Закономерностями педагогического процесса являются следующие

1. Динамика педагогического процесса. Педагогический процесс предполагает поступательный характер развития – общие достижения учащегося растут вместе с его промежуточными результатами, что указывает как раз на развивающий характер отношений между педагогом и детьми.

2. Развитие личности в педагогическом процессе. Уровень развития личности и темпы достижения целей педагогического процесса определяются следующими факторами:

1) генетический фактор – наследственность;

2) педагогический фактор – уровень воспитательной и образовательной сферы; участие в учебно-воспитательной работе; средства и методы педагогического влияния.

3. Управление учебно-воспитательным процессом. В управлении учебно-воспитательным процессом имеет большое значение уровень эффективности педагогического воздействия на учащегося. Данная категория существенно зависит от:

1) наличия систематической и ценностной обратной связи между учителем и учеником;

2) наличия определенного уровня влияния и корректирующих воздействий на ученика.

4. Стимулирование. Эффективность педагогического процесса в большинстве случаев определяется следующими элементами:

1) степень стимулирования и мотивации педагогического процесса учащимися;

2) соответствующий уровень внешнего стимулирования со стороны учителя, который выражается в интенсивности и своевременности.

5. Единство чувственного, логического и практики в педагогическом процессе. Эффективность педагогического процесса зависит от:

1) качества личностного восприятия учащегося;

2) логики усвоения воспринятого учащимся;

3) степени практического использования учебного материала.

6. Единство внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности. Логическое единение двух взаимодействующих начал – это степень педагогического воздействия и учебно-воспитательная работа учащихся – определяет эффективность педагогического процесса.

7. Обусловленность педагогического процесса. Развитие и подведение итогов педагогического процесса зависят от:

1) развития самых разносторонних желаний человека и реалий общества;

2) имеющихся материальных, культурных, экономических и других возможностей у человека для реализации своих потребностей в обществе;

3) уровня условий выражения педагогического процесса.

Итак, важные особенности педагогического процесса выражены в основных принципах педагогического процесса, которые составляют его общую организацию, содержание, формы и методы.

Определим главные принципы педагогического процесса.

1. Гуманистический принцип, который означает, что в направленности педагогического процесса должно быть проявлено гуманистическое начало, а это означает стремление к единению целей развития и жизненных установок определенной личности и общества.

2. Принцип взаимосвязи теоретической направленности педагогического процесса с практической деятельностью. В данном случае этот принцип означает взаимосвязь и взаимовлияние между содержанием, формами и методами образования и учебно-воспитательной работы с одной стороны, и изменениями и явлениями, происходящими во всей общественной жизни страны – экономике, политике, культуре, с другой стороны.

3. Принцип сочетания теоретического начала процессов обучения и воспитания с практическими действиями. Определение значения воплощения идеи практической деятельности в жизни подрастающего поколения предполагает впоследствии систематическое приобретение опыта общественного поведения и дает возможность сформировать ценные личностно-деловые качества.

4. Принцип научности, который означает необходимость привести в соответствие содержание образования с определенным уровнем научно-технических достижений общества, а также в соответствии с уже накопленным опытом цивилизации.

5. Принцип ориентации педагогического процесса на формирование в единстве знаний и умений, сознания и поведения. Суть этого принципа состоит в требовании организации деятельности, при которой дети имели бы возможность убедиться в правдивости теоретического изложения, подтвержденного практическими действиями.

6. Принцип коллективизма процессов обучения и воспитания. Этот принцип имеет в своей основе соединение и взаимопроникновение различных коллективных, групповых и индивидуальных методов и средств организации обучающего процесса.

7. Систематичность, преемственность и последовательность. Данный принцип подразумевает закрепление знаний, умений и навыков, личностных качеств, которые были усвоены в процессе обучения, а также систематическое и последовательное их развитие.

8. Принцип наглядности. Это один из важных принципов не только процесса обучения, но и всего педагогического процесса. В данном случае основанием наглядности обучения в педагогическом процессе можно считать те законы и принципы исследования внешнего мира, которые приводят к развитию мышления от образно-конкретного к абстрактному.

