Сущность, структура, признаки, виды педагогических технологий. Технология решения педагогических задач

Пед технология – это последовательная система действий педагога, направленных на решение пед задач. Пед технология – строго научное проектирование и точное воспроизведение пед действий, гарантирующих успех. В пед технологии всецело проявляется личность педагога - в этом состоит отличие пед технологий от методики преподавания и воспит-ной работы. Если понятие «методика» выражает процедуру использования комплекса методов и приёмов обучения и воспитания, то пед технология предполагает присовокупление к ней личности педагога. Отсюда очевидно, что любая пед задача эффективно может быть решена только с помощью адекватной технологии, реализуемой квалифицированным педагогом-профессионалом. Признаки пед технологий: 1)Технология разрабатывается под конкретный пед замысел (можно различать технологии процесса передачи знаний и технологии развития личности) 2)Технология предусматривает взаимосвязанную деят-ть учителя и уч-ся на договорной основе с учётом принципов индивидуализации и дифференциазии, диалогического общения. 3)эл-ты пед технологии должны быть, с одной стороны, воспроизводимы любым учителем, а с другой – гарантировать достижение планируемых результатов (гос стандарта) всеми шк-ми.

Совершенное владение пед технологией есть пед мастерство. Эффективность использ-ия пед технологии также опред-ся личностными параметрами педагога. Одна и та же технология может осущ-ся разными учителями, в этом процессе и будут проявляться профессионализм и пед мастерство данного педагога. Классиификации: I. Пед технологии в зависимости от этапов решения пед задачи делят на общие и частные: 1)к общим относят технологии конструирования, например, процесса обучения и его осущ-ния. 2)частные это технологии решения таких задач обучения и воспитания как пед стимулирование деят-ти уч-ся, контроль и оценка её результатов, и более конкретных - типа анализа учеб ситуации, организации начала урока и др. II. Ещё одна классификация: 1. Предметно-ориентированная технология основана на субъект-объектных отнош-х педагога и уч-ка. Хар-ся жесткими авторитарными способами взаим-я. Соблюдаются 3 ведущих действия учителя: 1)постановка обуч-их задач. 2)формирование плана-алго­ритма действий. 3)коррекционная работа на основе всестороннего ана­лиза обуч-го процесса и продуктов уч деят-ти. Имеет лишь внешне высокий уровень результа­тивности. Применение может быть оправдано, если «объект обучения» не отличается высокой степенью ответст-ти, дисц-ны, добросов-ти и трудолюбием. Школа рассматр-ся как «фабрика», ученик - «сырьё», выпу­скник - «готовая продукция». 2. Личностно-ориентированные технологии – технологии сотрудничества. Основаны на субъект-субъектных отнош-ях в уч процессе. Реализ-ся партнерство, демократизм и гуманизм в отнош-ях педагога и шк-ка. Это обр-ие, обеспеч-ее развитие и саморазвитие личности уч-ка, исходя из выявления его индивид-ых особенностей как субъ­екта познания и предметной деят-ти. Признаётся каждым уч-ком права выбора собственного пути развития. Исходя из интересов шк-ков строится цель урока, уч процесс направлен на развитие личности ребёнка. Технология решения педагогических задач Пед технология в контексте решения пед задач – это организованная система действий педагогов и воспитанников, связанная с применением той или иной совокуп-ти методов воспитания и обучения, осущ-ых в пед процессе и направл-ых на достижение обр целей. Разработка такой системы действий и составляет основу технологии в решении пед задач. Особое значение имеет уровень овладения учителем пед компетенциями.Он должен учитывать личностые особенности детей, законы коллективной жизни, возрастные и индивидуальные особенности воспитанников и т.д. Овладение технологией решения пед задач – процесс длительный и сложный, т.к. каждая из этих задач представлена новой нестандартной ситуацией, тогда это творч процесс, в котором можно определить только общие подходы к разработке пед технологии (основной ошибкой начинающего учителя явл стремление наметить много способов решения пед задачи, при этом выбор наиболее успешного всегда остаётся под вопросом, а проф-ая компетентность педагога проявл в том, что при решении пед задачи он не перебирает готовые варианты, а намечает реальную программу действии исходя из конкретных условий). Этапы решения пед задач: 1)Анализ ситуации (постановка пед задачи) 2)Выбор способа решения (мин 2-3) 3)Реализация (осущ-ие плана решения пед задачи на практике) 4)Проверка решения и анализ результатов решения пед задачи. (возможный дополнительный вопрос!) сравнение с проблемным обучением – там также выделяют послед-ые этапы: 1)Подготовка детей к восприятию проблемы (актуализация) 2)Создание проблемной ситуации 3)Формирование проблемы 4)Поиск способов решения проблемы (выдвижение гипотез) 5)Решение проблемы 6)Творч применение усвоенных знаний и способов действий. 7)Рефлексия, самооценка результатов. В теории задач принято различать: 1)Способ решения задачи: Для одной и той же пед задачи всегда может быть найдено несколько способов решения в зависимости от профессионализма педагога, т.е большинство пед задач требует творч подхода, поэтому трудно подобрать алгоритм для их решения. 2)Процесс решения пед задачи: Это всегда творчество. Он проходит ряд этапов, которые перечислены выше. Завершение решения пед задачи – сравнение полученного результата с изначально построенной его моделью.



Наши рекомендации