Терминологический словарь. Возрастная педагогика – изучает особенности и закономерности развития человека
Возрастная педагогика – изучает особенности и закономерности развития человека различного возраста: преддошкольная; дошкольная; школьная; андрогогика (обучение взрослых); геронтогогика (педагогика старости).
Периодизация развития ребенка отражает процесс развития ребенка, который является стадиальным и состоит из последовательно сменяющих друг друга возрастов.
Ведущая деятельность – деятельность, в наибольшей степени способствующая психическому развитию ребенка в данный период его жизни и ведущая развитие за собой.
Педагогическое общение — профессиональное общение преподавателя с учащимися в целостном педагогическом процессе, развивающееся в двух направлениях: организация отношений с учащимися и управление общением в детском коллективе.
Педагогическое общение — это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности.
Таблица 3
Возрастная периодизация
Рис. 28. Педагогическая и возрастная психология
Схема 15. Возрастные особенности развития личности
Схема 16. Педагогическое общение как взаимодействие воспитателя и воспитуемого
Таблица 4
Особенности игровой деятельности дошкольников
Рис. 29. Возрастные особенности младшего подростка
Рис.30. Педагогическая стратегия развития одаренности дошкольника
Рис. 31. Ведущие типы деятельности в возрастные периоды
Рис. 32. Гуманистическая направленность деятельности медицинского работника
Таблица 5
Типы совместной деятельности (Л.И. Уманский)
ЛИТЕРАТУРА
Основная литература
1. Педагогика в медицине: учебное пособие для студентов медицинских вузов И.В. Новгородцева: ФЛИНТ, 2011, 160 с.
Дополнительная литература
1. Врач-педагог в изменяющемся мире: традиции и новации: уч. пос./ Н.В. Кудрявая, Е.М. Уколова, А.С. Молчанов и др./Под ред. Н.Д. Ющука. – М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2001. – 304 с.
2. Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. — Мн.: Харвест, 1999. — 384 с. — (Библиотека практической психологии).
3. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. учебн. завед. / В.А. Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.И. Шиянов. – 4-е изд. – М.: Школьная пресса, 2002. – 512 с.
4. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. Высш. Учеб. Завед.: В 2-х кн. – М.: «ВЛАДОС», 2000. – 576 с.
5. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пос. – М.: Юристъ, 2002. – 512 с.
Интернет-источники
1. Педагогика в медицине: учебное пособие для студентов медицинских вузов И.В. Новгородцева: ФЛИНТ, 2011, 160 с. [Электронный ресурс] - URL: http://www.litres.ru/irina-novgorodceva/pedagogika-v-medicine
2. Педагогика: учебно-методическое пособие для студентов медицинских специальностей [Электронный ресурс] - http://www.tatrov.ru/Students/Pedagogic/Texts/Tatrov_Pedagogic.pdf
3. Пешкова В.Е. Педагогика: курс лекций, Части 3,4,5,6,7, 2010 [Электронный ресурс] - http://nashol.com/2012091566992/pedagogika-kurs-lekcii-chast-7-peshkova-v-e-2010.html
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Овладение системообразующими понятиями и категориями общей педагогики обеспечивает возможность правильного понимания многих педагогических явлений и процессов. Однако этого недостаточно, необходимо познавать их еще глубже.
Дальше можно идти таким же путем: усложняя обобщающие образы уже изученного и усвоенного материала по психологии и педагогике, наделяя его новыми связями и отношениями, выявляя и продуцируя все новые закономерности. Только в этом случае человек, интересующийся педагогическими знаниями, начинает разбираться в сложных проявлениях психики, поступков и поведения других людей, особенностях педагогического взаимодействия с ними, а специалист-профессионал становится мастером в своем деле. Полученный же при этом опыт в окончательном итоге, с одной стороны, приучает аналитически, систематизированно мыслить, а с другой - постепенно превращаются в надежное подспорье в деятельности.
Между тем становится совершенно очевидным, что схематизация и обобщение в систематизированном виде имеющихся знаний облегчает процесс овладения ими, раздвигает границы возможностей сохранения в памяти большего объема информации.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЯ И САМОКОНТРОЛЯ