Согласно классическому определению вероятности

Согласно классическому определению вероятности - student2.ru ,

где N - число всех равновозможных, единственно возможных и несовместных исходов; MA - число исходов, благоприятствующих событию А.

В нашем случае Согласно классическому определению вероятности - student2.ru - число всевозможных сочетаний из 12 писем по 4 письма.

Найдем число исходов, благоприятствующих событию А. Так как среди вынутых четырех писем будет только одно городское, то остальные три будут иногородние. Число способов, которыми можно вынуть одно письмо из пяти городских, равно Согласно классическому определению вероятности - student2.ru . Три иногородних письма берут из имеющихся семи писем. Число сочетаний из семи по три равно Согласно классическому определению вероятности - student2.ru . При этом каждое городское письмо может появиться с любой тройкой иногородних, поэтому

Согласно классическому определению вероятности - student2.ru .

Таким образом, Согласно классическому определению вероятности - student2.ru .

б) Пусть событие B - среди вынутых 4 писем городских и иногородних поровну. Вероятность события В

Согласно классическому определению вероятности - student2.ru ,

где Согласно классическому определению вероятности - student2.ru (см. пункт а); число исходов, благоприятствующих событию В, Согласно классическому определению вероятности - student2.ru , так как каждая пара городских писем может появиться с любой парой иногородних. При этом два письма из пяти городских можно выбрать Согласно классическому определению вероятности - student2.ru способами, а два письма из семи иногородних - Согласно классическому определению вероятности - student2.ru .

Тогда Согласно классическому определению вероятности - student2.ru .

Задание 2. Вероятности того, что нужная сборщику деталь находится в первом, втором и третьем ящике, равны 0,5; 0,8; 0,6, соответственно. Найти вероятность того, что нужная деталь содержится:

а) во всех трех ящиках;

б) только в одном ящике;

в) по крайней мере, в одном ящике.

Литература: 1, гл. 2. С. 14-23.

2, гл. 1. С. 12-18.

Решение. Введем обозначения:

событие Согласно классическому определению вероятности - student2.ru - нужная деталь содержится в первом ящике;

событие Согласно классическому определению вероятности - student2.ru - нужная деталь содержится во втором ящике;

событие Согласно классическому определению вероятности - student2.ru - нужная деталь содержится в третьем ящике.

По условию Согласно классическому определению вероятности - student2.ru ; Согласно классическому определению вероятности - student2.ru ; Согласно классическому определению вероятности - student2.ru .

а) Пусть событие А - нужная деталь содержится во всех трех ящиках. Это событие является произведением событий Согласно классическому определению вероятности - student2.ru , и Согласно классическому определению вероятности - student2.ru , и Согласно классическому определению вероятности - student2.ru , то есть Согласно классическому определению вероятности - student2.ru .

Учитывая, что события Согласно классическому определению вероятности - student2.ru , Согласно классическому определению вероятности - student2.ru , Согласно классическому определению вероятности - student2.ru - независимые, по теореме умножения вероятностей для независимых событий будем иметь

Согласно классическому определению вероятности - student2.ru .

б) Пусть событие В - нужная деталь содержится только в одном ящике. Это событие можно представить так:

Согласно классическому определению вероятности - student2.ru ,

где событие Согласно классическому определению вероятности - student2.ru означает, что нужная деталь содержится в первом ящике, а во втором и третьем ящиках нужной детали нет. Аналогично, событие Согласно классическому определению вероятности - student2.ru - нужная деталь есть во втором, а в первом и третьем ящиках ее нет. Событие Согласно классическому определению вероятности - student2.ru - нужной детали нет в первом и во втором ящиках, в третьем она есть.

События, являющиеся слагаемыми последней суммы, несовместны, поэтому по теореме сложения вероятностей для несовместных событий получим

Согласно классическому определению вероятности - student2.ru .

Каждое слагаемое этой суммы можно найти, используя теорему умножения вероятностей для независимых событий

Согласно классическому определению вероятности - student2.ru ;

Согласно классическому определению вероятности - student2.ru ;

Согласно классическому определению вероятности - student2.ru .

