Педагогические идеи и педагогическая практика Я.Б.Вахтангова, Л.А.Сулержицкого, У.Э.Мейерхольда, В.А.Немировича-Данченко
Становление и развитие методики преподавания специальных знаний, умений и навыков в отрасли театрального (театрально-зрелищного) искусства.
Педагогическая деятельность К.С.Станиславского. Содержание и методы воспитания актёра по системе Станиславского.
Осн труды Станиславского в работе «Моя жизнь в искусстве» описывает предпосылки возникновения идей его сис-мы; «работа актёра над ролью» - описывает его идеи – внутренние средства выразительности во взаимодействии с внешними. А именно: внимание, виды действия (физическое, психологическое, вербальное), общение, оценка события. Действие – целенаправленный процесс (имеет цель, т.е. актёрская задача). Суммарно задачи складываются в сверхзадачу роли, сверхсверх задачу спектакля/отрывка/акта, т.е. message(послание).
Методы Станиславского – ПРОБЛЕМНО-ПОИСКОВЫЙ был им предложен сразу для преподавания, т.е. погружение ученика в суть проблемы, помогает ученику практически разрешить эту проблему, разбор психологич механизмов происшедшего. У Станиславского – от практики к теории. Это весьма правильный путь преподавания, а с другой стороны – самый эффективный, в-третьих – это вполне рационально (До 19 века преподавали «сделай как Я», дебютировали на сцене, изображая уже готовые образы один в один). В 20 веке происходит переворот от репродуктивного к проблемно-поисковому.
Становление и развитие белорусской театральной школы. Деятельность Ф.Ждановича, В.Голубка, И.Буйницкого, К.Санникова.
Корни бел театр-й школы – она базируется на нескольких основах:
- традиции народных зрелищ (перечислить)
- историч традиции профессионального театра, складывающаяся в Беларуси в 17-18 ст под влиянием западно-европейской культурной традицией
- российская театральная школа и система Станиславского, которые психологически очень близка белорусской ментальности
- любительский театр, который видит в театральном зрелище очень важную трибуну для высказывания идей (эстетич и т.д.; от Дунина-Мартинкевича, Буйницкого, Голубок)
«Это белорусский язык, это наши эстетические ценности – ими надо любоваться и гордиться»
Буйницкий приводит на сценическую площадку белорусскую народную культуру и делает так, чтобы люди вовлекались в действие на сцене (разрушение 4-й стены)
Голубок создаёт передвижную любительскую актёрскую группу. Ставят пьесы-самоделки. Голубок считал, что чем проще, незатейливее, тем проще понимание зрителя идеи и сущности представления. Он рассчитывал на простую неподготовленную публику. Голубок предварительно работал с начинающей публикой – рассказывал.
Флориан Жданович и Евстигней Мирович стали создателями 1-го в Беларуси национального театра, который действовал на базе 1-го Минского театра (ныне Купаловский) и открыли при театре студию(худ рук Жданович) – подготовка белорусскоязычных актёров.
Е.Мирович – остался худ руком театра; активно болел за подготовку исполнителей.
Дважды в 30-е годы был набор в ГИТИСЕ – набирали для обучения бел актёров
Мирович ратует, чтобы бел актёров готовили в Минске – ему удаётся первый в истории театральный техникум – набрали, но не выпустили – началась война. Но за 1 год после войны Мирович добился от правительства – открывается первый белорусский театральный институт. В 1945 г первый набор. Мирович худ рук (сначала так наз ректор) института, а после ректор. Мемориальная доска на Академии искусств.
Первый заведующий кафедры – Санников(соратник Мировича) – он заложил основы белорусской театральной школы. Для преподавания были приглашены российские актёры и режиссёры – Рейдлих Павловна и Орлов. В недрах театрально-худ. института возникла специализация - режиссёр народного театра.
Педагогическое мастерство преподавателя театрального искусства. Требования к личности преподавателя театрального искусства.
Самое главное отличие преподавателя театрального искусства от режиссёра – для режиссёра – сценическое зрелище и успех его у публики главная цель – для театрального педагога – главная цель – это выявление индивидуальности и развития способности учеников, которые в вооружении теми средствами, позволяющими раскрыться на публике.
4 компонента: 1. Гуманистическая направленность (педагог-мастер ориентирован на успех ученика); 2. Професс. знания, умения, навыки (необходимо изучение широкого круга книг, методики преподавания и её анализ); 3. Педагогич. способности («режиссёр должен умереть в ученике»; в процессе педпрактики удаётся понять – нужно ли это мне, нравлюсь ли я себе); 4. Педагогич. технология и техника (что касается речи, стиля общения) – нарабатывается в процессе педагогич. опыта.
Педагогические идеи и педагогическая практика Я.Б.Вахтангова, Л.А.Сулержицкого, У.Э.Мейерхольда, В.А.Немировича-Данченко.
Все они соратники и/или ученики Станиславского. Будем рассматривать их взаимодействие со Станиславским.
Сулержицкий (Станиславский считал его отличным педагогом) в заслугу ему – он вслед за Станиславским выдвигал не только эстетич требования к актёру высокие, его волновали и этич обстановка не только на репетиции, но и за кулисами.Вместе с Вахтанговым они придумали ряд досуговых мероприятий для учеников. Возникло «студийность».
Вахтангов – он педагог, который «дерзнул» снять противопоставление (театра представления и театра переживаний) Станиславского. Он сказал, что если попробовать совместить и театра представлений и переживаний. Вводит этюды на тему «цирк», работа над «водевилем» (сейчас мюзикл)(соединение условного и безусловного). Создаёт оригинальный сценич стилистику, которая показана в «Принцессе Турандот» (в ней прямо на глазах у публики – переход от переживания в представление).Все выпускники школы Вахтангова должны быть играющие, танцующие, поющие.
Мейерхольд сам ставит себя в ситуацию полемики со Станиславским. «Биомеханика» (Заплачет-станет грустно) Мейерхольда противопоставляется «Работе актёра над собой» (не плачь – пока не грустно) Станиславского. Однако «биомеханика» и «работа актёра над собой» - один тоннель, который роют с двух концов; система Станиславского уже рассчитана на развитого рефлексией человека (пример: взрослые), а система Мейерхольда – более подходит для детей.
Немирович-Данченко разработал такую систему психологического анализа личности персонажа в сопоставлении с психологическим анализом личности исполнителя. Выдающийся организатор творческого коллектива. Его труды до сих пор необходимы.Он же организатор театрального учебного процесса – инициировал в 43-году открытие школы-студии МХАТ.