Цели Ассоциации на 1994-1995 гг.

Проблемы 90-х годов

Кризисное состояние, в котором продолжает находиться наша страна и ее экономика, как мы все более убеждаемся, в значительной мере является след­ствием несовершенства и низкого уровня организации и управления во всех сферах деятельности.

Происходящие и грядущие изменения в нашей экономике и всем обществе по-существу могут и должны рассматриваться как совокупности социально-по­литических, организационно-экономических, технических, производственно-тех­нологических и других проектов.

Успешная реализация этих проектов требует принципиально новых подхо­дов к их организации и управлению. Эта задача не может быть решена прева­лирующими в нашей стране "реактивными" административно-командными методами.

Как было показано, наиболее эффективным и активным методом управления изменениями, признанным и широко применяемым в развитых странах, является Управление проектами или Проджект-менеджмент вместе со всем развитым его арсеналом средств и подходов.

В нашей стране накоплены теперь уже значительные знания и опыт в этой области. Вместе с тем УП, являясь объективной потребностью для эффектив­ного преобразования нашей страны и ее экономики, не стал пока еще осознан­ной необходимостью в широких кругах специалистов управленческих структур и делового мира.

Одновременно с этим у нас пока еще только создастся развитая и система­тизированная отечественная методология УП, нет пока и своей школы и корпуса проект-менеджеров в международном понимании этой специальности. Разре­шение этих проблем и является основой деятельности Ассоциации СОВНЕТ на 90-е годы, которая и сама должна претерпевать изменения и развиваться вместе с развитием УП и расширением масштабов и области его применения.

Монопроекты

Проблемы и задачи монопроектов в традиционных областях достаточно хорошо известны как в России, так и за рубежом. Здесь сформировался опре­деленный круг задач и разработаны ставшие уже традиционными методы и сред­ства УП, успешно применяющиеся преимущественно в технических и органи­зационных проектах (см. рис. 56). Состояние в этой области хорошо освещено в изданиях трудов конгрессов ИНТЕРНЕТ, симпозиумов PMI, СОВНЕТ и других работах [58], [60], [91]-[93], [132]-[135]. Отсылаем к этим и другим источникам из экономии места.

Мультипроекты

Этот класс проектов тоже известен, хотя изучен он менее обстоятельно, чем монопроекты. Однако, ряд особенностей, как самих проектов этого класса, так и специфика их осуществления в условиях социально-экономических реформ, требуют более внимательного рассмотрения.

К этому классу проектов (см. рис. 55) мы относим комплексные программы трансформации организаций и предприятий при переходе к рыночной экономике, включая создание системы многопроектного внутри­фирменного управления.

Сложность и новизна проектов этого типа обусловлена их особенностями, основные из которых сводятся к следующему:

а) Необходимость тщательного анализа и учета исходного состояния организации:

- начальное предельное ("нулевое") состояние - означает, что речь идет о создании новой организации рыночного типа;

- начальное промежуточное состояние - означает, что требуется транс­формация функционирующего предприятия (например, конверсия, акциони­рование и т.д.);

- начальное предельное ("конечное") состояние - означает прекращение функционирования организации (например, ее ликвидацию, банкротство и др.) и создание на ее "руинах" нового предприятия рыночного типа.

б) Цикличность. процесса обновления (изменения) организации или пред­приятия с целью поддержания его конкурентоспособности на рынке, устойчивого финансового состояния и социального благополучия. Эта особенность требует непрерывного мониторинга основных показателей функци­онирования системы и ее окружения, определения тенденций и прогноза их изменений, принятие решений по дальнейшему изменению системы, включая три основных сферы жизнедеятельности организации: "развитие", "произ­водство", "маркетинг" (см. рис. 57).