Учитывая, что

Согласно классическому определению вероятности - student2.ru ;

Согласно классическому определению вероятности - student2.ru ;

Согласно классическому определению вероятности - student2.ru ,

окончательно получим

Согласно классическому определению вероятности - student2.ru

в) Пусть событие С - нужная деталь содержится, по крайней мере, в одном ящике.

Рассмотрим противоположное событие Согласно классическому определению вероятности - student2.ru - нужной детали нет ни в одном ящике, то есть Согласно классическому определению вероятности - student2.ru . Тогда

Согласно классическому определению вероятности - student2.ru .

Следовательно, Согласно классическому определению вероятности - student2.ru .

Задание 3. В сборочный цех завода поступили однотипные детали, изготовленные на трех автоматах. При этом с первого автомата поступило 600 деталей, со второго и третьего, соответственно, в 2 и 3 раза меньше. Известно, что первый автомат дает 3% брака, второй - 1%, а третий - 2% брака. а) Найти вероятность попадания на сборку годной детали, если деталь отбирается случайным образом. б) Наугад взятая деталь из сборочного цеха оказалась годной. Какова вероятность того, что она изготовлена на втором автомате?

Литература: 1, гл. 2. С. 23-26.

2, гл. 1. С. 26-28.

Решение. Пусть событие В - взятая наугад деталь оказалась годной. Это событие может произойти только вместе с одним из трех событий-гипотез:

событие Согласно классическому определению вероятности - student2.ru - деталь изготовлена на первом автомате;

событие Согласно классическому определению вероятности - student2.ru - деталь изготовлена на втором автомате;

событие Согласно классическому определению вероятности - student2.ru - деталь изготовлена на третьем автомате.

События Согласно классическому определению вероятности - student2.ru , Согласно классическому определению вероятности - student2.ru , Согласно классическому определению вероятности - student2.ru образуют полную группу событий. Из условия задачи ясно, что на первом автомате изготовлено 600 деталей, на втором -300, а на третьем - 200 деталей. Отсюда находим

Согласно классическому определению вероятности - student2.ru ;

Согласно классическому определению вероятности - student2.ru ;

Согласно классическому определению вероятности - student2.ru .

В условии задачи даны условные вероятности события Согласно классическому определению вероятности - student2.ru (наугад взятая деталь бракованная), противоположного событию В, при гипотезах Согласно классическому определению вероятности - student2.ru , Согласно классическому определению вероятности - student2.ru и Согласно классическому определению вероятности - student2.ru :

Согласно классическому определению вероятности - student2.ru

Согласно классическому определению вероятности - student2.ru

Согласно классическому определению вероятности - student2.ru

а) Вероятность события В найдем по формуле полной вероятности

Согласно классическому определению вероятности - student2.ru

Согласно классическому определению вероятности - student2.ru .

б) Наугад взятая деталь оказалась годной, то есть событие В наступило. Вероятность того, что эта деталь изготовлена на втором автомате, вычисляем по формуле Байеса:

Согласно классическому определению вероятности - student2.ru Согласно классическому определению вероятности - student2.ru .

Задание 4. Станок-автомат производит валики, причем контролируется размер их диаметра Х. Считая, что Х - нормально распределенная случайная величина с математическим ожиданием, равным 10 мм, и дисперсией, равной 0,01 мм2; найти: а) вероятность того, что размер диаметра валика будет от 9,8 до 10,3 мм; б) интервал, в который с вероятностью 0,9973 попадает размер диаметра наугад взятого валика.

Литература: 1, гл. 5. С. 81-95.

2, гл. 2. С. 78-80.

Решение. Диаметр валика - случайная величина Х, имеющая нормальный закон распределения со следующими параметрами:

Согласно классическому определению вероятности - student2.ru ; Согласно классическому определению вероятности - student2.ru .

а) Для нахождения искомой вероятности воспользуемся формулой

Согласно классическому определению вероятности - student2.ru ,

Согласно классическому определению вероятности - student2.ru

Здесь значения функции Лапласа Ф(3) и Ф(2) найдены по прил. 2.

б) Найдем искомый интервал с помощью формулы

Согласно классическому определению вероятности - student2.ru .