9. Принцип эстетизации процессов обучения и воспитания применительно к детям. Выявление и развитие у молодого поколения чувства прекрасного, эстетического отношения к окружающему дает возможность формировать у них художественный вкус и увидеть неповторимость и ценность общественных принципов.

10. Принцип взаимосвязи педагогического управления и самостоятельности школьников. Очень важно с детских лет приучать человека к выполнению определенных видов работ, поощрять инициативу. Этому и способствует принцип сочетания эффективного педагогического управления.

11. Принцип сознательности детей. Этот принцип призван показать значение активной позиции учащихся в педагогическом процессе.

12. Принцип разумного отношения к ребенку, при котором сочетаются требовательность и поощрения в обоснованном соотношении.

13. Принцип сочетания и единения уважения к собственной личности, с одной стороны, и определенный уровень требовательности к себе же, с другой стороны. Это становится возможным тогда, когда существует фундаментальная опора на сильные стороны личности.

14. Доступность и посильность. Данный принцип в педагогическом процессе предполагает соответствие между построением работы учеников и их реальными возможностями.

15. Принцип влияния индивидуальных характеристик учащихся. Этот принцип означает, что содержание, формы, методы и средства организации педагогического процесса изменяются в соответствии с возрастом учащихся.

16. Принцип эффективности итогов процесса обучения. Проявление этого принципа основывается на работе мыслительной деятельности. Прочными, как правило, становятся те знания, которые добываются самостоятельно.

Вопрос 12 Методология научно – педагогического исследования. Характеристика уровней методологии.

Методология педагогической науки — это учение о принципах, методах, формах и процессах познания и преобразования педагогической действитель­ности.

Методология пед.исследования – система принципов и способов построения пед.исследования.

В структуре методологического знания выделяют четыре уровня: философский, обще­научный, конкретно-научный и технологический.

Философский уровеньметодологии составляют общие принципы познания и категориальный аппарат науки в целом. Философский уровень выступает как содержательное основание всякого методологического знания, опреде­ляя мировоззренческие подходы к процессу познания и преобразования дей­ствительности. В настоящее время одновременно сосуществуют различные философские учения, выступающие в качестве методологии различных человековедческих наук, в том числе и педагогики: экзистенциализм, неотомизм, неопозитивизм, прагматизм, диалектический материализм и др.

Экзистенциализм, или философия существования, переживания челове­ком своего бытия в мире. Неотомизм — учение, согласно которому мир двойствен, состоит из ду­ховного и материального мира. Позитивизм — учение, признающее верным и испытанным только то, что получено с помощью естественных наук и количественных методов.

Общенаучный.В его основе лежат концепции, научные подходы, применяемые во многих науках.

Общенаучный уровень методологии ориентирует исследователя и прак­тика подходить к явлениям жизни как к системам, имеющим определенное строение и свои законы функционирования.

Третий уровень методологии — конкретно-научный — совокупность ме­тодов, принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной специальной научной дисциплине. Методология конкретной науки вклю­чает в себя как проблемы, специфические для научного познания в данной области, так и вопросы, выдвигаемые на более высоких уровнях методоло­гии, такие, как, например, проблемы системного подхода или моделирова­ние впедагогических исследованиях.

Технологический уровень методологии составляют методика и техника ис­следования, т. е. набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку, после которой он может включаться в массив научного знания. На этом уровне методологи­ческое знание носит четко выраженный нормативный характер.

В целом методология указывает, как надо осуществлять научно-иссле­довательскую и практическую деятельность.

Методологические подходы:

СистемныйСущность системного подхода заключается в том, что относительно са­мостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в развитии и движении. С изменением одного компонента систе­мы изменяются и другие. Это позволяет выявить интегративные системные свойства и качественные характеристики, которые отсутствуют у составля­ющих систему элементов.

системный(ориентирует иссл-я и практика рассматривать явл и объекты как с-мы имеющие орп-ное строение и з-ны функционирования)

целостный(педпроц рассматривается как целостная с-ма системного подхода с опр-ной структурой(обуч и воспитание-единый проц))

личностный(личность-субъект,цель,результат,,осн критерий педпроц)

деятельностный(игра,труд,учение является важным фактором восп личности)

аксиологический(ценность)увсвоение ценностей общечел-кой культуры)

антропологический(ушинский:системное использование всех данныхполученных о человеке как о предмете воспитания в процессе организации и осещствления педпроцесса)

Вопрос 13Основные компоненты научно педагогического исследования

Проблема - вопрос на который нет ответа или есть несколько ответов, но большинство пед. Исследователей не один не принимают за истину.

