Структура профессионально-педагогического общения
В.А.Кан-Калик выделяет следующие этапы:
ñ Моделирование педагогом предстоящего общения с классом (прогностический этап). Требует знания особенностей аудитории: характера ее познавательной деятельности, вероятностных затруднений, динамики работы. Мвсленно представить ситуацию предстоящего взаимодействия.
ñ Организация непосредственного общения в момент начального взаимодействия (коммуникативная атака). Нужна техника быстрого включения класса в работу — для этого необходимо владеть приемами самопрезентации и динамического воздействия.
ñ Управление общением в ходе педагогического процесса. Поддержка инициативы учащихся, организация диалогического взаимодействия, коррекция замысла с поправкой на реальные условия.
ñ Анализ общения и моделирование ее на предстоящую деятельность. Соотнесение цели, средств и результата.
++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
В общении можно выделить две стороны: отношение и взаимодействие.
СТИЛИ ОТНОШЕНИЯ УЧИТЕЛЯ К КЛАССНОМУ КОЛЛЕКТИВУ
ñ устойчиво-положительный
ñ пассивно-положительный
ñ неустойчивый
ñ ситуативно-отрицательный
ñ устойчиво-отрицательный
СТИЛИ РУКОВОДСТВА ДЕТСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ — здесь важен аспект взаимодействия.
Авторитарный стиль («разящие стрелы»). Учитель единолично определяет направление деятельности коллектива, пресекает всякую инициативу учащихся. Основные формы взаимодействия — приказ, указание, инструкция, выговор. Учитель лаконичен, у нео преобладает начальственный тон, нетерпение к возражениям.
Либеральный стиль («плывущий плот») - анархический, попустительский.
Учитель старается не вмешиваться в жизнь коллектива, вопросы рассматривает формально, фактически самоустраняется от ответственности за происходящее.
Демократический стиль - («возвращающийся бумеранг») - проявляется в опоре руководителя на мнение коллектива. Учитель подключает всех к активному участию в обсуждении хода работы, видит свою задачу не только в контроле и координации, но и в воспитании, учитывает интересы и способности каждого, поощряет активность, развивает инициативу. Основные способы такого общения — просьба, совет, информация.
Лучший стиль руководства — демократический. Хотя количественные показатели здесь могут быть и ниже, чем при авторитарном, но желание работать не иссякает и в отсутствие руководителя. Повышается чувство ответственности.
Наихудший стиль руководства — либеральный.
Стиль отношений и характер взаимодействий в процессе руководства воспитанием детей создают в совокупности СТИЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ.
1) Стили педагогического общения. В.А.Кан-Калик.
1. !Общение на основе высоких профессиональных установок педагога. «За ним дети буквально по пятам ходят». Интерес в общении стимулируется общими профессиональными интересами.
2. !Общение на основе дружеского расположения.Увлеченность общим делом. Педагог – наставник, старший товарищ, участник совместной учебной деятельности.
3. Общение – дистанция /учитель ссылается на авторитет и профессионализм, жизненный опыт и возраст/.
4. Общение – устрашение.
5. Общение-заигрывание.
6. !Общение – диалог.
2) Стили педагогического общения. А.В.Добрович:
выделяет
- формальныйстиль (бездушный, как в кафе миллионного города) и
- естественный (дружеский).
3). Модели поведения преподавателя.
1. Модель диктаторская («Монблан»). Преподаватель отстранен от обучаемых, «парит» над ними, находясь в царстве знаний. Ученики – безликая масса слушателей. Никакого личностного взаимодействия.
2. Модель неконтактная («Китайская стена»).Наличие произвольно или непреднамеренно возведенного психологического барьера. Информационный характер занятия, непроизвольное подчеркивание преподавателем своего статуса.
3. Модель дифференцированного внимания («Локатор»). Избирательные отношения с обучаемыми. Ориентация на «сильных» или «слабых» учеников…
4. Модель гипорефлексивная («Тетерев»). Речь педагога монологична, он слышит только себя и никак не реагирует на слушателей. Эмоционально глух к окружающим.
5. Модель гиперрефлексивная («Гамлет»). Педагог озабочен преимущественно тем, как он воспринимается окружающими. Постоянно сомневается в действенности своих аргументов, в правильности своих поступков, остро реагирует на нюансы психологической атмосферы, принимая их на свой счет.
6. Модель негибкого реагирования («Робот»). Взаимоотношения преподавателя со студентами строятся по жесткой программе, где четко выдерживаются цели и задачи занятия, дидактически оправданны методические приемы, имеет место безупречная логика изложения и аргументация фактов, отшлифованы мимика и жесты, но преподаватель не обладает чувством понимания меняющейся ситуации общения, не учитывает состав учеников и их психическое состояние, возрастные особенности.
7. Модель авторитарная («Я – сам»). Педагог – главное действующее лицо. Подавляет всякую личную инициативу со стороны учеников.
8. ! Модель активного взаимодействия («Союз»).
Преподаватель постоянно находится в диалоге с обучаемыми, держит их в мажорном настроении, поощряет инициативу, легко схватывает изменения в психологическом климате группы и гибко реагирует на них. Преобладает стиль дружеского взаимодействия с сохранением ролевой дистанции.
4) Типология профессиональных позиций учителей /М.Тален/.
Модель №1.! «Сократ».Учитель с репутацией любителя споров и дискуссий, намеренно их провоцирующий на занятиях. Ученики учатся отстаивать собственную позицию.
Модель №2. !«Руководитель групповой дискуссии». Главное – достижение согласия и установление сотрудничества между учащимися. Отводит себе роль посредника. Поиск согласия важнее результата дискуссии.
Модель №3. ! «Мастер». Учитель выступает как образец для подражания и, прежде всего, не столько в учебном процессе, сколько в отношении к жизни вообще.
Модель №4. «Генерал». Подчеркнуто требователен, жестко добивается послушания, считает, что всегда и во всем прав.
Модель №5. ! «Менеджер». Поощряет инициативу и самостоятельность, стремится к осуждению с каждым учащимся смысла решаемой задачи.
Модель №6. «Тренер». Вдохновитель групповых усилий. Главное – конечный результат, успех, победа. Ученики подобны игрокам одной команды, где каждый в отдельности не важен как индивидуальность, но все вместе они могут многое.
Модель №7. «Гид». Лаконичен, точен, сдержан. Ответы на все вопросы ему известны заранее, как и сами вопросы. Технически безупречен и потому зачастую откровенно скучен.
Кроме того, можно говорить также об индивидуальном стиле деятельности учителя.
Индивидуальный стиль деятельности учителя -
обусловленная природными особенностями человека устойчивая система задач, способов и тактик деятельности, обеспечивающих эффективность его труда (Е.А.Климов, А.К.Маркова).
Приведем два примера типологий индивидуального стиля деятельности:
5) Индивидуальный стиль деятельности учителя -
Классификация А.К.Марковой и А.Н.Яковлевой:
- эмоционально-импровизационный стиль и
- рассуждающе-методичный стиль
/а также промежуточные:
эмоционально-методичный и
рассуждающе-импровизационный/.