Учитывая, что неравенство Согласно классическому определению вероятности - student2.ru равносильно неравенству Согласно классическому определению вероятности - student2.ru , получим Согласно классическому определению вероятности - student2.ru .

По условию эта вероятность равна 0,9973, следовательно:

Согласно классическому определению вероятности - student2.ru .

По таблице значений функции Лапласа (прил. 2) находим Согласно классическому определению вероятности - student2.ru . Отсюда, Согласно классическому определению вероятности - student2.ru . Таким образом, Согласно классическому определению вероятности - student2.ru или Согласно классическому определению вероятности - student2.ru . Искомый интервал - (9,7; 10,3) мм.

Задание 5. На ферме по схеме случайного повторного отбора были отобраны 100 коров. Распределение их по дневному надою (Х, л) следующее:

Дневной надой, л
Число коров

Вычислить выборочные характеристики: средний надой, моду, медиану, размах вариации, дисперсию, среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации.

Литература: 1, гл. 7. С. 125-130.

2, гл. 4. С. 110-114.

Решение. Признак Х - дневной надой коров. Для расчета выборочных характеристик данного распределения удобнее использовать таблицу:

Дневной надой (хi, л) Число коров (mi) хi mi Н(хi) i - Согласно классическому определению вероятности - student2.ru )2 mi хi2mi
63,48 54,08 18,72 58,80 80,92
Итого - 276,00

Согласно классическому определению вероятности - student2.ru 11,6 (л) - средний дневной надой коров данной фермы.

Легко убедиться, что в случае дискретного признака Х в ранжированном вариационном ряду xj = xi при Н(хi) + 1 £ j £ Н(хi+1). Для рассматриваемого примера: xj = 11 при 12£ j £ 63.

Объем выборки n = 100 - число четное. Пусть n = 2j, тогда j = 50. Поэтому медиана

Согласно классическому определению вероятности - student2.ru 11 (л).

Частота достигает максимума: mi = mmax = 52 при xi = 11, поэтому мода

хмо = 11 (л).

Очевидно, хмo= хме¹ Согласно классическому определению вероятности - student2.ru . Таким образом, распределение признака Х асимметричное.

Размах вариации R = хmax - хmin= 15 - 7 = 8 (л).

Дисперсию можно вычислить двумя способами:

1) Согласно классическому определению вероятности - student2.ru

2) Согласно классическому определению вероятности - student2.ru

Согласно классическому определению вероятности - student2.ru = 137,32 - (11,6)2 = 2,76.

Среднее квадратическое отклонение Согласно классическому определению вероятности - student2.ru (л) (дневной надой каждой коровы данной фермы отклоняется от среднего дневного надоя коров в среднем на 1,67 л).

Коэффициент вариации Согласно классическому определению вероятности - student2.ru »14,32 %.

На практике считают, что если Согласно классическому определению вероятности - student2.ru < 33 %, то совокупность однородная. В данном случае исследуемая совокупность однородная.

Замечание. Если в условии задан интервальный ряд распределения признака Х, то сначала необходимо перейти к дискретному ряду, заменив интервалы их серединами.

Задание 6а. Установить при уровне значимости 0,05, случайно или значимо расхождение между эмпирическими и теоретическими частотами, которые вычислены, исходя из предположения, что некоторый признак Х распределен нормально:

Согласно классическому определению вероятности - student2.ru
Согласно классическому определению вероятности - student2.ru

Литература: 1, гл. 9. С. 148-160.

2, гл. 5. С. 135-145.

Решение. Выдвигаем нулевую гипотезу Н0 и ей конкурирующую Н1.

Н0: признак Х имеет нормальный закон распределения.

Н1: признак Х имеет закон распределения, отличный от нормального.