Тема -она ставиться на основе проблемы, она должна быть актуальной.

Цель -идеальный образ желаемого будущего результат человеческой деятельности; осознонное представление о конечном результате деятельности (Цель - это то, что мы хотим получить при проведении исследования, некоторый образ будущего)

Задачи- это те исследовательские действия, которые необходимо выполнить для достижения поставленной в работе цели, решения проблемы

Объект -это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения.( педагогика - - педагогический процесс)

Предмет- часть объекта изучения

Гипотеза исследования— это предполагаемое решение проблемы. Научно обоснованное предположение, нуж­дающееся в дальнейшей экспериментальной и теоретической проверке.

Новизна -цельюпроведения исследования является получение нового для общества знания.

Вопрос 14.Характеристика теоретических методов научно – педагогического исследования

Метод – путь, способ действий педагога исследователя направленный на изучение педагогических явлений.

1) Теоретические методы

2) Эмпирические методы

Теоретические

Теоретические методы (анализ и синтез, обобщение, абстрагирование, конкретизация, моделирование и др.) связаны с мысленным проникновением в сущность изучаемого педагогического явления или процесса, построением моделей их идеальных состояний. Теоретические методы предполагают глубокий анализ фактов, раскрытие существенных закономерностей, образование мысленных моделей, использование гипотез и др. Теоретические методы исследования позволяют уточнить, расширить и систематизировать научные факты, объяснить, предсказать явления, повысить надежность полученных результатов, перейти от абстрактного знания к конкретному, установить взаимоотношения между различными понятиями и гипотезами, выделить среди них наиболее существенные и второстепенные.

Сравнение, обобщение, систематизация, Анализ — это мысленное выделение отдельных частей, связей на основе расчленения целого. Метод моделирования служит также задаче конструирования нового, не существующего еще в практике. Исследователь, изучив характерные черты реальных процессов, ищет их новые сочетания, делает их мысленную перекомпоновку, т.е. моделирует требующееся состояние изучаемой системы. Дедукция— метод мышления, при котором частное положение логическим путём выводится из общего, вывод по правилам логики;

Вопрос 15

Характеристика эмпирических методов научно – педагогического исследования

Метод – путь, способ действий педагога исследователя направленный на изучение педагогических явлений.

1) Теоретические методы

2) Эмпирические методы

Методы эмпирического исследования (наблюдение, опросные методы, эксперимент и др.) основаны на опыте, практике. Суть эмпирических методов состоит в фиксации и описании явлений, фактов, видимых связей между ними.

Наблюдение - один из самых распространенных методов педагогического исследования. Под наблюдением понимается целенаправленное, согласно заранее разработанному плану, фиксирование тех проявлений личности или деятельности, которые интересуют исследователя.

Различают открытое наблюдение, когда дети знают, что они являются объектами изучения, и скрытое, при котором школьники не подозревают, что за их поведением и деятельностью ведется наблюдение.

К числу преимуществ наблюдения как метода исследования можно отнести то, что оно позволяет фиксировать событие в момент его протекания и получить информацию о реальном поведении детей (при скрытом наблюдении). К недостаткам наблюдения можно отнести следующие:

- влияние субъективного фактора на интерпретацию результатов наблюдения (личностные особенности исследователя, его установки, предшествующий опыт, эмоциональное состояние),

- при использовании открытого наблюдения на результат влияет факт знания детьми, что за нами ведется наблюдение, срабатывает установка на "одобряемое" поведение;

- наблюдение требует значительных затрат времени;

- не все явления можно изучить с помощью этого метода исследования, сфера наблюдения ограничена.

Опросные методы

Метод опроса становится все более популярным в практике педагогических исследований. Опрос может быть непосредственным (беседа, интервью) и опосредованным (анкетирование). Различают так же групповой и индивидуальный опрос, очный и заочный, устный и письменный.