в) "Мультипроектность" присутствует в этом классе проектов в двух аспектах:

- тесная взаимосвязь и переплетение в одной комплексной программе развития или реформирования предприятия различных субпроектов: эконо­мических, социальных, организационных и технических, в т.ч. инвестиционных и инновационных, относящихся к "внутренним" проектам организации;

- тесная взаимосвязь "внутренних" и "внешних" проектов производства различной продукции и оказания услуг, осуществляемых организацией для внеш­него рынка. В этом случае каждый заказ и контракт является мини-проектом, реализуемым в рамках производственной программы фирмы. Управление сово­купностью таких проектов (т.н. многопроектное управление) должно осущес­твляться с учетом реальных возможностей организации и требований заказчиков.

д) Необходимость учета внешнего окружения проектов, прежде всего связанного с переходом к рыночной экономике. К этим факторам можно отнести:

- нестабильность политической ситуации в стране;

- изменение социальной сферы;

- изменение рынка и платежеспособного спроса;

- нестабильность экономической системы: инфляция, несовершенная нало­говая и кредитно-финансовая система и др.;

- изменение структуры , форм и методов управления;

- нарушение традиционных хозяйственных связей и т.д. Все это вместе взятое, с одной стороны, усложняет решение проблем эффективного изменения организаций, а с другой - изменение внешнего и вну­треннего окружения проектов требует применения соответствующих допол­нительных нетрадиционных методов УЛ.

Мегапроекты

Этот класс проектов, к которым мы условились относить различные целевые программы, тоже хорошо известен. Сюда можно было бы отнести

имеющиеся научные разработки и огромный опыт составления программ развития и перспективного планирования, накопленный советской экономической наукой и плановыми органами. Однако все эти наработки относятся кпланово-распределительной экономике и не могут быть непосредственно применимы к программам периодаперехода к рыночной экономике. Хотя, безусловно, многое из накопленных знаний и опыта может быть в большей или меньшей мере полезным. Это "наследство" требует хозяйского отношения: полной инвентаризации и тщательной переоценки с учетом новых условий и требований.

Однако, в принципе уже сейчас ясно, что мы не располагаем ни опытом, ни сколько-нибудь систематизированным набором методов и средств УП, пригодных для осуществления мегапроектов в условиях перехода к рынку.

В развитых рыночных странах имеется исторический опыт перехода к рынку, правда, с несхожими начальными условиями. Имеется и определенный позитивный опыт стратегического планирования и осуществления крупных программ. Например, "План Маршалла"; развитие Мексики, Южной Кореи;

создание Общеевропейского рынка и др. Но и здесь нужно заметить, что социально-экономические условия подготовки и реализации этих программ сильно отличаются от условий нынешней России.

Кроме того, справедливости ради, нужно сказать, что сколько-нибудь целостной методологии и набора методов и средств УП применительно к мега-проектам в природе не существует. Имеются лишь более или менее общие подходы к решению таких проблем, а конкретный набор средств и методов в каждом случае выбирается или разрабатывается коллективом проектной коман­ды, если таковая, кстати, была для этого создана. Что тоже в таких проектах далеко не всегда имело место!

Таким образом, можно сделать заключение о том, что для мегапроектов в условиях России (особенно это касается социальных и экономических про­грамм) необходимого набора методов и средств УП не существует.

Попытаемся выяснить особенности Российских мегапроектов, чтобы понять: "Какие же нужны методы и средства УП для этих целей?"

Очевидно, что особенности Российских мегапроектов связаны как с существом самих проектов, так и с их окружением, а также со сложными взаимосвязями внешних и внутренних факторов.

Сложность и новизна самих проектов, на наш взгляд, определяется их характерными особенностями, которые для краткости изложения и наглядности сведены в таблицу на" рис. 58. Для каждой, приведенной на рисунке особенности мегапроекта, порождающей различные трудности при его осуществлении, на основе экспертных оценок в таблице приводится степень ее влияния на основные фазы жизненного цикла проекта по четырехбальной системе: сильное, заметное, слабое, не влияет. (На рис. 58 степень влияния показана толщиной линий для каждой из фаз жизненного цикла мегапроекта).