В данном случае рассматривается правосторонняя критическая область. Проверим гипотезу с помощью случайной величины Согласно классическому определению вероятности - student2.ru , которая имеет распределение c 2 с k = s - 3 = 7 - 3 = 4 степенями свободы. Вычислим наблюдаемое значение критерия c 2 по выборочным данным. Расчеты представим в таблице:

  Согласно классическому определению вероятности - student2.ru Согласно классическому определению вероятности - student2.ru Согласно классическому определению вероятности - student2.ru
  1,78 1,64 0,13 1,33 0,25 12,25 0,33
Итого 17,71

Итак, Согласно классическому определению вероятности - student2.ru » 17,71. По прил. 3 находим критическое значение Согласно классическому определению вероятности - student2.ru (0,05; 4) = 9,5. Сравниваем Согласно классическому определению вероятности - student2.ru и Согласно классическому определению вероятности - student2.ru (0,05;4).

Так как Согласно классическому определению вероятности - student2.ru > Согласно классическому определению вероятности - student2.ru (0,05; 4), то есть наблюдаемое значение критерия попало в критическую область, нулевая гипотеза отвергается, справедлива конкурирующая гипотеза, то есть признак Х имеет закон распределения, отличный от нормального, расхождение между эмпирическими и теоретическими частотами значимо.

Задание 6б. На предприятии разработаны два метода изготовления определенной продукции. Для проверки - одинаково ли материалоемки эти методы - собраны статистические данные о расходе сырья в расчете на единицу готовой продукции в процессе работы обоими методами. Получены следующие данные. При работе первым методом: количество наблюдений nx = 9, среднее значение Согласно классическому определению вероятности - student2.ru в = 3,8, исправленное среднее квадратическое отклонение Sx = 0,6; при работе вторым методом: количество наблюдений ny = 8, среднее значение Согласно классическому определению вероятности - student2.ru в = 2,7, исправленное среднее квадратическое отклонение Sy = 0,5. Согласно имеющимся данным проверить гипотезу о том, что средний удельный расход сырья при работе обоими методами одинаков, считая, что выборки извлечены из нормально распределенных генеральных совокупностей. Уровень значимости a = 0,05.

Литература: 1, гл. 9. С. 161-172.

2, гл. 5. С. 152-155, 158-163.

Решение. Даны совокупности Х и Y, имеющие нормальный закон распределения, где Х - расход сырья при работе первым методом, Y - расход сырья при работе вторым методом. Требуется проверить гипотезу: Н0: М(Х) = М(Y).

Так как о генеральных дисперсиях ничего неизвестно, то с помощью случайной величины Согласно классическому определению вероятности - student2.ru , которая имеет распределение Фишера - Снедекора с k1 = nх - 1 = 8 и k2 = ny - 1 = 7 степенями свободы (n1 = nх, так как Согласно классическому определению вероятности - student2.ru = (0,6)2 = 0,36, больше чем Согласно классическому определению вероятности - student2.ru = (0,5)2 = 0,25) предварительно проверим вспомогательную нулевую гипотезу:

Н0: D(Х) = D(Y) при Н1: D(Х) > D(Y).

Находим Fнабл = Согласно классическому определению вероятности - student2.ru = 1,44. По прил. 5 определим критическое значение Fкрит(a, k1, k2) = Fкрит(0,05; 8; 7) = 3,73.

Сравниваем Fнабл и Fкрит(0,05; 8; 7). Так как Fнабл < Fкрит(0,05; 8; 7), то есть Fнабл попало в область принятия гипотезы, нет оснований отвергать нулевую гипотезу, по данным наблюдения D(Х) = D(Y), расхождение между исправленными выборочными дисперсиями ( Согласно классическому определению вероятности - student2.ru и Согласно классическому определению вероятности - student2.ru ) случайное. Следовательно, можно проверить основную гипотезу.

Предварительно выбираем конкурирующую гипотезу. В данном случае их может быть две: 1) Н1: М(Х) ¹ М(Y) (двусторонняя критическая область); 2) Н1: М(Х) > М(Y), так как Согласно классическому определению вероятности - student2.ru в > Согласно классическому определению вероятности - student2.ru в (правосторонняя критическая область).

Проверяем гипотезу Н0 в первом случае:

Н0: М(Х) = М(Y), Н1: М(Х) ¹ М(Y).

Для проверки используется случайная величина

Согласно классическому определению вероятности - student2.ru

которая имеет распределение Стьюдента с k = nx + ny - 2 = 9 + 8 - 2 = 15 степенями свободы.