Беседа - это метод получения информации на основе диалога исследователя и исследуемого. Главное условие успеха беседы - установление личностных контактов с ребенком, создание дружеской атмосферы, доверительности.

Беседа носит характер взаимного обмена информацией. В случае, когда исследователь только задает вопросы, не высказывая своего мнения, мы имеем дело с интервьюированием.

Тестирование – это исследовательский метод, использующий стандартизованные вопросы и задачи – тесты, которые позволяют с известной вероятностью определить актуальный уровень развития у индивида знаний, умений, навыков, личностных характеристик, а также определить их соответствие определенным нормам или сравнить с развитием исследуемого качества у испытуемого в более ранний период.

Вопрос 16 Сущность, функции движущие силы процесса обучения

Процесс обучения — это целенаправленное взаимодействие преподава­теля и учащихся, в ходе которого решаются задачи образования учеников. ( дидактика)

Движущими силамиего являются противоречия. К неисчерпаемому противоречию как вечному двигателю познавательной, активности ученика в про­цессе обучения относится противоречие между новыми познавательными задачами, выдвигаемыми процессом обучения и достигнутым уровнем знаний, умений и на­выков. К противоречиям процесса обучения относится противоречие между требованиями общества к уровню обученности и образованности учащихся и их познавательными возможностями. Разрешается оно через совершенство­вание содержания образования, инновационные процессы, поиски более адекватных технологий и моделей обучения и т. п. Противоречие между известным и неизвестным является основой проб­лемного обучения. Противоречием является и противоречие между фронтальным изложени­ем учебного материала и индивидуальным его восприятием. Противоречие между знаниями и умениями применять полученные знания в практической деятельности разрешается через обеспечение осознанности, понимания теории, на которой основаны все постепенно усложняющиеся упражнения (от вводных и копировочных до творческих). Процесс обучения не только противоречивый, но и закономерный. Как из­вестно, закономерность — это объективная устойчивая причинно-след­ственная связь между явлениями или процессами. К закономерностям учебного процесса можно отнести его двусторонность. Во-первых, это вза­имодействие учителя и ученика в процессе обучения. Если нет какой-либо стороны взаимодействия, то нет либо деятельности преподавания, либо дея­тельности учения, а следовательно, нет обучения.

Функции:

1. Образовательная - вооружить учащихся системой научных знаний, умений и навыков в соответствии с принятым стандартом образования; научить творчески использовать эти знания, умения и навыки в практической деятельности;

2. Развивающая - логическое мышление, воображения;различных видов памяти

3. Воспитывающая - воспитания нравственных качеств личности, формирования опыта общения между учащимися и сотрудничества с учителями в учебном процессе, формирования положительных мотивов учения.

Вопрос 17Структура процесса обучения

Процесс обучения — это целенаправленное взаимодействие преподава­теля и учащихся, в ходе которого решаются задачи образования учеников.

Существуют различные подходы в определении структуры учебного процесса. Одним из таких подходов является соотнесе­ние звеньев учебного процесса с этапами научного познания. При этом вы­деляются специфичные для учебного процесса звенья: подготовка к вос­приятию знаний, закрепление знаний и выработка на их основе умений и навы­ков, контроль за качеством усвоения содержания образования. Процесс обучения начинается с подготовки к восприятию новых знаний. Это звено предполагает актуализацию имеющихся знаний и умений для успешного решения учащимися новой познавательной задачи; После создания потребности в знаниях учитель организует процесс вос­приятия новых знаний. Восприятие предполагает целостное отражение всего материала в сознании учащихся, однако уже в процессе восприятия учи­тель выделяет главное, существенное. На основе умело организованного восприятия учебного материала учи­тель формирует научные понятия. Понятие — это форма абстрактного мыш­ления, отражающая самые существенные признаки предмета или явления, а также устойчивые объективные внутренние связи между явлениями или предметами, выраженными в законах, закономерностях. Новое знание пока не стало орудием мышления ученика. Его следует закрепить, поэтому учитель использует первичное закрепление, а затем различные виды повторения: текущее и обобщающее. Обеспечив усвоение материала по изучаемой теме, учитель включает эти новые знания в систему уже имеющихся знаний, умений и навыков. Это звено учебного процесса предполагает использование изученного в новых ситуациях, чтобы добиваться гибкости знаний, их критичности и креатив­ности. Последним звеном учебного процесса является контроль как звено об­ратной связи.