Анализируя приведенные характеристики мегапроектов, можно отметить, что основные проблемы применения методов УП к этому классу проектов связаны помимо масштабов и сложности самих мегапроектов также с уникаль-

Цели Ассоциации на 1994-1995 гг. - student2.ru

Рис. 58. Характерные особенности мегапроектов и их влияние на фазы жизненного цикла.

ностью, нестабильностью и трудно прогнозируемым развитием экономической, социальной и политической ситуации в сегодняшней России. Причем, очевидно, что основные сложности возникают на начальной (концептуальной) фазе и фазе разработки проекта, когда должны быть приняты основные решения, требующие нетрадиционных методов и средств. На фазах реализации и завершения мегапроектов могут быть частично использованы традиционные методы УП, хотя и здесь ряд проблем и задач требуют поиска новых подходов к их решению.

4.3.2. Общий анализ состояния методов и средств УП

В основу качественного сравнительного анализа сегодняшнего состояния методов и средств УП положены обобщенные результаты обзоров развития УП за рубежом и в России, приведенные выше (см. главы 2 и 3. и библиографию:

[58], [60], [91Н93], [124], [132]-[137], [142].

Сравнение развития методов и средств УП проведено по используемым ранее основаниям классификации областей применения УП в трех измерениях. Следуя статье [93], выделим такие три наиболее существенных для наших целей измерения: "тип проекта", "масштаб проекта", "фаза проекта".

- Тип проекта - характеризует класс системы, желаемое изменение которой и есть цель и существо проекта. Выделим здесь 4 основных типа проектов:

- технические проекты,

- организационные проекты,

- экономические проекты,

- социальные проекты. Пояснения были даны выше.

- Масштаб проекта - характеризует как размер самого проекта, коли­чество его участников, так и степень сложности УП. Выделяем 4 уровня:

- мелкие и средние монопроекты,

- крупные монопроекты,

- мультипроекты,

- мегапроекты (национальные и международные проекты и программы). Пояснения и анализ особенностей этих проектов даны ранее.

- Фаза проекта - характеризует стадию жизненного цикла .любого проекта. Выделяем 4 основных фазы:

- начальная фаза или концепция (определение целей проекта, требований и ограничительных условий, выбор концепции его реализации из множества альтернатив),

- разработка,

- выполнение,

- завершение проекта.

Классификация областей приложения УП представляется как куб, образованный путем комбинации этих трех измерений (рис.59).

Цели Ассоциации на 1994-1995 гг. - student2.ru

Рис. 59. Классификация областей применения УЛ.

На рис.60 показана обобщенная сравнительная экспертная оценка современного состояния методов и средств УП для каждой "размерности" предложенной классификации.

Что же из имеющегося мирового и отечественного арсенала методов и средств УП может быть использовано на практике в России? Ответ на этот вопрос вытекает из анализа таблиц на рис. 61, где в обобщенном виде представлено состояние и возможность использования существующих методов и средств для различных Типов проектов.

Приведенные данные позволяют сделать следующие выводы:

1. Наиболее развитыми являются средства и методы УП для технических монопроектов на стадии "выполнения" и в несколько меньшей степени для оставшихся фаз. Для этих областей применения УП можно использовать имеющиеся отечественные разработки, а также возможен трансфер западных разработок с их последующей руссификацией, адаптацией и развитием, осо­бенно для концептуальной и завершающих фаз.

2. Возможно частичное использование мирового опыта осуществления тех­нических мультипроектов и организационных монопроектов для фазы "реали­зации" проектов, с соответствующей их привязкой к нашим условиям и даль­нейшее развитие методов и средств для остальных трех фаз.

3. Некоторый западный и, особенно, отечественный опыт может быть полезен для экономических и социальных монопроектов, для фазы разработки и реализации. В целом же для этих областей требуется создание на базе имею­щегося опыта новых комплексных методов и средств УП, отвечающих совре­менным условиям России.

4. Практически отсутствуют пригодные для использования методы и средства УП для мегапроектов всех типов, а также экономических и социальных мультипроектов. Здесь требуется поиск новых решений и создание нетра­диционных и нетривиальных методов и средств УП.

