Цели, задачи и специфика социально- педагогической диагностики личности.

Известно, что своевременная и квалифицированная коррекционно-развивающая работа с ребенком, дает возможность выявить и предупредить неблагоприятные варианты развития и эффективнее решить его проблемы. Поэтому вопросы, связанные с организацией психолого-педагогической диагностики, являются весьма актуальными. Тем более что количество детей, нуждающихся в медико-психолого-педагогической помощи, в настоящее время растет, что обусловлено, как неблагоприятными социальными, так и биологическими причинами.

При этом особое внимание уделяется психолого-педагогической диагностике детей с нарушениями развития.

Существует значительное количество трактовок понятий «педагогическая диагностика» и «психологическая диагностика».

Так, педагогическая диагностика определяется как «совокупность приемов контроля и оценки, направленных на решение задач оптимизации учебного процесса, дифференциации учащихся, а также совершенствования учебных программ и методов педагогического воздействия».

В широком смысле «под педагогической диагностикой понимаются все меры по освещению проблем и процессов в области педагогики, по измерению эффективности учебного процесса и успеваемости, по определению возможностей каждого в плане получения образования».

В психологическом словаре дается следующее определение: «Психодиагностика - область психологической науки, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности».

По А.Г. Шмелеву, психодиагностика - дисциплина, которая опираясь на дифференциальную психологию и математизированную технологию конструирования тестов, разрабатывает и использует конкретные психо-диагностические методики для решения конкретных практических задач.

Отечественная и зарубежная психолого-медицинская и социальная диагностика накопила огромный арсенал средств, форм, способов работы по изучению психических и функциональных особенностей организма человека. Это позволяет дозировать учебные и эмоциональные нагрузки в учебно-воспитательном процессе учебного заведения, формировать систему психолого-педагогической диагностики, обогащать и совершенствовать опыт такой работы.

Исходными позициями для психолого-педагогического обследования детей раннего и дошкольного возраста явились положения отечественных психологов о том, что психика ребенка развивается через усвоение и присвоение общественного опыта в процессе активной деятельности ребенка. При этом учитывалось, что ведущей деятельностью в раннем возрасте является предметная, в дошкольном - игровая, в недрах, которых и происходит развитие моторики, восприятия, мышления, речи.

В целом психолого-педагогическая диагностика рассматривается как разветвленный и многофункциональный вид психолого-педагогической деятельности, направленной на раскрытие сущности явления, имеющего достаточно полное, конкретное описание, охватывающей цели выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности и достижения оптимизации учебно-воспитательного процесса.

2. Задачи психолого-педагогической диагностики

педагогический контроль учащийся

Психолого-педагогическая диагностика (от греч. diagnostikos - способный распознавать) - это система, в основу которой положены психолого-педагогические теории, методологии и методики, позволяющие дать точную оценку учебных достижений школьников, эффективности педагогической деятельности, развития психических свойств, достигнутого индивидом или группой.

Проведение психодиагностического исследования всегда подчинено определённой цели, которая определяет пути решения отдельных задач.

Д.Б. Эльконин выделяет две главные задачи психолого-педагогической диагностики:

первая - контроль динамики психического развития детей, обучающихся и воспитывающихся в детских учреждениях, и коррекция развития с целью создания оптимальных возможностей и условий для подтягивания слабых и средних учащихся до уровня сильных, а также установление правильного направления развития детей, обнаруживающих особые способности;

вторая - сравнительный анализ развивающего эффекта различных систем воспитания и обучения с целью выработки рекомендаций для повышения этой функции.

Совершенно естественно, что обе задачи могут решаться только при ориентации на соответствующий возрастной период, его психологические особенности. При этом, всякая психолого-педагогическая диагностика должна быть, прежде всего, возрастной. Не может быть диагностических систем одинаковых для разных возрастных периодов.

Основное требование для диагностики, имеющей целью - контроль за процессами психического развития и его коррекцию, ориентация на формирование основной ведущей деятельности и на те новообразования, которые должны возникать при ее осуществлении.

В практике современной школы перед психологической службой также возникает множество задач.

Это задачи:

· выяснения уровня готовности ребенка к школе;

· выявления особо одаренных и отстающих в развитии;

· выяснения причин школьной дезадаптации;

· раннего предупреждения противоправных тенденций в развитии личности;

· управления классным коллективом с учетом индивидуальных особенностей учеников и межличностных отношений между ними;

· углубленной профориентации.

Условно все задачи, возникающие во взаимодействии педагога и психолога в школе, можно разделить на психолого-педагогические и психологические.

В первом случае цели и методы решения задачи определяет педагог, а психолог-диагност выполняет вспомогательную функцию, а именно:

проводит психодиагностику ученика, дает его психологический портрет и прогнозирует результат педагогического воздействия;

в некоторых случаях проводит вторичную психологическую диагностику после воздействия.

Этот тип задач в большинстве случаев связан с обслуживанием общеобразовательной функции школы.

Задачи второго типа - собственно психологические. Они в большей степени связаны с реализацией воспитательной функции школы. В этом случае психологическая диагностика выступает как этап решения проблемы, где средства решения - чисто психологические, и включают:

консультативную помощь,

коррекцию личности,

психологический тренинг,

индивидуальную и семейную психотерапию,

психологические рекомендации и т.д.

