Технология работы классного руководителя
Все педагогические работники школы выполняют воспитательные функции. Классный руководитель — непосредственный и основной организатор учебно-воспитательной работы в школе, официальное лицо, назначаемое директором школы для осуществления воспитательной работы в классе. Классный руководитель имеет следующие функции:
• . воспитательная — педагогическое руководство развитием и формированием каждого ученика класса и коллектива в целом;
• организационно-административная — руководство классом как организационной единицей в составе школы, ведение личных дел учащихся и других документов;
• координирующая — установление взаимодействия между всеми участниками воспитательного процесса.
К функциональным обязанностям классного руководителя относятся: всестороннее изучение и воспитание учащихся, оказание им помощи в учении и развитии, решении проблем их учебного и профессионального самоопределения, развитие внутригрупповых, межличностных отношений учащихся, взаимодействие с родителями и помощь им в воспитании детей, взаимодействие с учителями класса в решении педагогических задач, контроль за успеваемостью, посещением и поведением учащихся.
Работа классного руководителя в школе для любого учителя, по существу, вторая специальность, область деятельности, требующая специфических в отличие от преподавания знаний, умений, качеств. Институт классных руководителей введен в нашей стране в 1934 г. До революции в гимназиях были классные наставники и дамы, в основном осуществлявшие надзор за поведением учащихся. После революции был период самоуправления учащихся, который показал, что для организации внеурочной деятельности учащихся и целенаправленного их воспитания необходим классный руководитель. В настоящее время в школах России институт классных руководителей подвергается реформированию. Так, в ряде школ были введены должности освобожденных классных руководителей на один или несколько классов.
Общие требования к работе классного руководителя определяются целями и содержанием воспитания в современной российской школе. Известно, что цели воспитания в нашей школе определены не достаточно четко. Помощь личности в разностороннем развитии, формирование базовой культуры личности, способности к самоопределению и самореализации — примерно в таких выражениях говорится о целях воспитания в педагогической литературе и в Законе РФ «Об образовании». Однако анализ воспитательной работы на технологическом уровне требует выделения и описания цикла воспитательных действий, классного руководителя, можно сказать, технологического цикла. Вся воспитательная работа представляет собой непрерывный ряд решения педагогических задач, предстающих перед классным руководителем в виде многообразных педагогических ситуаций — такого состояния учащихся и воспитательного процесса, в котором есть проблема, противоречие между должным и действительным, что и требует педагогических действий, результатом которых является формирование новых качеств, новое состояние учащихся.
Важно, чтобы работа воспитателя в школе не была исключительно ситуативной, бессистемной, когда классный руководитель только реагирует на текущие события, происходящие в классе, тогда как он должен организовывать, строить систему работы. Поэтому методисты предлагают некий цикл воспитательной работы классного руководителя, который представляет собой комплекс, набор следующих действий, этапов работы.
1. Изучение учащихся и коллектива класса: получение демографических, медицинских, психологических, педагогических данных (семья, социальное и материальное положение, состояние здоровья, уровень развития, воспитанности, индивидуальные особенности).
2. Формулировка воспитательных задач, общих для класса или отдельных групп, учеников класса, типовых для определенного периода обучения и индивидуальных.
3. Планирование воспитательной работы — составление плана, оперативного документа для работы с учениками, учителями, родителями, содержащего перечень задач и дел по их решению.
4. Организация, проведение и корректировка деятельности в соответствии с задачами и планом: проведение классных часов, экскурсий, походов, вечеров, родительских собраний и пр.
5. Анализ и оценка результатов воспитания, которые выражаются
в уровне воспитанности учеников. Наблюдение, опросы и другие методы
позволяют судить о результатах и ставить новые задачи, а также о собственной профессиональной компетенции и личностном росте классного руководителя как воспитателя.
Этот цикл, от диагностики до оценки результатов, характерен для управления в социальных системах (с участием человека), какой и является система воспитания. Он с некоторыми оговорками может быть назван технологическим циклом воспитательной работы и сведен для удобства к четырем этапам: а) диагностика; б) планирование; в) реализация плана; г) анализ результатов.