4.3.3. Детальный анализ состояния методов и средств УП

Приведенные выше данные позволяют увидеть общую картину состояния развития методов и средств УП в трех измерениях и сделать обобщающие выводы.

Теперь рассмотрим более детально состояние методов и средств УП. Для этого введем четвертое измерение областей их применения - функции управления проектами. Следуя стандартам PMI, разработанным в РМ ВОК [I], выделим 8 основных функций УП, в том числе:

а) Базовые функции:

• Предметная область (Scope)

• Качество

• Время

• Стоимость

б) Интегрированные функции:

• Надежность и риск

• Трудовые (людские) ресурсы

• Контракты (материально-техническое обеспечение - закупки,поставки)

• Коммуникации и информация.

Цели Ассоциации на 1994-1995 гг. - student2.ru

Рис. 60. Степень развития методов и средств УП для различных областей их приложения.

Цели Ассоциации на 1994-1995 гг. - student2.ru

Рис. 61. Состояние развития методов и средств УП.

На рисунках 62, 63, 64 приведены полные сводные данные экспертных оценок современного состояния методов и средств УП для основных функций УП по четырем фазам жизненного цикла трех классов проектов для каждого типа проекта: технического (рис. 62), организационного (рис. 63), экономи­ческого и социального (рис. 64).

Как видно из рис. 62-64, приведенные на них экспертные оценки в целом согласуются с данными общего анализа (рис.60, 61) и дают развернутую качественную картину состояния методов и средств для каждой из основных функций УП по трем измерениям областей применения УП.

Приведенные данные позволяют сделать детальный качественный анализ о состоянии методов и средств УП по четырем основным измерениям их областей применения. При этом хотелось бы подчеркнуть, что эти данные носят предварительный характер и дают только качественную оценку состояния. Конечно анализ может быть углублен и продолжен за счет привлечения дополнительных экспертов, новых источников информации и расширения числа измерений областей применения УП.

Однако, обилие приведенных оценок затрудняет обозрение общей картины состояния методов и средств по функциям управления проектами. Поэтому в дополнение к рис. 60 приведем их обобщенные оценки по функциям УП (см. рис.65). На этом рисунке приведены экспертные оценки для каждого из трех типов проектов по всему жизненному циклу проектов. Поскольку очевидно, что типы проектов сильно связаны с классами проектов (т.е. технические проекты в основном принадлежат к классу монопроектов, организационные - к мульти-проектам, а социально-экономические - мегапроектам), то рис. 65 отражает достаточно адекватно данные рисунков 62-64.

Определенная потеря информации произошла здесь только за счет усреднения данных по фазам жизненного цикла, где их различие существенно.

4.4. ГДЕ МОЖНО И НУЖНО ПРИМЕНЯТЬ УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ В РОССИИ?

Происходящие в России изменения влекут за собой все более ощущаемую, а главное - все более осознаваемую, потребность в развитии и применении методов и средств Управления проектами.

Проведенный качественный анализ состояния методов и средств УП по четырем измерениям областей их применения позволяет сделать определенные выводы и ответить на вопросы: "Каковы наиболее перспективные области и сферы применения УП в России?", "Для каких проектов можно использовать существующие методы и средства УП?", "Для каких проектов требуется адаптация и развитие существующих разработок?" и, наконец, "В каких сферах приложения УП необходима разработка новых подходов, методов и средств УП?".

Цели Ассоциации на 1994-1995 гг. - student2.ru

Рис. 62. Оценка состояния методов и средств по функциям УП для технических проектов.

Цели Ассоциации на 1994-1995 гг. - student2.ru

Рис. 63. Оценка состояния методов и средств по функциям УП для организационных проектов.

Цели Ассоциации на 1994-1995 гг. - student2.ru

Рис. 64. Оценка состояния методов и средств управления для социально-экономических проектов.

Цели Ассоциации на 1994-1995 гг. - student2.ru

Рис. 65. Экспертная оценка состояния методов и средств по основным функциям УП для трех типов проектов.