Структура: восприятие, осмысление, понимание, запоминание, обобщение информации, закрепление, повторение, воспроизведение, применение

Вопрос 18 Закономерности и принципы обучения.

Закономерности обучения — это устойчиво повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса обучения
Различают общие и частные (конкретные) закономерности.
Общие закономерности свойственны любому образовательному процес­су, они охватывают своим действием всю систему обучения. К общим зако­номерностям относятся:

• закономерности цели обучения.

Цель обучения зависит от: а) уровня и темпов развития общества; б) по­требностей и возможностей общества; в) уровня развития и возможностей педагогической науки и практики;

• закономерности содержания обучения.

Содержание обучения зависит от: а) общественных потребностей и це­лей обучения; б) темпов социального и научно-технического прогресса; в) возрастных возможностей учащихся; г) уровня развития теории и прак­тики обучения; д) материально-технических и экономических возможно­стей учебных заведений;

• закономерности качества обучения.

Эффективность каждого нового этапа обучения зависит от: а) продук­тивности предыдущего этапа и достигнутых на нем результатов; б) характе­ра и объема изучаемого материала; в) организационно-педагогического воздействия обучающих; г) обучаемости учащихся; д) времени обучения;

• закономерности методов обучения.

Эффективность дидактических методов зависит от: а) знаний и навыков в применении методов; б) цели обучения; в) содержания обучения; г) воз­раста учащихся; д) учебных возможностей (обучаемости) учащихся; е) ма­териально-технического обеспечения; ж) организации учебного процесса;

• закономерности управления обучением.

Продуктивность обучения зависит от: а) интенсивности обратных свя­зей в системе обучения; б) обоснованности корректирующих воздействий;

• закономерности стимулирования обучения.

Продуктивность обучения зависит от: а) внутренних стимулов (мотивов) обучения; б) внешних (общественных, экономических, педагогических) стимулов1.

Действие частных закономерностей распространяется на отдельные сто­роны системы обучения. Современной науке известно большое количество частных закономерностей процесса обучения. К частным закономерностям процесса обучения относятся закономерности:

собственно дидактические (результаты обучения зависят от применяе­мых методов, средств обучения, профессионализма преподавателя и т. д.);

гносеологические (результаты обучения зависят от познавательной ак­тивности учащихся, умения и потребности учиться и т. д.);

психологические (результаты обучения зависят от учебных возможно­стей учащихся, уровня и стойкости внимания, особенностей мышления и

т.д.);

социологические (развитие индивида зависит от развития всех других индивидов, с которыми он находится в прямом или косвенном общении, от уровня интеллектуальной среды, от стиля общения учителя с учащимися и т. д.);

организационные (эффективность процесса обучения зависит от орга­низации, от того, насколько он развивает у учащихся потребность учиться, формирует познавательные интересы, приносит удовлетворение, стимули­рует познавательную активность и т. д.).

Закономерности обучения находят свое конкретное выражение в прин­ципах.

Принципы обучения (дидактические принципы) — это основные (общие, ру­ководящие) положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его целями и закономерностями.
Принцип научностиПринцип научности обучения предполагает соответствие содержания образования уровню развития современной науки и техники, опыту, на­копленному мировой цивилизациейПринцип доступностиПринцип доступности требует, чтобы содержание, объем изучаемого и методы его изучения соответствовали уровню интеллектуального, нрав­ственного, эстетического развития учащихся, их возможностям усвоить предлагаемый материал.

Принцип сознательности и активностиПринцип сознательности и активности в обучении требует осознан­ного усвоения знаний в процессе .активной познавательной и практи­ческой деятельности. Сознательность в обучении — это позитивное от­ношение обучаемых к обучению, понимание ими сущности изучаемых проблем, убежденность в значимости получаемых знаний.

Принцип наглядностиОдним из первых в истории педагогики стал оформляться принцип на­глядности. Установлено, что эффективность обучения зависит от степени привлечения к восприятию всех органов чувств человека.Принцип систематичности и последовательностиПринцип систематичности и последовательности в обучении предпола­гает преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе. Он требует логического построения как содержания, так и процесса обучения.