Процесс воспитания наука предлагает организовывать как технологический: «изготовление» выпускника из абитуриента можно сравнить с изготовлением любого промышленного продукта, как это ни покажется ужасно. Конечно, воспитание, как мы уже говорили, — дело чрезвычайно тонкое, поскольку ни учитель, ни ученик не являются бездушными деталями и частями производства, тем не менее идея технологизации образования представляет интерес, и в школе от учителей можно слышать: «Мы используем такие-то технологии» или «Дайте нам новые технологии».
Чаще, однако, учителя-воспитатели слабо организуют свою работу, проводя ее формально, сводя к бессистемному набору мероприятий, не всегда хорошо зная учащихся, не осознавая целей, содержания, средств, не планируя результатов. Поэтому воспитание учащихся происходит как бы непреднамеренно, случайно и, значит, малоэффективно. Чтобы было иначе, надо осознать технологический цикл работы с классом и технологию работы с отдельными учениками, изучить его в деталях и овладеть им на практике.
А) Диагностика в работе классного руководителя — это комплексное изучение отдельных учащихся класса и всей группы в целом. Основное назначение диагностики, изучения учащихся состоит в выявлении проблем в развитии, обучении, воспитании школьников, в формулировке задач и планировании работы с классом.
Содержание диагностики учащихся можно свести к следующему: демографические данные об ученике и его семье, данные о здоровье и физическом развитии ребенка, общие и особые познавательные способности (внимание, память, воображение, мышление), эмоционально-волевая и по-требностно-мотивационная сфера, направленность личности, интересы, отношения, ценности, Я-концепция, наконец, поведение, поступки учащегося. Кроме того, классный руководитель изучает и класс в целом как группу, коллектив: межличностные отношения в классе, сплоченность, общественное мнение, единство ценностей и др.
Наука предлагает большой арсенал методов диагностики классному руководителю, воспитателю: наблюдение, опросные методы (анкеты, беседы, интервью), тесты, анализ документов и работ учащихся и др.
Наблюдение состоит в сборе, описании фактов, случаев, особенностей поведения учеников. Методика требует, чтобы была выделена цель и объект наблюдения — какие именно качества и особенности изучать, а также длительность изучения и способы записи результатов. Например, можно записывать на отдельные карточки в ходе урока, внеурочной работы или после того поведение ученика в момент объяснения учителя, в период выполнения самостоятельной работы, во время уборки класса или на школьном вечере, в походе. Рекомендуется вести дневник классного руководителя, где на каждого ученика будет место для записей по мере наблюдения. Наблюдение дает возможность видеть ученика в естественных условиях.
Анкеты, беседы и другие опросные методы дают разные сведения о личностных качествах, ценностях, отношениях, мотивах деятельности учеников. По форме анкеты бывают открытые (свободный ответ формулирует ученик) и закрытые (нужно выбрать среди предложенных ответов).
Для изучения личностных особенностей используют также анализ документов (библиотечный формуляр, медицинская карта), творческих работ учеников (сочинения, рисунки). Социометрию используют как для выявления межличностных отношений в группе, так и для обнаружения личностных качеств. Тест — стандартизованное испытание, «прибор», измеряющий или обнаруживающий заданные свойства личности. Педагог, как правило, пользуется при тестировании помощью психолога, но некоторые методики может использовать самостоятельно, например методику незаконченного предложения, рассказа; истолкование какого-либо события, ситуации; рисование или дополнение рисунка, разыгрывание ситуации.
В Московском государственном областном университете (МГОУ) для комплексной диагностики разработана диагностическая карта класса — документ, организующий получение, хранение и использование информации об учениках. Она представляет собой таблицу со столбцами и линейками, на пересечении столбцов и линеек заносят данные о каждом ученике в сокращенном и/или кодированном виде. Это делает ее содержательной, информативной и одновременно удобной для обозрения и анализа: по горизонтали — все об одном ученике, по вертикали — состояние класса по одному показателю (см. Приложение).