4.4.1. Рекомендуемые области применения УП в России

Рекомендации по перспективным областям применения УП в настоящее время связаны, во-первых, с наличием и готовностью к применению методов и средств УП, во-вторых, с потенциальным эффектом, который может быть получен от их применения и, наконец, с имеющимся опытом. Исходя из этого, можно рекомендовать в качестве общих направлений развития и использования:

1. Широкомасштабное применение существующих методов и средств УП на базе отечественных и трансфера западных разработок в области технических проектов (прежде всего инвестиционных и инновационных, где в нашей стране накоплен определенный опыт):

- по масштабам проектов:

- крупные монопроекты,

- мелкие и средние монопроекты,

- мультипроекты;

- по фазам проектов:

- разработка,

- выполнение,

- завершение (с дополнительным развитием);

- по функциям УП:

- предметная область,

- время,

- трудовые и материально-технические ресурсы.

2. Ограниченное применение существующих методов и средств УП с предваритсльньыл их развитием и адаптацией к условиям перехода к рынку в России на базе трансфера западных разработок, использования отечественного опыта и осуществления новых разработок в кооперации с Западом.

В области технических проектов:

• по функциям УП:

- качество,

- стоимость (прежде всего предпроектный и проектный анализ),

- контракты поставки/закупки,

- коммуникации и информация.

Особое внимание здесь должно быть обращено на фазы: "концепция" и "завершение" моно- и мультипроектов.

В области организационных проектов:

• по масштабам проектов:

- крупные монопроекты,

- средние и мелкие монопроекты,

- мультипроекты;

• по фазам проектов:

- разработка,

- выполнение,

- концепция,

- завершение.

Здесь также требуются особое внимание и усилия для развития разработок по начальной и завершающей фазе проектов.

• по функциям УП:

- предметная область (в первую очередь маркетинг, развитие и произ­водство),

- время,

- трудовые и материально-технические ресурсы,

- стоимость,

- коммунимации и информация. В области экономических и социальных проектов:

• по масштабам проектов:

- крупные монопроекты,

- средние и мелкие монопроекты,

- мультипроекты (выборочно);

• но фазам проектов:

- выполнение,

- концепция,

- разработка,

- завершение.

Для всех фаз, кроме, пожалуй, "выполнения" требуется повышенное внима­ние и усилия для развития методов и средств УП.

• по функциям УП:

- предметная область,

- время,

- трудовые и материально-технические ресурсы,

- стоимость,

- контракты.

К последним двум функциям требуется повышенное внимание для учета особенностей перехода к рынку.

3. Организация разработки новых подходов, методов и средств на основе имеющихся научно-технических достижений в России и за рубежом и отработке их на выборочных "пилот-проектах" (На первом этапе полезно в кооперации с западными партнерами).

В области технических проектов:

• мегапроекты,

• фазы: "концепция" и "завершение",

• управление качеством, стоимостью, риском и надежностью.

В области организационных проектов:

• мегапроекты,

• фазы: концепция, разработка, завершение,

• управление качеством, стоимостью, риском и надежностью, контрактами и коммуникациями и информацией.

В области экономических и социальных проектов:

• мегапроекты, мультипроекты,

• для всего жизненного цикла,

• управление всеми функциями.

4.4.2. Перспективные сферы приложения УП в России

Исходя из опыта применения УП в различных сферах деятельности в России и на Западе, анализа состояния методов и средств, а также учитывая конъюнктуру складывающегося рынка проектов в России, можно обозначить более конкретно сферы эффективного приложения доступных методов и средств УП в настоящее время и потенциальных методов и средств - в ближайшей пер­спективе.