Принцип прочностиПринцип прочности усвоения знаний предполагает их стойкое закреп­ление в памяти учащихся.Принцип воспитывающего обученияПринцип воспитывающего обучения отражает объективную закономер­ность процесса обучения. Не может быть обучения вне воспитания.Принцип связи теории с практикойПринцип связи теории с практикой предполагает, что изучение науч­ных проблем осуществляется в тесной связи с раскрытием важнейших пу­тей их использования в жизни.Принцип соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучаемых

Вопрос 19 Понятие содержания образования. Различные подходы к конструированию содержания образования.

Содержание образования- педагогически адаптированная система научных знаний, связанных с ними практических умений и навыков, которыми необходимо овладеть обучающимся.

Различные подходы к конструированию содержания образования.

Они получили название теорий мате­риального и формального содержания образования.

Сторонники теории материального содержания образования(теории ди­дактического материализма или энциклопедизма) считали, что основная цель образования состоит в передаче учащимся как можно большего объ­ема знаний из различных областей науки. Это убеждение разделяли многие известные педагоги прошлого (Я. А. Коменский, Г. Спенсер и др.).

Сторонники теории формального содержания образования(теории дидак­тического формализма) рассматривали обучение как средство развития способностей, познавательных интересов учащихся, их внимания, памяти, представлений, мышления. Источником знаний, считали они, является ра­зум. Поэтому необходимо прежде всего развивать ум и способности челове­ка. При отборе содержания образования сторонники дидактического фор­мализма руководствовались развивающей ценностью учебных предметов, наиболее существенно представленной в математике и классических язы­ках (особенно древних языках). Эту теорию разделяли такие известные пе­дагоги, как Дж. Локк, И. Г. Песталоцци, И. Гербарт и др.

На рубеже XIX и XX вв. появляется теория дидактического прагматизмаформирования содержания образования (теория дидактического утилита­ризма) как ответ на неудовлетворенность теориями материального и фор­мального содержания образования. В США ее основы были заложены из­вестным педагогом Дж. Дьюи, в Европе аналогичные взгляды высказывал немецкий педагог Г. Кершенштейнер.

Сторонники этой теории считали, что источник содержания образова­ния заключен не в отдельных предметах, а в общественной и индивидуаль­ной деятельности ученика. Содержание образования должно быть пред­ставлено в виде междисциплинарных систем знаний, освоение которых требует от учеников коллективных усилий, практических действий по ре­шению поставленных задач. Разнообразные игровые формы обучения, практические занятия, индивидуальная самостоятельная работа активизи­руют мышление и деятельность учащихся.

Принципы

Принцип соответствия содержания образования требованиям развития об­щества, науки, культуры и личности. Предполагает включение в содержание образования не только традиционных знаний, умений и навыков, но и тех, которые отражают современный уровень развития науки, техники, социума. Принцип единой содержательной и процессуальной сторон обучения. Этот принцип предполагает обязательный учет особенностей организации педа­гогического процесса. При отборе содержания образования необходимо учитывать технологии передачи материала, уровни его усвоения и связан­ные с этим действия. Он находит отражение в содержании учебного плана, программах, учебниках.

Принцип структурного единства содержания образования на разных уров­нях его формирования. Этот принцип предполагает согласованность таких составляющих, как теоретическое представление, учебный предмет, учеб­ный материал, педагогическая деятельность.

Принцип гуманизации содержания общего образования. Направлен на со­здание условий для активного творческого и практического освоения школьниками общечеловеческой культуры. Этот принцип имеет много ас­пектов, связанных как с мировоззренческой подготовкой школьников, так и сформированием гуманитарной культуры личности: интеллектуальной, политической, нравственной, правовой, физической, экологической куль­туры; культуры общения и семейных отношений; культуры труда и жиз­ненного самоопределения.

Принцип фундаментализации содержания образования. Предполагает ин­теграцию гуманитарного и естественно-научного знания, установление преемственности и междисциплинарных связей. Обучение в этой связи предстает не только способом получения знаний, формирования умений и навыков. Оно является и средством вооружения школьников методами са­мостоятельного приобретения знаний, умений и навыков.

