характеру взаимоотношений; • идеальные; • средние; • негативные; 5) по устойчивости семейных отношений; • гармоничные; • распадающиеся; • распавшиеся; • неполные; 6) по уровню благополучия; • благополучные; • неблагополучные; 7) по типу отношений в семье между взрослыми и детьми, а также по степени их напряженности и последствию влияния на детей: • семьи, уважающие детей - отношения между родителями и детьми характеризуется порядочностью, открытостью, взаимным доверием, равенством во взаимоотношениях; • отзывчивые - отношения между взрослыми и детьми нормальные, но существует дистанция. Дети знают свое место в семье, повинуются родителям, родители решают что нужно детям; • материально ориентированные - главное внимание на материальное благополучие. Дети приучены смотреть на жизнь прагматично, стараются видеть выгоду для себя. Детей заставляют хорошо учиться, но только для поступления в ВУЗ. Духовный мир родителей и детей обеднен. Дети рано взрослеют, но отношения с родителями лишаются духовной основы, могут развиваться непредсказуемо; • враждебные семьи - детям плохо, присутствует неуважение, недоверие, слежка, телесные наказания, дети растут скрытыми, недружелюбными, плохо относятся к родителям, не ладят со сверстниками, могут уходить из семьи; • антисоциальные семьи - временное пристанище для детей. Родители ведут аморальный образ жизни, конфликтуют, угрожаю друг другу, пьянствуют, воруют, дерутся. Особенности, характеризующие современную семью: 1) расслоение общества на богатых и бедных влияет на семенное воспитание; 2) сокращение рождаемости ведет к уменьшению численности семьи; 3) рост количества разводов, рождение детей вне брака увеличивает количество неполноценных семей; 4) низкий материальный достаток семьи, неблагополучие семейных отношений, алкоголизм и наркомания родителей порождают социальных сирот