По типам проектов

Методы и средства управления проектами вэкономической и социальной сферах для целевых программ и крупных проектов требуют первоочередного развития, потому что цена результатов этих проектов для общества чрезвычайно высока, а реализация социально-экономических программ, являющихся ядром проводимых в России реформ, осуществляется, как правило, эмпирическим путем. В этих сферах требуется развитие УП для всех фаз жизненного цикла проектов (с приоритетом фаз "концепция" и "разработка") и для всех функций

УП, среди которых особое значение для нестационарной экономики имеют "Управление стоимостью, риском и качеством", требующие поиска новых подходов и решений. В этих сферах большое значение имеет развитие методов УП для национальных и международных программ и проектов с участием стран "ближнего" и "дальнего" зарубежья.

Методы и средства УП для проектоворганизационного типа также требуют безотлагательного развития, т.к. число реформируемых и прива­тизируемых предприятий и организаций, чрезвычайно велико, а реализация этих проектов ведется по-существу ощупью и часто неэффективно. Здесь, в первую очередь, требуются новые методы для мульти- и мегапроектов, особенно для начальных и завершающих фаз, по всем функциям управления. Причем особого внимания и новых подходов требуют функции управления: стоимостью, надеж­ностью и риском и качеством.

Методы и средства УП длятехнической сферы имеют наибольшее развитие и опыт применения. Однако, и здесь имеются пробелы (см. рис. 62). В этой сфере в первую очередь требуют развития методы и средства для управления мегапроектами на всех фазах. Требуют серьезного развития функции управления, сильно связанные с переходом к рынку. Это, так же как и для других сфер - управление стоимостью, риском и качеством.

По фазам жизненного цикла

Методы и средства УП для концептуальной фазы менее развиты, чем средства остальных фаз, хотя решения на этой фазе наиболее важные, т.к. они закладывают фундамент будущего успеха проекта. Особых подходов требуют методы и средства для концептуальной фазы мега- и мультипроектов во всех сферах. Здесь тоже очевидны пробелы по функциям УП: качество, стоимость, риск и надежность. В связи с этим необходимо развитие методов и средств концептуального проектирования и предпроектного анализа для условий переходной, нестационарной экономики.

Методы и средства УП для фазы разработки проектов требуют развития в социальной и экономической сферах для всех классов проектов и всех функций управления. В организационной сфере - для мульти- и мега­проектов, где наиболее отсталое развитие по управлению стоимостью, риском и качеством. В технической сфере требуют развития методы и средства для управ­ления мегапроектами. Для этой сферы прежде всего необходимо развитие методов проектного анализа с учетом особенностей переходного периода.

Методы и средства УП для фазы выполнения проекта.

Эти методы применительно к техническим и организационным проектам наиболее развиты. Представляется необходимым, однако, что нужно перенести эти методы для проектов в экономической и социальной сфере (например, представить себе, как должны здесь осуществляться планирование и контроль). Кроме того, еще многое должно быть сделано в разработке инструментов РМ для международных проектов, выполняемых в смешанных экономических, социальных и культурных сферах.

Методы и средства УП для фазы завершения проекта.

Достигнут определенный уровень развития для оценки окончательных результатов моно- и мультипроектов. Однако, и здесь нужны новые разработки и развитие методов и средств для мультипроектов в социально-экономической и организационной сферах и мегапроектов во всех сферах. Кроме того, на наш взгляд, следует развить методы отбора и накопления фактических данных о ходе проекта для анализа эффективности принятых решений, а также исполь­зованных методов и средств РМ. Обобщающие данные о выполненных проектах могли бы накапливаться в специальном банке знаний для систематизации опыта УП и использования его в будущих проектах.

По функциям УП

Методы и средства УП для управления предметной областью проекта.

Это одна из наиболее разработанных функций УП. Здесь необходимо перенести существующие методы из традиционных - технической и органи­зационной сфер - в сферы экономическую и социальную. При этом они должны получить необходимые для новых сфер развитие и адаптацию.

Особое значение для мульти- и мегапроектов имеет развитие формальных методов декомпозиции и построения различных структурных моделей проекта, и методов построения и анализа иерархических систем моделей процессов реализации проектов, в т.ч. с учетом неопределенностей разного рода. Потреб­ность в этих средствах связана с масштабами проектов, большим числом участников и нестандартностью описываемых моделями процессов. Основой для развития этого направления могут послужить отечественные разработки, не имеющие аналогов на Западе (см. раздел 1.6).

