Базовые умения педагога
· Психологическая структура деятельности педагога, как было сказано выше, включает следующие компоненты:
o проектировочный;
o конструктивный;
o организаторский;
o коммуникативный;
o гностический.
Расшифровывая эти понятия, целесообразно сформулировать требования к умениям педагога, характеризующим различные аспекты его деятельности. На основе анализа психолого-педагогической литературы и собственного опыта можно сформулировать следующие группы умений.
Проектировочные умения, заключающиеся в планировании своего курса, в предвидении возможных затруднений со стороны учащихся при усвоении данного курса, в нахождении методов и методических приемов, необходимых для преодоления трудностей учащимися, в определении наиболее рациональных видов деятельности учащихся, способствующих успешному овладению знаниями, умениями и навыками, в умении корректировать свою деятельность, исходя из реакции учащихся на преподавание, в выборе иллюстративного материала по всему курсу, в дифференциации подхода при обучении учащихся.
· Проектировочные умения - это умения:
1. осуществлять перспективное планирование стратегических, тактических и оперативных задач и способов решения;
2. предвидеть возможные варианты решения системы педагогических задач в течение всего образовательного времени, на которое ведется планирование;
3. намечать результаты, которые необходимо достичь к окончанию выполнения той или иной работы;
4. научить учащихся ставить и реализовывать цели самостоятельной работы;
5. ставить цель учебной работы, планировать ее достижение, предусматривать возможные трудности;
6. проектировать содержание учебного предмета;
7. проектировать собственную педагогическую деятельность.
Конструктивный компонент деятельности педагога включает: отбор и разработку композиции содержания информации; проектирование деятельности учащегося, в процессе которой необходимая информация может быть усвоена; проектирование собственной будущей деятельности и поведения для эффективного взаимодействия с учащимися. В связи с этим преподаватель должен уметь: отобрать материал для занятия, выделить узловые понятия и закономерности в нем, найти правильное соотношение фактического и теоретического материала на данном занятии, планировать логические переходы от одного этапа занятий к другому, расположить теоретический материал от легкого к более сложному, сделать выводы по данной теме и осуществлять переход к последующей, композиционно строить занятия, не похожие друг на друга и др.
· Конструктивные умения - это умения:
1. отбирать и структурировать материалы во вновь разрабатываемые учебные предметы;
2. отбирать и композиционно структурировать содержание учебной и воспитательной информации на предстоящем занятии;
3. проигрывать разные варианты построения занятия в условиях системы предписаний, технических средств обучения, определенного времени, в течение которого должна быть решения конкретная задача, отбирать формы организации, методы и средства обучения;
4. конструировать новые педагогические технологии обучения, осуществлять контроль за учебной деятельность учащихся.
Организационный компонент включает в себя организацию информации в процессе ее сообщения учащимся и организацию различных видов деятельности учащихся таким образом, чтобы результаты соответствовали целям системы собственной деятельности и поведения в процессе взаимодействия с учащимися. Взаимодействие предполагает объединение, интеграцию членов взаимодействующей группы и воздействие на группу педагога-организатора, обеспечивающего эту интеграцию. Интеграция является организаторской деятельностью, направленной на учет, контроль, установление индивидуальной ответственности и т.д.
В связи с этой стороной деятельности педагог должен уметь организовывать свое время, индивидуальную работу учащихся, коллективную деятельность учащихся, осуществлять взаимодействие с учащимися в учебной работе и т.д.
· Организаторские умения - это умения:
1. организовывать групповую и индивидуальную работу учащихся с учетом всех факторов;
2. организовывать индивидуальные и проводить деловые учебные игры, дискуссии, тренинги;
3. управлять психическим состоянием учащихся на учебных занятиях;
4. диагностировать познавательные возможности и результаты познавательной деятельности;
5. оценивать результаты учебной работы, соответствие достигнутого уровня нормативному;
6. организовывать усвоение учебного материала согласно программным требованиям и потенциальным возможностям учащихся;
7. осуществлять коррекцию учебной деятельности.
Коммуникативный компонент, характеризующийся взаимоотношениями в коллективе, рассматривается в двух аспектах: а) взаимоотношения по горизонтали (педагог - учащийся) и б) взаимоотношения по вертикали (руководитель педагогической системы - партнер по деятельности).
· Коммуникативные умения - это умения:
1. строить взаимодействие учащихся и педагога в зависимости от целей, содержания, форм организации, методов обучения;
2. индивидуально воздействовать на учащегося в ходе фронтального изложения учебного материала;
3. устанавливать доброжелательные доверительные взаимоотношения с учащимися;
4. вырабатывать единое мнение о правильном выборе действия, поведения;
5. мотивировать участников педагогического процесса к предстоящей деятельности.
Гностический компонент является своеобразным стержнем всех вышеназванных. Он включает в себя изучение и анализ особенностей процесса и результатов собственной деятельности, изучение и анализ деятельности и способности воздействия на других людей с учетом их возрастных и типологических особенностей.
· Гностические умения педагога - это умения:
1. извлекать новые знания из различных источников, из исследования собственной деятельности;
2. самостоятельно работать с различными источниками информации;
3. выделять главное, существенное при отборе и структурировании учебного материала и изложении его;
4. анализировать педагогические ситуации; формулировать педагогические задачи;
5. добывать новые знания, необходимые для их продуктивного решения, анализировать решения и результаты, сопоставлять искомый результат и реальный;
6. логически рассуждать и проводить логические вычисления;
7. осуществлять поисковую, эвристическую деятельность;
8. изучать, обобщать и внедрять передовой опыт.