Специфика социально-педагогической деятельности
С греч. педагогика означает вести ребенка. Постепенно стало употребляться в общем смысле для обозначения искусства вести ребенка по жизни. Этнографические исследования показывают, что в древности передача накопленного опыта детям была вплетена в трудовую деятельность, деятельность по воспитанию и обучению людей, оно носило коллективный характер, во многом анонимный, обезличенный. По мере развития общественных отношений в обществе возникает потребность в специализированном обучении и воспитании. Возникает феномен учительства и ученичества. Происходит становление педагогической деятельности как профессиональной, требующей владение специальными знаниями и умениями. Исчезли анонимный и коллективный характер. Содержанием педагогической деятельности является обучение, воспитание, развитие человека, осуществление образовательной деятельности.
Культурно-историческими предпосылками возникновения социально-педагогической деятельности становится возникновение милосердия и благотворительности. Милосердие - сострадательная и деятельная любовь, выражающаяся в готовности помочь всем нуждающимся в помощи. Милосердие как культурно-историческая традиция является выражением гуманности, основывается на религиозном проповедовании различных учений, свойственна различным слоям населения, воспитывается с раннего возраста на личном примере родителей. Благотворительность – одна из форм проявления милосердия; организованная негосударственная деятельность, направленная на оказание помощи (материальной) нуждающимся людям. Благотворительность совершается людьми, признающими общие гуманистические идеи любви к ближним. Исторически она возникла из обычаев взаимопомощи существовавших в первобытном обществе. Можно выделить несколько этапов развития благотворительности в России:
1.9-16 век. Благотворительность в этот период начинается с деятельности отдельных лиц и церкви, не включалась в обязанности государства. Великий князь Владимир учредил училища для обучения людей из разных слоев, видя в образовании одно из главных условий развитие государства и духовного становления общества. Князь Ярослав основал сиротские училища, в которых обучались юноши, оставшиеся без родителей. Церковь в период войн взяла на себя благотворительную деятельность: по оказанию материальной и моральной помощи людям, приюту нищих и других нуждающихся путем создания монастырей. К н.16 века И.Грозный высказал идею о том, что в каждом городе необходимо выявить нуждающихся в помощи, строить специальные богадельни и больницы.
2.н.17 века-до реформы 1861 г.В этот период происходит зарождение государственных форм призрения, открываются первые социальные учреждения. Государственную систему призрения создал Петр1, определил признаки, по которым люди попадали под категорию нуждающихся, урегулировал частную благотворительность, впервые при нем детство и сиротвство становится объектом попечения государства. Открываются приюты для незаконнорожденных детей. Екатерина Великая открывает императорские дома в Москве, С-П. Мария Федоровна, жена Павла1-способствовала формированию системы сирот в семьях, открыла педагогические классы при воспитательных домах и классы в женских гимназиях и институтах, основала Попечительство о глухонемых детях. При Александре1 открывается 1 институт для слепых, начинается развитие социальной политики и законодательства.
3.60-е 19 в.-20 в. Императорское, человеколюбивое общество и другие общественно - филантропические организации появляются в 60-х гг.19 в. в результате перехода от государственной благотворительности к частной деятельности. Для граждан и слепых, детей-инвалидов организовывались приюты, в которых они получали образование и обучались разным ремеслам в соответствии с их недостатками. Начало существование Попечительство о слепых детях, 1 приют для калеки парализованных детей, создается общество презрения калек несовершеннолетних детей и идиотов, создаются врачебно-воспитательные заведения для умственно-отсталых. На данном этапе зарождается помощь профессионалов и появляются специалисты, начинается все с организации различных курсов по обучению кадров для социальных служб. Система различных социальных служб к 1902 г. включала 1400 благотворительных учреждений и 19108 попечительских советов.