Методы и средства управления качеством.

Имеются определенные достижения и опыт для отдельных технических проектов. Требуется развитие новых подходов к управлению качеством в условиях перехода к рынку: особенно в новых сферах социально-экономической и организационной. Необходимо, в первую очередь, четко определить понятие качества и критерии его оценки для этих сфер.

Методы и средства управления "временем ".

Здесь необходимо имеющиеся наработки и опыт для традиционных сфер перенести в нетрадиционные сферы. В первую очередь это'необходимо сделать для мегапроектов. Здесь потребуется развитие методов временного анализа проектов с учетом вероятностей и неполноты исходных данных.

Методы и средства управления стоимостью.

В условиях планово-распределительной экономики и монополии государственной собственности управление стоимостью проектов в бывшем СССР носило пассивный и довольно формальный характер. Однако, сейчас при переходе к рынку и изменении отношений собственности картина резко изменилась. Мы оказались не готовы к этим изменениям.

Поэтому здесь прежде всего необходимо имеющиеся на Западе активные методы и средства управления стоимостью, развитые для традиционных сфер (см. рис. 65), перенести во все сферы Российских проектов с соответствующей привязкой и дифференциацией. При этом важно, чтобы эти методы и средства были развиты с учетом нестационарной экономики. Очевидно, это в первую очередь должно быть сделано для предпроектного и проектного анализа.

Методы и средства управления риском.

Относительно этой группы методов и средств справедливы замечания, сделанные по управлению стоимостью.

Поэтому и здесь необходим трансфер западного опыта в условиях России в традиционных сферах приложения УП, и развитие новых подходов в социально-экономической и организационной сферах для всего жизненного цикла всех классов проектов.

Методы и средства управления трудовыми ресурсами.

Относительно этой группы методов и средств справедливы рекомендации по управлению временем и предметной областью, т.к. они сильно взаимосвязаны и имеют примерно одинаковое развитие.

Отметим только, что наряду с трансфером западных разработок необ­ходимо их развитие за счет более эффективных алгоритмов распределения ресурсов, имеющихся в России.

Определенной новизной отличаются методы управления персоналом и учет "человеческого фактора" в УП в условиях перехода к рынку. Здесь будет поле­зен трансфер западного опыта и его привязка к нашим условиям.

Методы и средства управления материально-техническим обеспе­чением и контрактами.

Имеющийся в стране опыт по этому направлению относится к плановой экономике. Поэтому здесь необходим трансфер западных разработок и их адаптация к условиям перехода к рынку и развитие этих методов и средств для нетрадиционных сфер, где опыта практически не имеется ни на Западе ни на Востоке.

Методы и средства управления коммуникациями и информацией. В условиях построения правового государства с отказом от командно-административных методов управления и перехода к рыночным отношениям разработка и развитие этой группы методов и средств требует полного переосмысливания и поиска новых подходов. Здесь полезен трансфер богатого опыта и разработок Запада с их привязкой к реальным условиям сегодняшней России. Необходимо при этом тщательно проанализировать и использовать

имеющиеся наработки и опыт в области АСУ и информационных систем в России. Наиболее сложные проблемы здесь предстоит решить в сферах социальных и экономических проектов, а также для мегапроектов всех типов.

4.5.2. Образование и подготовка кадров по УП

Для обеспечения потребностей в развитии и широком применении методов и средств УП во всех перспективных сферах их приложения необходимо подготовить корпус специалистов в этой области, в том числе:

- Руководителей верхнего, среднего и нижнего звена - потенциальных заказчиков и инициаторов применения УП.

- Руководителей проектов разного уровня.

- Специалистов по УП - членов команд проектов, отвечающих за различные компоненты проекта и функции УП.

- Специалистов различных областей и сфер - потенциальных поль­зователей УП, которые должны знать основы УП для использования в своей практической деятельности.

