В организации и содержании школьного образования обостряются
глубокие противоречия:
· между стандартизированным обучением всех учащихся и их индивидуальными способностями и интересами;
· между логикой науки и реальными познавательными возможностями школьников;
· между тенденциями к специализации обучения и задачей разностороннего развития личности;
· между господствующей в школьном обучении репродуктивной деятельностью и потребностью общества в людях с развитыми творческими способностями.
Серьезные нерешенные проблемы стоят перед системами образования взрослых. Их организационная структура нередко представляет конгломерат различных форм обучения, подчас слабо связанных между собой и далеко не всегда удовлетворяющих образовательные потребности разных групп населения. Почти всюду обучение взрослых ведется в основном по программам средних учебных заведений, предназначенных для детей и юношества. Немногим отличаются и методы обучения. В результате не учитываются в должной мере данные андрагогики, психологические особенности обучения взрослых, что отрицательно влияет как на сам процесс обучения, так и на его результаты.
Качеством и эффективностью образования обеспокоены все страны мира. Но для Севера комплекс этих проблем ставится в рамках всеобщего среднего и все более массового послесреднего образования, тогда как для многих государств Юга пока не решена задача охвата всех детей качественным начальным образованием.
Глобальная цель современного образования — способствовать демократизации и гуманизации современного общества. Но это сопряжено с огромными сложностями. Само понятие демократия может интерпретироваться по-разному. Сегодня режимы политической демократии, влияющие определенным образом и на систему образования, прочно утвердились лишь в наиболее развитых странах Запада. Такая демократия не может быть установлена в какой-либо другой стране единовременным законодательным актом. Тут уместно напомнить известный сюжет об английском газоне: чтобы он соответствовал традиционному эталону, его нужно подстригать сотни лет. Не удивительно поэтому, что в ряде стран демократизация сводится преимущественно к копированию ее внешних атрибутов, свойственных Западной Европе и США. Наконец, существуют государства, в принципе не приемлющие западную модель общественного устройства. Разнообразны и версии гуманизма, отражающие специфику социального и историко- культурного развития разных стран и геополитических регионов. Главный тезис "классического" гуманизма, истоки которого восходят к эпохе Ренессанса, — абсолютная самоценность личности. Но всегда ли можно гармонически совместить личные интересы индивида с объективными потребностями общества, нации, государства? Не забудем также, что в тоталитарных государствах жестокая антигуманная политика могла сочетаться с пропагандистской гуманистической риторикой. Подлинно гуманистическое образование должно учитывать эти противоречивые аспекты.
Характеризуя социокультурные детерминанты развития образования, нельзя абстрагироваться от проблемы "церковь и школа".
Для нашей страны эта проблема приобрела теперь особую актуальность. Приступая к восстановлению своего духовного потенциала и влияния в обществе, Русская православная церковь уделяет большое внимание проблемам религиозного воспитания, взаимоотношениям Церкви и образовательных институтов. Ее позиция четко выражена в документе "Определение Освященного Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (Москва, Храм Христа Спасителя, 13—16 августа 2000 года"). В одном из пунктов этого документа говорится: "Особенно важным является утверждение права верующих детей и их родителей на получение общедоступного религиозного образования, а также на то, чтобы содержание обучения в светских школах не противоречило воспитанию, получаемому в православной семье. Собор настаивает на необходимости совместного поиска Церковью и государством взаимоприемлемого решения, которое исключало бы дискриминацию верующих детей при получении среднего образования. Власть должна максимально содействовать получению школьниками знаний о религии в духе, соответствующем их мировоззрению. Выражена крайняя озабоченность сохраняющейся и углубляющейся монополией материалистического мировоззрения в образовательном процессе".
Известно, однако, что есть и противники таких установок.
В различных странах проблема "религия и школа" решается в соответствии с национальными историко-культурными традициями и спецификой государственного строя.
В США государственные школы формально являются светскими, но функционируют церковные школы разных конфессий, в которых обучаются свыше 4 млн детей. Федеральное правительство и власти штатов оказывают этим школам определенную финансовую поддержку. Во Франции государственная школа полностью отделена от церкви, религиозные занятия не включены в учебные планы, место религии занимают уроки граждановедения, а религиозные занятия могут проводиться только вне школы. В то же время католическая церковь, к которой принадлежат более 90 % французов, имеет обширную сеть своих школ, которые посещают не менее 15 % всех учащихся и где систематически ведется религиозное воспитание. В Германии учебные планы школы содержат два альтернативных предмета— "Религия" и "Этика": каждый учащийся должен выбрать один из них. Наконец, в Великобритании, Ирландии, Испании и ряде других западноевропейских стран религиозные занятия обязательны во всех школах.
В государственных школах, отделенных от церкви, согласно законодательству образование должно строиться на принципе "нейтральности", что означает дистанцирование как от религиозного, так и от атеистического воспитания. Разумеется, из учебных курсов истории или литературы невозможно исключить всякое упоминание о церкви, религии или о Боге, а великие шедевры западноевропейского (как и русского) искусства остаются во многом непонятными для тех, кто не знаком с библейскими сюжетами. Но эти сюжеты могут рассматриваться не только в рамках христианского богословия, но и в контексте истории духовной культуры Запада и России.
Что же касается многих мусульманских стран, то там усиливается роль духовенства в определении содержания школьного образования; пересматривается весь комплекс гуманитарных дисциплин с целью привести их в полное соответствие с идеологией ислама.
Полного, исчерпывающего решения широко понимаемых задач демократизации и гуманизации образования пока не достигнуто ни в одной стране мира. Везде остаются острые, хотя и разные, проблемы, усугубляющие мировой кризис образования. Его главные причины не замыкаются в рамках самой системы просвещения. Прогрессивное обновление всех сфер общественной жизни — вот необходимое условие эффективной реализации глубоких и плодотворных реформ образования, направленных на преодоление его кризиса.