Вычислим Тнабл Согласно классическому определению вероятности - student2.ru » 4,075.

По таблице критических точек распределения Стьюдента (прил. 4) находим tкрит.дв(0,05; 15) = 2,13 (при двусторонней критической области). Сравниваем Тнабл и tкрит.дв(0,05; 15). Так как ½Тнабл½> tкрит.дв(0,05; 15), то есть Тнабл попало в критическую область, нулевая гипотеза отвергается, справедлива конкурирующая: М(Х) ¹ М(Y), следовательно, расхождение между выборочными средними значимо. Таким образом, средний удельный расход сырья при работе обоими методами различен.

Проверим гипотезу Н0 во втором случае:

Н0: М(Х) = М(Y), Н1: М(Х) > М(Y).

Так как Тнабл » 4,075, tкрит.пр(0,05; 15) = 1,75 (при односторонней (правосторонней) критической области), то Тнабл > tкрит.пр(0,05; 15), то есть Тнабл попало в критическую область, вывод аналогичен предыдущему.

Замечание. В контрольную работу входит либо задание 6а, либо задание 6б (см. свой вариант).

Задание 7. В результате исследования зависимости выпуска валовой продукции (Y, тыс. руб.) от основных фондов (Х, тыс. руб.) однотипных предприятий получены следующие данные:

Х
Y

Полагая, что между Х и Y имеет место линейная зависимость, определить выборочный коэффициент корреляции, объяснить его смысл, проверить значимость коэффициента корреляции при уровне значимости 0,05. Построить уравнение регрессии и объяснить его. Вычислить предполагаемый выпуск валовой продукции, если основные фонды составят 80 тыс. руб.

Литература: 1, гл. 10. С. 182-196.

2, гл. 6. С. 177-182.

Решение. Признак Х - основные фонды, тыс. руб. (факторный признак). Признак Y - выпуск валовой продукции, тыс. руб. (результативный признак). Предполагаем, что признаки имеют нормальный закон распределения. Признаки находятся в статистической зависимости, так как выпуск валовой продукции зависит не только от основных фондов, но и от многих других факторов, которые в данном случае не учитываются. Определим форму связи. Построим точки с координатами (хi, yi) и по их расположению определим форму связи (см. рисунок).

Согласно классическому определению вероятности - student2.ru

Рис.

Итак, форма связи линейная.

Проведем корреляционный анализ. Вычислим выборочный линейный коэффициент корреляции:

Согласно классическому определению вероятности - student2.ru .

Расчеты представим в таблице:

  хi yi хi × yi Согласно классическому определению вероятности - student2.ru Согласно классическому определению вероятности - student2.ru
 
 
 
 
 
Итого

Согласно классическому определению вероятности - student2.ru

Согласно классическому определению вероятности - student2.ru

Согласно классическому определению вероятности - student2.ru .

Таким образом, Согласно классическому определению вероятности - student2.ru

Проверим значимость выборочного коэффициента корреляции. Для этого выдвигаем гипотезы:

Н0: rген = 0, Н1: rген ¹ 0.

Уровень значимости Согласно классическому определению вероятности - student2.ru .

Для проверки нулевой гипотезы используем случайную величину Согласно классическому определению вероятности - student2.ru , имеющую распределение Стьюдента с k = n - 2 = 3 степенями свободы. По выборочным данным найдем наблюдаемое значение критерия Тнабл = Согласно классическому определению вероятности - student2.ru » 8,53. По таблице критических точек распределения Стьюдента определим tкрит.дв(0,05; 3) = 3,18. Сравниваем Тнабл и tкрит(0,05; 3). Так как ½Тнабл½ > tкрит.дв(0,05; 3), то есть Тнабл попало в критическую область, нулевая гипотеза отвергается, справедлива конкурирующая гипотеза: rген ¹ 0. Признаки Х и Y коррелированны, rв значим. Так как ½rв½ близок к единице, следовательно, выпуск валовой продукции и основные фонды находятся в тесной корреляционной зависимости.

Найдем коэффициент детерминации. D = rв2 × 100 % = 95,8 % , то есть вариация выпуска валовой продукции в среднем на 95,8 % объясняется вариацией основных фондов.