Принцип соответствия основных компонентов содержания общего образо­вания структуре базовой культуры личности, компонентами которой явля­ются когнитивный опыт личности, опыт практической деятельности, опыт творчества и опыт отношений личности.

Изложенные принципы, предъявляемые к содержанию образования в школе, обеспечивают всесторонний учет потребностей общества в подго­товке образованных и гармонично развитых граждан и обусловливают не­обходимость его постоянного обновления и совершенствования.

Общая структура системы образования РФ. Дошкольное образование. Среднее (школьное) образование. Среднее профессиональное образование. Высшее профессиональное образование.

Вопрос 20 Нормативные документы, определяющие содержание образования.

Нормативная база РФ

1.Международные документы ( всеобщая декларация прав человека, конвенция ( обязательный характер)о правах ребенка).

2.Российские нормативные акты ( Конституция РФ – 1993, закон об образовании, национальная доктрина образования РФ.

ФГОСыФедеральные государственные образовательные стандарты

Государственный стандарт - Документ определяющий минимальный уровень подготовки ученика.

Учебная программа определяют содержание образования опре­деленного уровня и направленности. В Российской Федерации реализуют­ся образовательные программы, подразделяемые на общеобразовательные (Основные и дополнительные) и профессиональные (основные и дополни­тельные).

Общеобразовательные программы направлены на решение задач форми­рования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обще­стве, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессио­нальных образовательных программ.

К общеобразовательным относятся программы дошкольного образова­ния, начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования.

Профессиональные образовательные программы направлены на решение за­дач последовательного повышения профессионального и общеобразователь­ного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации.

Учебный план — нормативный документ, который определяет состав учебных предметов; порядок (последовательность) их изучения по годам обучения; недельное и годовое количество учебных часов, отводимых на изучение каждого предмета; структуру и продолжительность учебного года.

Учебник- книга, содержащая учебную информацию по одному учебному предмету в 1ом классе, соответствующая учебной программе. Если совпадает менее 80% то это пособие.

Вопрос 21 Формы организации обучения в современной школе.

Форма организации обучения — это конструкция отдельного звена процес­са обучения, определенный вид занятия. Существуют разнообразные формы организации учебного процесса: урок, лекция, семинар, конференция, лабораторно-практическое занятие, практикум, факультатив, экскурсия, производственная практика, домашняя самостоятельная работа, консультация, экзамен, зачет, предметный кру­жок, мастерская, студия, научное общество, олимпиада, курсовое проектиро­вание, дипломное проектирование и др.

Урок — это такая форма организации учебного процесса, при которой пе­дагог в течение точно установленного времени организует познавательную и иную деятельность постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенно­стей каждого из них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изу­чаемого предмета непосредственно в процессе обучения, а также для воспи­тания и развития познавательных и творческих способностей, духовных сил обучаемых.

Урок : начало (2-3 минуты организационные), проверка д/з ( 5 – 15 минут), изучение нового ( 10 – 25 минут), закрепление нового – первичное повторение, повторение, формирование умения, навыков, задание на дом, окончание

Типы уроков: комбинированные, контрольный урок, урок - игра, урок – семинар, повторительное – обобщающий

Вопрос 22Характеристика методов обучения.

Методы обучения —. это способы совместной деятельности педагога и учащихся, направленные на достижение ими образовательных целей.

Классификация методов обучения по уровню активности учащихсяСоглас­но этой классификации методы обучения делятся на пассивные и активные в зависимости от степени включенности учащегося в учебную деятельности. К пассивным относятся методы, при которых учащиеся только слушают и смотрят (рассказ, лекция, объяснение, экскурсия, демонстрация, наблюде­ние), к активным — методы, организующие самостоятельную работу уча­щихся (лабораторный метод, практический метод, работа с книгой).

Классификация методов обучения по источнику получения знанийСуществует три источника знаний: слово, наглядность, практика. Соот­ветственно выделяют словесные методы (источником знания является уст­ное или печатное слово); наглядные методы (источниками знания являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия); практические мето­ды (знания и умения формируются в процессе выполнения практических действий).

Классификация мето

Наши рекомендации