Сущность основных понятий. Антипедагогика – радикальное неогуманистическое движение в педагогике стран
Антипедагогика – радикальное неогуманистическое движение в педагогике стран Западной Европы и США второй половины XX в., выступающее против воспитания как целенаправленного процесса формирования личности, за спонтанное развитие ребенка, свободное проявление детской естественной природы. Сторонники «антипедагогики» отказываются от ориентации на социальное реформаторство через механизмы социализации в пользу узкого психологизма и акцентирования изначальной природы человека, выступают с позиций защиты непосредственных эмоций и потребностей ребенка которые следует надежно оградить от требований воспитания (Г. Купфер (ФРГ), М. Клейн (Англия), А. Миллер (Швейцария), Р. Генри (США) и др.
Античная педагогика – педагогические взгляды и практика древних греков и римлян, которые сложились (VII в. до н. э. – V в. н. э.) в условиях рабовладельческого строя, системы спартанского, афинского и римского воспитания.
Вальдорфская педагогика– совокупность методов и приемов воспитания и обучения, основанная на антропософской интерпретации развития человека как целостного взаимодействия телесных, душевных и духовных факторов. Основная идея: дать человеку свободу от требований государственной власти и хозяйственной деятельности до тех пор, пока он сможет участвовать в них как гражданин. Педагогика разработана Р. Штайнером (1861-1925).
История педагогики–область педагогики, изучающая состояние и развитие педагогических идей в их единстве с различными видами учебно-воспитательной практики на разных ступенях развития человеческого общества, а также во взаимосвязи с современными проблемами образования.
Космическое воспитание – направление в педагогической системе М. Монтессори, главная цель которого самопостроение личности ребенка в специально подготовленной среде, формирование у детей разных возрастных групп (с 3 до 6 и с 6 до 12 лет) на базе целостной картины мира способности к самораскрытию, самосовершенствованию и самореализации, ответственности за пути, цели и последствия производимых на Земле и в Космосе преобразований.
Народное образование – система учреждений образования и органов управления ими, важнейшей целью которых является подготовка различных групп населения к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности, а также удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей.
Педагогика великих цивилизаций Востока – представление об обучении и воспитании, которое сложилось во второй половине I тысячелетия до н. э. на территории Китая, идеологическим выражением которого были возникшие в середине I тысячелетия до н. э. даосизм и особенно конфуцианство, а с середины века и буддизм.
Педагогика действия – течение в реформистской педагогике конца XIX – начала XX вв., положившее в основу воспитания и обучения принцип действия, требование к учителю развивать все формы активной деятельности учащихся, внешнее выражение которой может принимать различные формы: написание небольших сочинений, лепка, изготовление и моделирование различных предметов, проведение физических и химических опытов, работа на пришкольном участке и т.д.
Педагогика Западной цивилизации – представление об обучении и воспитании с I тысячелетия до н. э. в древнегреческих полисах до наших дней, в основе которого лежали политическая активность граждан, распространение свободомыслия и идей рационализма, способствовавших развитию философии и науки.
Педагогическая мысль – 1) донаучный этап развития педагогики; 2) общее понятие, более широкое, чем «педагогическая теория», включающее народную или традиционную педагогику.
Педология – направление в педагогике и психологии, возникшее на рубеже XIX – XX вв., в основе которого лежит комплексный подход к изучению ребенка с привлечением данных естественных и общественных наук.
Прагматическая педагогика – направление в педагогике, главная цель которого – воспитание личности, умеющей приспосабливаться к различным ситуациям в условиях «свободного предпринимательства», приобретение знаний на основе практической самодеятельности и личного опыта ребенка; изучение знаний, необходимых для жизненного опыта учащихся.
Рационалистическое направление – направление, основанное на бихевиористской концепции социальной инженерии, технократической рациональности, функционировании школы по принципу индустриальной структуры, преимуществах поведенческой технологии обучения по сравнению с неформальными способами организации учебного материала, разработке эффективных способов усвоения учащимися различных видов знаний, адаптации молодежи к существующим общественным условиям через определенные школьнообразовательные механизмы, формирование поведения, человека, которое обеспечивает ему преимущества в дальнейшей жизни.
Советская педагогика – направление в теории и практике педагогики (1917–1991 гг.), определяющее закономерности воспитания и образования в тесной связи с политикой, разрабатывающее теорию коммунистического воспитания нового человека, строителя коммунистического общества и методы управления этим процессом; изучающее содержание и методы умственного, нравственного, трудового, эстетического, физического, политехнического и профессионального образования исходя из целей коммунистического воспитания; формирующее основы диалектико-материалистического мировоззрения, коммунистические взгляды и убеждения, воспитание нравственных качеств и черт характера строителя социалистического общества.
Социал-реконструктивистское направление – направление в дидактике, основанное на осознании и понимании глобальных перспектив человечества, в которых происходит эволюция школы, необходимости реформирования образовательной системы таким образом, чтобы в центре программ обучения оказались вопросы «выживания», совершенствование человеческой цивилизации, подготовка необходимых социальных реформ, участие школы в социальной реконструкции общества.
Феноменологическое направление – направление зарубежной педагогической науки, основывающейся на феноменологии Э.Гуссерля, экзистенциалистское и гуманистическое направления в психологии, а также интеракционизм. Сторонники этого направления выступают с позиции первичности личности по отношению к обществу, ценности персонально значимого учения, наполненного глубоким личностным смыслом для каждого индивида. Внимание акцентируется на субъективном внутреннем мире личности, процессах ее становления и самопознания, актуализации человеческой природы, реализации потенциальных возможностей человека за счет внутренних резервов, поддержке уникального развития каждого индивида, его права на автономию в выборе путей социализации. Сущность и направленность обучения рассматриваются как необходимое условие для личностного самовыражения.
Экспериментальная педагогика – направление зарубежной педагогики, выводившее свои положения на основании данных эмпирических наблюдений и педагогического эксперимента, изучения детских работ. Возникло в конце XIX – нач. XX вв. в Германии (В. Лай, Э. Мейман и др.) и США (С. Холл, Э. Торндайк и др.).
Эссенциализм – направление в педагогической теории США, выступающее за структурное построение школьного содержания образования на основе интеллектуально насыщенных фундаментальных дисциплин, отражающих наиболее важные достижения науки и культуры, нравственные и гражданские ценности в противовес узко профильной предпрофессиональной подготовке учащихся, против расширения массового школьного образования за счет снижения качества стандартов обучения.
Модуль 6