- Специалистов-разработчиков и консультантов в области УП.

Для того, чтобы достигнуть уровня развитых стран и обеспечить широкомасштабное применение УП в осуществляемых в России программах и проектах, в стране должно быть по предварительным данным около 2,0 млн. специалистов, знакомых с УП в разной степени.

Поэтому уже в ближайшее время должны быть созданы системы и центры обучения, подготовки и переподготовки специалистов. Для этого должны быть использованы существующие учебные заведения, формы и методы обучения, а также созданы новые. Системы образования должны охватывать все категории обучаемых, все формы и методы обучения, в том числе:

- краткосрочные курсы (несколько недель) - для руководителей верхнего звена;

- среднесрочные курсы (несколько месяцев) - для руководителей среднего и нижнего звена, специалистов с высшим образованием и опытом работы;

- специализация (включение курса по УП) в ВУЗах на старших курсах для перспективных отраслей и сфер деятельности, использующих УП;

- новая специальность в ВУЗах - проект-менеджер;

- система переподготовки кадров (периодическая в течение нескольких недель) - для руководителей разного уровня, проект-менеджеров и специалистов по УП разного профиля;

- система телевизионного обучения с консультациями и приемом экзаменов на местах - для проект-менеджеров разного уровня;

- системы обучения с отрывом и без отрыва от производства в дневное и вечернее время - для проект-менеджеров и специалистов УП разного уровня, имеющих высшее образование и опыт работы.

Для обеспечения учебного процесса по подготовке специалистов необходимо:

- разработать учебные программы курсов различной длительности и назначения;

- разработать и издать учебные и методические материалы и пособия, отвечающие требованиям и специфике современных условий;

- разработать и подготовить систему и порядок сертификации проект-менеджеров и организаций по профессиональному управлению проектами, в том числе по международным стандартам сертификации;

- подготовить и обеспечить современную материально-техническую базу для учебных центров, заведений, курсов, включая современную оргтехнику, компьютеры, научно-методическое, программное и информационное обес­печение по УП;

- подготовить, провести сертификацию и организовать коллективы преподавателей - специалистов по УП;

На рис. 67 приведена структурная схема системы образования и подготовки кадров по УП.

Программа подготовки профессиональных кадров в. области УП требует поддержки и участия со стороны государства, заинтересованных деловых кругов, профессиональных организаций. Для успешной реализации такой программы необходимо всемерно использовать имеющийся в развитых странах богатый опыт, научно-техническую помощь и сотрудничество с профессиональными ассоциациями, объединениями и другими заинтересованными организациями.

Первым положительным опытом организации такой работы при многостороннем сотрудничестве является "Программа подготовки Российских проект-менеджеров", осуществляемая Московским Государственным строитель­ным университетом (МГСУ) и Институтом Экономического Развития Всемир­ного Банка (EDI WB) при поддержке Правительства России и содействии СОВНЕТ, ИНТЕРНЕТ и PMI.

На первом этапе этой программы в 1993-94 гг. разработаны необходимые материалы и подготовлено свыше 40 преподавателей по УП.

На втором этапе в 1994-95 гг. в различных городах: Москве, Санкт-Петербурге, Челябинске, Новосибирске, Екатеринбурге, Томске, Красноярске и др. будут сформированы коллективы преподавателей и организовано обучение проект-менеджеров для Российской экономики.

Подготовленных преподавателей по УП предполагается сертифицировать по международным стандартам комиссией из представителей Всемирного Банка, МГСУ, СОВНЕТ и ИНТЕРНЕТ.

4.5.3. Формирование рынка для профессионального управления проектами

В технически развитых странах сформировался обширный рынок услуг в области управления проектами. На этом рынке работают тысячи компаний профессионального управления проектами. Профессия проект-менеджера стала массовой и высокооплачиваемой. Подготовкой проект-менеджеров занимаются

Цели Ассоциации на 1994-1995 гг. - student2.ru

Рис. 67. Структурная схема сис

Наши рекомендации