4.1917-сер.80 гг.20 в. С 1917 вопросами о детской беспризорности занимались соцгосы – отделы социального воспитания при органах власти всех уровней. В ВУЗах Москвы и С_П была начата подготовка специалистов для системы государственного воспитания, так начинается развитие педологии, которая ставила перед собой задачу успешно обеспечить воспитание ребенка на основе синтезированных знаний о нем и среде, в котором он развивается (Макаренко). Блонский, Шацкий, Выготский занимались вопросами социальной реабилитации трудных детей и подростков. Репрессии после постановления о педологических извращениях в системе Наркомпроса 1936 в системе социального воспитания и педология прекратили свое существование. 1941-45 в связи с положением детей изменяется отношение общественности социально-обездоленных детей. Государство создает школы-интернаты для детей, расширяется сеть для детей воинов, партизан, возрождается благотворительность, проявляющаяся в открытии счетов и фондов, перечислением солдатами денег детям и передача личных сбережений на нужды детей. В 60-70 20 в. в педагогической науке и практике наметился поворот в сторону социальной педагогики. Возобновляются исследования в области педагогической среды.
5.90 гг.20 в. Основными направлениями социальной политики государства было: русификация Конвенции ООН о правах ребенка 1990, Конституция закрепила положение об обеспечении государственной поддержки семьи, материнства, отцовства, детства, развитие системы социальных нужд, установление пенсий и иных гарантий социальной защиты, приняты соответствующие законы и нормативные акты: ФЗ «Об образовании» 1992, указ Президента «О социальной поддержке многодетных семей» , Постановление Правительства «О федеральной целевой программе «Дети России». Создаются учреждения нового типа, оказывающие социальную, медицинскую, психологическую, педагогическую помощи.
В 1991 в России введен Институт социальной педагогики. В профессиональной деятельности учителя и социального педагога много общего. Объектом внимания является ребенок, его развитие, социальное становление. Учитель выполняет образовательную функцию, передает молодому поколению знания и социокультурный опыт, в процессе чего осуществляется развитие и воспитание. Социальный педагог – осуществляет социализацию ребенка, его успешную интеграцию в общество.
Структура профессиональной деятельности социального педагога: субъект – тот, кто осуществляет деятельность, объект – тот, на кого она ориентирована, цель – к чему стремится, функции, средства – при помощи каких методов достигается цель.
Современная система институтов социальной помощи населению представлена различными учреждениями, реабилитационными, психолого-педагогическими центрами, специальными учреждениями.
Социальный педагог как профессионал выполняет функции и роли. Организационная-организация различных консультаций, индивидуальные занятия с родителями, школьные мероприятия, досуга. Прогностическая-программирование и прогнозирование на основе анализа социально-педагогической ситуации процесс воспитания и развития личности; определение перспектив процесса саморазвития и самовоспитания личности; планирование своей работы на основе анализа результатов предыдущей работы. Предупредительно-профильная-организация системыпрофилактических мер по предупреждению девиантного поведения; организация ситсемы мер помощи семьям и детям группы риска. Социально-терапевтическая-забота о душевном равновесии ребенка; оказание помощи в разрешении межличностных конфликтах, снятие депрессивного состояния; организация ситуации успеха. Организационно-коммуникабельная-способствование включению в процесс социального воспитания различных специалистов, населения; установление личных и деловых контактов. Охранно-защитная – использование правовых норм для защиты прав и интересов личности; взаимодействие с органами социальной защиты.
Социальный педагог может выступать в роли общественного деятеля, советчика, друга, эксперта, помощника, психотерапевта, посредника, адвоката.
В сфере образования должность социального педагога введена в штатное расписание следующих образовательных учреждений: -ДОУ,ОУ, специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением, ОУ для детей-сирот и другие; -в системе учреждений по делам молодежи, домов детского творчества, образовательных молодежных центров, центров занятости и другие. Типология учреждений, где может работать социальный педагог: образование, здравоохранение, учреждения социальной защиты населения, учреждения, относящиеся к системе ОВД, учреждения комплексного межведомственного характера.
Сферы специализации социального педагога связаны с профилем профессиональной деятельности: школьный социальный педагог, СП в УДОД, СП в детском доме и другие.
Специальность – это обособленная система деятельности, которая выделилась на основе дифферинциаций функций профессии, а профессия – обособленная система деятельности, выделившаяся в процессе общественного разделения труда и требующая специально-профессиональной подготовки