Выразим эту связь аналитически в виде линейного уравнения регрессии:

Согласно классическому определению вероятности - student2.ru - Согласно классическому определению вероятности - student2.ru » a1(х - Согласно классическому определению вероятности - student2.ru ),

Согласно классическому определению вероятности - student2.ru ;

или Согласно классическому определению вероятности - student2.ru .

Таким образом, Согласно классическому определению вероятности - student2.ru - 10,8 » 0,31 (x - 35) или Согласно классическому определению вероятности - student2.ru » 0,31x - 0,05.

Из уравнения следует, что с увеличением основных фондов на 1 тыс. руб. выпуск валовой продукции увеличится в среднем на 0,31 тыс. руб.

Найдем по уравнению регрессии выпуск валовой продукции, если основные фонды составят 80 тыс. руб.:

Согласно классическому определению вероятности - student2.ru » 0,31 × 80 - 0,05 = 24,75 (тыс. руб.)

Согласно классическому определению вероятности - student2.ru
варианты Контрольной работы

Вариант № 1

(Первая буква фамилии студента: Щ, Э, Ю, Я)

1. В партии готовой продукции, состоящей из 25 деталей, 5 бракованных. Определить вероятность того, что при случайном выборе четырех деталей: а) все окажутся небракованными; б) бракованных и небракованных изделий будет поровну.

2. В городе три коммерческих банка, оценка надежности которых 0,95; 0,90 и 0,85, соответственно. В связи с определением хозяйственных перспектив развития города администрацию интересует ответ на вопрос: какова вероятность того, что в течение года: а) обанкротятся все три банка; б) обанкротится хотя бы один банк.

3. В ящике находятся изделия, сделанные на трех станках: 20 - на первом станке, 18 - на втором и 14 - на третьем. Вероятности того, что изделия, изготовленные на первом, втором и третьем станках, отличного качества, соответственно, равны 0,7; 0,85; 0,9. Взятое наудачу изделие оказалось отличного качества. Какова вероятность того, что оно изготовлено на втором станке?

4. Диаметр деталей, изготовленных автоматом, представляет собой случайную величину, распределенную по нормальному закону. Дисперсия ее равна 4 мм2, а математическое ожидание - 20,5 мм. Найти вероятность брака, если допустимые размеры диаметра должны быть (20±3) мм.

5.Группа рабочих изготавливает одинаковую продукцию. Дан ряд распределения рабочих по числу изготавливаемых за смену деталей:

Число деталей
Число рабочих

Вычислить выборочные среднюю, размах вариации, моду, медиану, дисперсию, среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации.

6. В результате специального обследования получено выборочное распределение стажа работников завода (Х - стаж работы, лет; Согласно классическому определению вероятности - student2.ru - эмпирические частоты; Согласно классическому определению вероятности - student2.ru - теоретические частоты нормального распределения):

xi
Согласно классическому определению вероятности - student2.ru
Согласно классическому определению вероятности - student2.ru

Используя критерий Пирсона, при уровне значимости 0,01 проверить, согласуется ли гипотеза о нормальном распределении признака Х генеральной совокупности с эмпирическим распределением выборки.

7.Средняя урожайность пшеницы и глубина вспашки по фермерским хозяйствам даны в следующей таблице:

Глубина вспашки, см
Средняя урожайность, ц\га 8,1 8,3 8,2 9,1 10,3 10,8

При a = 0,05 проверить значимость корреляционной связи глубины вспашки и средней урожайности пшеницы. Если связь значима, составить уравнение регрессии. Объяснить его. Спрогнозировать урожайность пшеницы при глубине вспашки в 11,5 см.

Вариант № 2

(Первая буква фамилии студента: Ц, Ч, Ш)

1. Из партии, в которой 10 деталей без дефектов и 5 с дефектами, берут наудачу 3 детали. Чему равна вероятность того, что: а) все 3 детали без дефектов; б) по крайней мере, одна деталь без дефектов.

2. В автопробеге участвуют три автомобиля. Первый может сойти с маршрута с вероятностью 0,15; второй и третий не дойдут до финиша, соответственно, с вероятностью 0,05 и 0,1. Требуется определить вероятность того, что до финиша дойдут: а) только один автомобиль; б) два автомобиля; в) по крайней мере, два автомобиля.