В таблице отражены демографические, медицинские, психологические и педагогические данные. Получение данных требует комплекса методов, это разовый письменный опрос, беседы, анализ документов и работ учеников, наблюдение, социометрия, проективные методики и анкеты. Данные используются для обнаружения проблем в воспитании, обучении и развитии отдельных учеников, групп и всего класса, для постановки задач и разработки плана, программ воспитания. При этом проблему здесь надо понимать как недостаток в развитии, воспитании школьников, а задачу как описание желаемого состояния, качественного изменения, новообразования в личности учащегося или группы. В педагогике это называется собственно педагогическая задача. Например, собственно педагогическая задача может быть такой: формирование навыков межличностного взаимодействия.'Согласно технологии задача должна быть сформулирована диагностично, через поведение ученика. В данном примере это будет так: ученик знает себя, имеет представление о своем Я, умеет понимать и уважать другого, проявляет эмпатию в общении и т. д.
Б) Планирование воспитательной работы. Обозначив конкретные проблемы-задачи в работе с классом, педагог составляет свою программу, план воспитательной работы — это перечень задач и дел с группой и/или отдельными учениками, а также с учителями класса и родителями на определенный период времени (от четверти до года). Планирование — процесс определения воспитательных задач классного руководителя и средств их решения.
Состав и структуру плана может определять педагог. Методисты рекомендуют внести такие разделы в план работы классного руководителя:
• демографическая и психолого-педагогическая характеристика класса;
• план-сетка на полугодие по направлениям работы и календарным срокам, где указаны конкретные дела с классом;
• работа с учителями и родителями;
• индивидуальная работа с трудными учениками.
Приступая к составлению плана, педагог, классный руководитель должен знать и учесть следующие источники планирования воспитательной работы:
• государственные, региональные и местные документы об образовании, воспитании;
• педагогические и методические рекомендации по вопросам воспитания и планирования;
• план учебно-воспитательной работы школы;
• данные диагностики учащихся;
• рекомендации учителей класса, пожелания родителей и учеников класса;
• текущие и ожидаемые события в мире, стране, городе и селе.
К составлению плана могут привлекаться родители и ученики. Учитель должен идти навстречу желаниям учеников и помнить вместе с тем о своих задачах — обеспечивать развитие и воспитание детей.
В) Реализация плана (организация воспитательной работы). Деятельность воспитателя и детей разнообразна по видам и формам. Хотя кажется, что учителя работают неповторимо, каждый по-своему, имеются массовые, наиболее разработанные формы деятельности, в которых используются типовые, повторяющиеся методы, приемы, средства, структура. Это дает основание описать их как в определенной степени технологичные.
Больше всего требованиям технологии отвечает известная педагогам методика коллективной творческой деятельности. Немного истории. Эта методика возникла в 60-е гг. в работе ленинградских педагогов во главе с И. П. Ивановым, обучавших пионерские и комсомольские активы школ. И. П. Иванов и его коллеги возродили и обновили систему организации воспитывающей деятельности А. С. Макаренко, для которой характерно следующее: взаимодействие разных микроколлективов, сменные и дежурные командиры, система распределения дел на день и более длинные сроки, собрания групп с обсуждением дел, планов, поступков, оформление детской жизни такими деталями, как строй, парадная форма, игра, традиции. Ленинградские педагоги все это применили к организации целого дня жизни-учебы активистов школ. В результате родилось социально-педагоги
№ п/г | Содержание 1 информации | Способ полученю | i Форма записи | Цели и способы использования в работе классного руководителя, воспитателя | ||
Фамилия, имя, отчество | Разовый письменный опрос (РПО) | По алфавиту, отдельно мальчики и девочки | Для удобства сравнения показателей у детей разного пола и соответствующей работы с ними | |||
Число, месяц, год рождения | РПО | Цифровая | Для учета отклонений в развитии, работы, связанной с взрослением (уголовная ответственность, паспорт, права) | |||
Профессия матери, отца | РПО | Словесная, в числителе — профессия матери, в знаменателе — отца | Для анализа социальной структуры семей, привлечения родителей к воспитательной работе | |||
Тип семейного воспитания | Наблюдение, беседы с родителями | А — авторитарный^ — демократичный; Б — безразличный | Для групповой и индивидуальной работы с родителями | |||
