Виды рациональных воспитательных отношений в семье
Первый и главный из них - разумная организация семьи. Общие перспективы, совместная деятельность, определенные трудовые обязанности, традиции взаимопомощи, совместных решений, общих интересов и увлечений служат благодатной почвой для произрастания и развития ростков внутренних взаимосвязей родителей и детей.
В коллективной жизни семьи можно наиболее успешно создавать обстоятельства воспитательного процесса, подкрепляющие словесные требования. Нужные педагогические обстоятельства отнюдь не всегда совпадают с жизненными. Их нередко приходится создавать вопреки жизненным обстоятельствам. К примеру, семья может частично освободить девочку-подростка от хозяйственных забот, так как в семье есть трудоспособная бабушка. Однако в этом случае обязанности бабушки и внучки должны быть распределены таким образом, чтобы девочка чувствовала необходимость своей помощи и считала ее для себя совершенно обязательной.
Дети ожидают от родителей глубинного, пристального интереса к их внутреннему миру, учета их возрастных и индивидуальных особенностей. Возрастные особенности — это характерные для того или иного возрастного периода анатомо-физиологические и психологические особенности. А под индивидуальностью человека имеется в виду существенное своеобразие его основных свойств и качеств.
Рациональный подход к детям требует от родителей педагогического такта, учета жизненного опыта воспитанников, их эмоционального состояния, тонкого и неторопливого анализа мотивов поступка, чуткого, мягкого прикосновения к внутреннему миру человека. Чувство такта должно подсказать родителям, как скрыть обнаженность прямого воспитательного воздействия. Ведь хорошо известно, что дети не любят чувствовать себя объектом воспитания. И поэтому общение, совместные дела, единые устремления становятся наиболее естественным процессом воспитания.
Важная сторона обоюдных контактов — участие в занятиях и интересах детей. Если родители смогут разделить интересы, увлечься занятиями своих детей, то в их руках окажется эффективное средство воспитательного взаимодействия.
Рационально во внутрисемейных отношениях с детьми использовать педагогические возможности увлечений детей. Но этот путь предполагает и другое: привлечение детей к собственным занятиям и увлечениям. В некоторых семьях существует правило: часть предметов и вещей, необходимых человеку для жизни, он должен уметь делать сам. Так у отца и сына обыкновенная кладовка становится столярной или слесарной мастерской. Временами она переоборудуется в фотолабораторию. По родителям можно узнать в детях конструкторов, туристов, спортсменов, участников художественной самодеятельности, коллекционеров.
Таким образом, в каждой семье может сложиться многообразная система установления и укрепления связей родителей и детей: от родителей к детям и от детей к родителям. Однако весьма важная роль в семейном воспитании принадлежит собственным стараниям ребенка по личностному развитию и совершенствованию – самовоспитанию.
Вопросы для размышления (дискуссии).
1. Проведите анализ семьи как института воспитания личности. Сравните традиции семейного воспитания в ваших семьях с классическими функциями семейного воспитания. Проведите анализ эффективности воспитательного воздействия семьи в зависимости от выполнения ею своих непосредственных функций.
2. Проблема осознанного выбора стратегий семейного воспитания. Управление воспитательным процессом в зависимости от выбранного стиля воспитательного взаимодействия.
Вопросы для самоконтроля.
- Дайте характеристику семьи как важнейший институт воспитания личности ребенка
- Назовите стратегии и стили и модели семейного воспитания.
- Охарактеризуйте влияние атмосферы семейной жизни на процесс и результат воспитания личности
- Назовите основные положения семейного права, охарактеризуйте его потенциальное влияние на структуру внутрисемейных отношений.
- Определите виды рациональных воспитательных отношений в семье
Задания и упражнения для самостоятельной работы.
1. Выделите основные положения семейного права.
2. Дайте педагогическую характеристику различным видам семейного воспитания и семейных отношений.
Литература.
1. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. Конспект-пособие для студентов – педагогов и учителей. – М.: Пед. Общество РФ, 2001.- 192с.
2. Голованова Н.Ф. Общая педагогика: Учеб. пособие. – СПб.: Речь, 2005.
3. Максакова В.И. Педагогическая антропология. – М, 2001
4. Семейное воспитание. Хрестоматия/ сост. Лебедев П.А.. – М, 2001
Раздел 5. база контрольно-измерительных материалов (ким)
Тест минимальной компетентности по курсу «Педагогика» ч.1(ПП).
Более 90% правильных ответов – «отлично», 75% – «зачтено», менее 75% - «не зачтено»
Рекомендации студентам:
- Продолжительность тестирования 45 минут.
- Внимательно прочитать вопрос, выбрать необходимый вариант ответа.