3. Часы изготавливаются на трех заводах и поступают в магазин. Первый завод производит 40% продукции, второй - 45%, а третий - 15 %. В продукции первого завода не спешат 80% часов, второго - 70% и третьего- 90%. Какова вероятность того, что купленные часы спешат?

4. Диаметр деталей, изготовленных цехом, является случайной величиной, распределенной по нормальному закону. Дисперсия ее равна 0,0001 см2, математическое ожидание - 2,5 см. В каких границах с вероятностью 0,98 можно гарантировать диаметр детали?

5.Имеются выборочные данные о дневном сборе хлопка (Х, кг):

Х 20-25 25-30 30-35 35-40 40-45
Число сборщиков

Вычислить выборочные среднюю, моду, медиану, дисперсию, среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации.

6. В результате специального обследования получено выборочное распределение времени простоя фрезерных станков одного цеха (Х - время простоя, мин; Согласно классическому определению вероятности - student2.ru - эмпирические частоты; Согласно классическому определению вероятности - student2.ru - теоретические частоты нормального распределения):

xi 5,5 10,5 15,5 20,5 25,5 30,5 35,5
Согласно классическому определению вероятности - student2.ru
Согласно классическому определению вероятности - student2.ru

Используя критерий Пирсона, при уровне значимости 0,01 проверить, согласуется ли гипотеза о нормальном распределении признака Х генеральной совокупности с эмпирическим распределением выборки.

7.Имеются следующие данные по группе предприятий о выпуске продукции (Х, тыс. шт.) и себестоимости одного изделия (Y, руб.):


Х 2,0 3,5 4,0 4,5 5,5 6,0
Y 1,9 1,7 1,8 1,6 1,5 1,4

Вычислить коэффициент корреляции на основе этих данных. При уровне значимости 0,05 проверить нулевую гипотезу о равенстве нулю коэффициента корреляции в генеральной совокупности. Построить уравнение линейной регрессионной зависимости и объяснить его смысл. Спрогнозировать среднюю себестоимость одного изделия при выпуске 6,5 тыс. шт.

Вариант № 3

(Первая буква фамилии студента: У, Ф, Х)

1. Партия состоит из 10 деталей I сорта, 7 деталей II сорта и 5 деталей III сорта. Наудачу берутся 2 детали. Какова вероятность того, что детали будут одного сорта?

2. Три стрелка стреляют по цели. Вероятность попадания в цель для первого стрелка равна 0,75, для второго - 0,8, для третьего - 0,9. Найти вероятность того, что: а) все трое промахнутся; б) только один стрелок попадет в цель.

3. Электролампы поставляются магазину тремя заводами. В очередной раз первый завод поставил 100 шт., второй - 150 шт., а третий - 200 шт. Продукция первого завода содержит 97% стандартных ламп, второго - 98%. Продукция третьего завода содержит только стандартные изделия. Определить вероятность того, что купленная в магазине лампа окажется нестандартной.

4. Диаметр стальных стержней, выпускаемых цехом, представляет собой случайную величину, распределенную по нормальному закону с математическим ожиданием 75 мм и средним квадратическим отклонением 0,3 мм. Найти вероятность брака, если допустимые размеры диаметра стержня (75±0,5) мм.

5.Дано распределение времени простоя станка за смену (Х, мин):

Х 20-30 30-40 40-50 50-60 60-70
Число станков

Вычислить выборочные среднюю, моду, медиану, дисперсию, среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации.

6. В результате обследования получено следующее распределение дневной выручки от продажи продукции в промтоварных магазинах (Х - дневная выручка, руб.; Согласно классическому определению вероятности - student2.ru - эмпирические частоты (число магазинов); Согласно классическому определению вероятности - student2.ru - теоретические частоты, вычисленные в предположении о нормальном законе распределения):

xi
Согласно классическому определению вероятности - student2.ru
Согласно классическому определению вероятности - student2.ru

Используя критерий Пирсона, при уровне значимости 0,01 проверить гипотезу о нормальном распределении признака Х генеральной совокупности.

