Акон «об образовании в рб» (2007)
Под системой образования понимают совокупность государственных образовательных стандартов и программ, реализующих их учебно- воспитательных учреждений и органов управления образованием.
Государство определяет цели и принципы государственной политики в области образования, устанавливает государственные образовательные стандарты, регламентирующие деятельность образовательных учреждений. В Республике Беларусь происходит постоянное совершенствование законодательной базы, регулирующей отношения в сфере образования.
Государственная политика в области образования проводится в соответствии с принципами: приоритетность образования; обязательность общего базового образования; осуществление перехода к обязательному общему среднему образованию; доступность дошкольного, среднего, профессионально- технического и на конкурсной основе среднего специального и высшего образования; преемственность и непрерывность уровней и ступеней образования; национально-культурная основа образования; приоритет общечеловеческих ценностей, прав человека, гуманистического характера образования; научность; экологическая направленность образования; демократический характер управления образованием; светский характер образования.
Национальная система образования включает, участников образовательного процесса; образовательные стандарты, а также разработанные на их основе учебные планы и учебные программы; учреждения образования и другие организации, обеспечивающие эффективное функционирование системы образования; государственные органы управления образованием (Министерство образования РБ, управления и отделы образования местных исполнительных и распорядительных органов республиканского, регионального, местного уровней управления).
Образование подразделяется на основное и дополнительное. Основное образование имеет следующие уровни: дошкольное; общее базовое; общее среднее; профессионально-техническое; среднее специальное; высшее, послевузовское. Специальное образование (для учащихся, имеющих психофизические особенности) может осуществляться на всех уровнях основного образования. Дополнительное образование может осуществляться на всех уровнях основного образования, а также включает: внешкольное воспитание и обучение; повышение квалификации и переподготовку кадров. В системе образования функционируют учреждения образования, осуществляющие деятельность, направленную на получение гражданами основного и (или) дополнительного образования, а также учреждения, деятельность которых направлена на обеспечение эффективного функционирования системы образования (библиотеки, музеи, научные и другие организации). К учреждениям образования относятся: — дошкольные учреждения. — учреждения (учебные заведения — школы различных типов, лицеи, училища, колледжи, вузы), обеспечивающие получение начального, базового, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, высшего и послевузовского образования, повышение квалификации и переподготовку кадров, а также получение специального образования для лиц с особенностями психофизического развития; — учреждения внешкольного воспитания и обучения;
- социально-педагогические учреждения;
- специальные учебно-воспитательные учреждения;
- научно-исследовательские учреждения, занимающиеся изучением проблем обучения и воспитания, управлением образовательными системами и их проектированием; разработкой и внедрением инновационных педагогических технологий.
Так, учреждения, обеспечивающие получение высшего образования, подготавливают специалистов высшей квалификации для производственной, научной, культурной и иных сфер человеческой деятельности. К учреждениям, обеспечивающим получение послевузовского образования, относятся: магистратура, аспирантура, докторантура. Они осуществляют подготовку научных, научно-педагогических кадров. Учреждениями, обеспечивающими повышение квалификации и переподготовку кадров, являются Академия последипломного образования, Республиканский институт высшей школы, институты и факультеты повышения квалификации и другие.
Единство и непрерывность системы образования обеспечивается согласованностью учебных планов и программ, преемственностью ступеней и форм образования, созданием учебных заведений, объединяющих разные виды образования. Структура средней общеобразовательной школы (4+5+2) соответствует трём основным этапам развития личности ребёнка:
- детству — 1 ступень (1-4 классы);
- отрочеству — 2 ступень — (5-9 классы);
- юности — 3 ступень( 10-11 классы).
Начальная школа (1-4 классы) обеспечивает общее развитие личности ученика, формирование его первоначальных мировоззренческих взглядов на природу, человека, общество. Учащиеся начальной школы приобретают необходимые обобщенные умения учебной деятельности, обучаются чтению, письму, счету, овладевают элементами теоретического мышления, культуры общения и поведения, основами личной гигиены, здорового образа жизни. Основная (базовая) школа (5-9 классы) призвана обеспечить общее базовое образование, дальнейшее общее развитие личности ученика, усвоение им основ наук, формирование научного мировоззрения, способов мышления и дея- tтельности, основных видов функциональной грамотности (языковой, компьютерной, правовой, экологической, экономической), овладение основными социокультурными, моральными и правовыми нормами, профессиональную ориентацию.
Школа третьей ступени (10-11 классы) завершает общеобразовательную подготовку учащихся (общее среднее образование). На этом этапе формируется готовность к активному участию в общественной жизни, непрерывному образованию и самообразованию, выбору профессии. Дифференциация учебно-воспитательного процесса осуществляется через факультативные занятия, которые организуются с учетом способностей, склонностей, желаний учащихся и их родителей.
В начале 90-х годов в образовательной практике Беларуси появились учебные заведения нового типа (УЗНТ): гимназии, лицеи, колледжи, высшие профессиональные училища. Они призваны обеспечить повышенный уровень общего среднего и начального профессионального образования подрастающего поколения. В последнее десятилетие произошли следующие изменения в организации процесса обучения в общеобразовательной школе: ориентация педагогического взаимодействия на развитие личности ученика; внедрение новых технологий для реализации индивидуализации и дифференциации обучения, повышения самостоятельности школьников в учебной деятельности; введение 10-балльной системы оценки результатов учебной деятельности школьников, 5-дневной учебной недели, 6-дневной школьной недели (суббота посвящается факультативам, занятиям физкультурой, воспитательным мероприятиям и т.п.); введение тестирования, в том числе централизованного с перспективой единого национального экзамена за курс средней общеобразовательной школы.