Условно все типовые задачи психолого-педагогической диагностики можно отнести к двум классам, исходя из главных функций школы - функции образования и функции воспитания. В реальной практике эти две функции тесно переплетены между собой.

К предмету образовательной деятельности школы можно отнести формирование следующих психических свойств и функций:

познавательные способности;

знания, умения и навыки по конкретным предметным дисциплинам;

систему представлений и понятий, образующих общую научную картину природного и социального мира.

К предмету воспитательной деятельности можно отнести формирование следующих психических свойств:

характера, воли и целеустремленности;

социально-созидательной структуры мотивации и ценностной ориентации личности;

подготовку юношей и девушек к осознанному выбору сферы профессиональной деятельности на основе гармоничного сочетания интересов и способностей.

И в ходе образования, и в ходе воспитания школа явно или неявно выполняет третью функцию - социально-профессиональной селекции, или отбора. При этом учащиеся тем или иным образом группируются как по уровню развития у них определенных способностей и склонностей, так и по уровню их личностно-социальной зрелости.

Особое место в психолого-педагогической диагностике занимает психологическая диагностика детей с отклонениями в развитии.

Особое внимание уделяется психолого-педагогической диагностике детей с нарушениями развития. По данным научного Центра здоровья детей РАМН, сегодня 85% детей рождаются с недостатками развития и неблагополучным состоянием здоровья, из них не менее 30% нуждаются в комплексной реабилитации. Количество детей, которым требуется коррекционно-педагогическая помощь, достигает в дошкольном возрасте 25%, а по некоторым данным - 30-45%, в школьном возрасте 20-30% детей нужна специальная психолого-педагогическая помощь, а свыше 60% детей относятся к группе риска (В.И. Селиверстов, У.В. Ульенкова, С.Г. Шевченко и др.).

Успешность воспитания, обучения и социальной адаптации детей с нарушениями развития зависит от правильной оценки их возможностей и особенностей развития. Эту задачу решает психодиагностика нарушений развития. Она является первым и очень важным этапом в системе мероприятий, обеспечивающих специальное обучение, коррекционно-педагогическую и психологическую помощь.

Основной целью психодиагностического исследования ребёнка с нарушениями развития является выявление структуры нарушения психической деятельности для определения оптимальных путей коррекционной помощи.

Конкретная задача определяется возрастом ребёнка, наличием или отсутствием нарушений зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, социальной ситуацией, этапом диагностики.

Психодиагностика нарушенного развития осуществляется в три этапа:

· скрининг-диагностика;

· дифференциальная диагностика;

· углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка с целью разработки индивидуально-коррекционной программы.

На каждом этапе имеются свои специфические задачи и с каждым этапом связан круг проблем, характеризующих состояние современной психодиагностики.

Основными задачами скрининг-диагностики являются своевременное выявление детей с различными отклонениями и нарушениями психического развития в популяции, в том числе и в условиях массовых образовательных учреждений, примерное определение спектра психолого-педагогических проблем развития ребенка.

Дифференциальная диагностика направлена на определение типа нарушенного развития, именно по ее результатам определяется направление обучения ребенка и его организационные формы. Задачи дифференциальной диагностики следующие:

разграничение степени и характера нарушений умственного, речевого и эмоционального развития ребенка;

выявление первичного и вторичного нарушений и системный анализ структуры нарушения;

оценка особенностей нарушений психического развития при недостатках зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата;

определение и обоснование педагогического прогноза.

Углубленное психолого-педагогическое изучение детей с нарушением развития ставит своей целью разработку программ коррекции на основании результатов диагностики. Такое изучение требует времени и проводится в основном в образовательном, а иногда в консультативном учреждении. Конкретные задачи такого изучения, как правило, многообразны и специфичны для разных возрастных этапов.

Среди них можно выделить такие, как:

· выявление индивидуальных психолого-педагогических особенностей ребенка;

· разработка индивидуальных коррекционных программ развития и обучения;

· определение условий воспитания ребенка, специфика внутрисемейных отношений;

· помощь в ситуациях с затруднениями в учебе;

· профессиональное консультирование и профессиональная ориентация подростков;

· решение проблем социально-эмоционального плана.

Итак, важнейшими задачами психолого-педагогической диагностики нарушенного развития являются:

раннее выявление нарушений развития у детей;

определение причин и характера нарушений;

определение оптимального педагогического маршрута ребенка;

выявление индивидуальных психологических особенностей ребенка с нарушениями развития;

разработка индивидуальных программ развития и обучения.

Заключение

Таким образом, психолого-педагогическая диагностика - это система, в основу которой положены психолого-педагогические теории, методологии и методики, позволяющие дать точную оценку учебных достижений школьников, эффективности педагогической деятельности, развития психических свойств, достигнутого индивидом или группой.

Важнейшими задачами психолого-педагогической диагностики являются:

· выяснения уровня готовности ребенка к школе;

· выявления особо одаренных и отстающих в развитии;

· выяснения причин школьной дезадаптации;

· раннего предупреждения противоправных тенденций в развитии личности;

· управления классным коллективом с учетом индивидуальных особенностей учеников и межличностных отношений между ними;

· углубленной профориентации.

Среди многочисленных психолого-педагогических методик, применяемых в работе с детьми, все чаще используются диагностики по исследованию психомоторной одаренности личности обучающихся, гибкости их мышления, внимания, памяти, мышления, уровня интеллекта, типа темперамента, личной тревожности и др.

Наши рекомендации