7.Определить тесноту связи общего веса некоторого растения (Х, г) и веса его семян (Y, г) на основе следующих выборочных данных:

Х
Y

Проверить значимость коэффициента корреляции при a = 0,05. Построить линейное уравнение регрессии и объяснить его.

Вариант № 4

(Первая буква фамилии студента: С, Т)

1. Собрание, на котором присутствуют 25 чел., в том числе 9 женщин, выбирает делегацию из трех человек. Считая, что каждый из присутствующих с одинаковой вероятностью может быть избран, найти вероятность того, что в делегацию войдут: а) две женщины и один мужчина; б) хотя бы одна женщина.

2. К испытываемому устройству подключены три прибора. Вероятности выхода из строя прибора, соответственно, равны: 0,3; 0,2; 0,15. Найти вероятность того, что за время проведения испытаний останутся работоспособными: а) один прибор; б) два прибора; в) хотя бы два прибора.

3. Количество продукции, поступающей на механическую обработку от трех литейных цехов, определяется соотношением 3 : 4 : 5. На 100 единиц продукции первого цеха приходится в среднем 3 единицы брака, второго и третьего цехов, соответственно, 2 и 4 единицы. Наудачу взятая отливка оказалась годной. Какова вероятность того, что она отлита во втором цехе?

4. В некоторой партии гаек средний диаметр оказался равным 82,6 мм, а среднее квадратическое отклонение 1,2 мм. Считая, что размер диаметра гайки подчиняется нормальному закону распределения, найти поле допуска, если брак составляет 1,24%.

5.В результате выборочного обследования получено распределение времени на выполнение технологической операции (Х, с) 20 рабочими:

Х 25-30 30-35 35-40 40-45 45-50
Число рабочих

Вычислить выборочные среднюю, моду, медиану, дисперсию, среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации.

6. В результате обследования получено выборочное распределение времени, затрачиваемого операторами бухгалтерских машин на обработку документов складского учета (Х - время, с; Согласно классическому определению вероятности - student2.ru - эмпирические частоты (количество документов); Согласно классическому определению вероятности - student2.ru - теоретические частоты, вычисленные в предположении о нормальном законе распределения):

xi
Согласно классическому определению вероятности - student2.ru
Согласно классическому определению вероятности - student2.ru

Используя критерий Пирсона, при a = 0,05 проверить, согласуется ли гипотеза о нормальном распределении признака Х генеральной совокупности с эмпирическим распределением выборки.

7.Представлены данные, отражающие статистическую связь издержек обращения (Y, тыс. руб.) и товарооборота (Х, тыс. руб.):

Y 5,0 5,2 5,8 6,4 6, 6 7,0
Х 17,6 17,5 18,0 18,1 18,2 18,5

При a = 0,1 проверить значимость указанной статистической связи. Построить уравнение регрессии, объяснить его. Спрогнозировать издержки обращения при заданном товарообороте в 17,9 тыс. руб.

Вариант № 5

(Первая буква фамилии студента: П, Р)

1. Группа студентов-спортсменов, состоящая из 5 студентов II курса и 4 студентов III курса, проводит тренировку. Одновременно тренируются двое. Какова вероятность того, что, войдя случайно на тренировку, мы застанем тренирующимися двух студентов одного курса?

2.Служба контроля качества проверяет партии деталей, изготовленных тремя рабочими. Вероятность того, что будет признана годной партия, изготовленная первым рабочим, составляет 0,97, вторым и третьим рабочим, соответственно, 0,95 и 0,92. Какова вероятность того, что среди партий деталей окажутся забракованными: а) одна партия деталей; б) две партии деталей; в) хотя бы одна партия деталей?

3. На двух станках изготавливают одинаковые детали. Вероятность того, что изготовленная деталь стандартная, для первого станка равна 0,8; для второго - 0,9. Производительность второго станка вдвое больше производительности первого. Найти вероятность того, что взятая наудачу деталь окажется стандартной?

4. Автомат штампует пуговицы. Контролируется диаметр пуговицы - Х, который распределен по нормальному закону

Наши рекомендации