Состояние здоровья и физическое развитие | Беседы с врачом, родителями, изучение медкарты (данные не разглашаются) | БО— без отклонений; ЧБ — часто болеет; СК — сколиоз; 3 — зрение; СЛ — слух; СРД — сердце; HP — нервы и пр. | Для создания щадящего режима, организации лечения, специального меднадзора, регулирования нагрузок учащегося, организации физического воспитания | |||
Успеваемость, познавательные интересы | РПО, беседы с учителями, родителями. Анализ классного журнала | Назвать предметы с высокими и низкими оценками и предпочитаемые | Для оказания индивидуальной помощи, организации дополнительных занятий, развития интересов | |||
Отношение к учебе | РПО, беседы с учителями, родителями, наблюдение | Положит., негативное, безразличное | Для формирования познавательных интересов, мотивации к учению | |||
Мотивы учения | эПО, беседы : учителями, водителями, наблюдение | интерес, долг, эоязнь наказа- 1ИЯ И др. | Для формирования познавательных интересов, мотивации к учению |
Увлечения, интересы, специальные умения | РПО, беседы с учителями, родителями | Словесная при положительных, шифр при негативных | Для определения воспитательных задач и индивидуальной работы, формирования умений, развития интересов, кругозора | ||||||
Наличие повышенных способностей | Наблюдение, анализ результатов олимпиад, конкурсов, смотров | Назвать направленность, способности | Для создания условий развития дарований, для профориентации, организации развивающей деятельности детей | ||||||
Общая культура, эрудиция, речь, начитанность | Наблюдение, беседа с учителями, родителями | Уровень: высокий, достаточный, средний, низкий | Для вовлечения во внеурочную деятельность, формирования интересов, культуры умственного труда, поведения, организации индивидуальной работы | ||||||
Трудовая и социальная активность | Наблюдение, беседы с учителями, учениками, самооценка | А — активен; ИЗА — избирательно активен; МА — малоактивен; НА — неактивен | Для развития социальной активности, опыта, организации внеурочной работы, воспитания и деятельности | ||||||
Положение в группе, отношения с товарищами | Наблюдение, мнение учителей, социометрия | Произвольно: лидер, активист, предпочитаемый, отвергаемый | Для развития коллектива, положительных качеств учеников, взаимодействия между ними, решения проблем развития, общения школьников | ||||||
Поручения и отношение к их выполнению | РПО, самооценка, наблюдение, мнение учеников, учителей, семьи | О — ответственно, ИО-избирательно ответственно, НО — неответственно | Для распределения нагрузок, формирования социального опыта, воспитания ответственного отношения к поручениям организации, внеурочной развивающей деятельности | ||||||
Внешкольные занятия | РПО, беседа с родителями | Словесная | Для использования в воспитательной работе, развития интересов и способностей, индивидуального регулирования занятости детей | ||||||
Основные достоинства ученика | РПО, мнение учителей, учеников, родителей | Словесная | Для организации воспитательной работы, формирования положительной самооценки, взаимообогащения школьников | ||||||
Основные недостатки ученика | РПО, мнение учителей, актива, родителей | Шифр (произвольный) | Для индивидуального подхода в обучении и воспитании, для организации помощи в организации самовоспитания | ||||||
18 19 | Профессиональные намерения | РПО, беседа с родителями | Словесная | Для оказания помощи в профессиональном самоопределении, для целенаправленной организации внеурочной воспитательной работы | |||||
Доминирующие воспитательные задачи формулируются на основе результатов анализа всех данных диагностики | |||||||||
Алгоритм анализа данных и формулировки воспитательных проблем
1.Анализируя карту по столбцам, выявить типичные и единичные показатели.
2. Оценить их на соответствие нормам, критериям воспитанности.
3. Выявить связь между различными показателями для понимания причин отклонений, общего уровня воспитанности класса.
4. Сформулировать собственно-педагогические задачи.
5. Определить функционально-педагогические задачи.
6. Составить план работы.
Вопросы для анкетирования (РПО) детей (дается часть вопросов, другие формулирует студент)
№ 6. Какие предметы тебе больше нравятся? № 7. Нравится ли тебе учиться? — Да. Нет. Не очень. Почему ты учишься? — Интересно. Так надо. Знания нужны для жизни. № 9. Чем ты интересуешься, увлекаешься в жизни? Что умеешь делать такое, что не все умеют? (Например, водить автомобиль, делать цифровое фото...). № 14. Что конкретно ты делаешь, участвуя в жизни класса, школы? Какие постоянные поручения ты имеешь в школе и как, по-твоему, ты их выполняешь? — Хорошо. Не всегда хорошо. Плохо. Не делаю вовсе.
1. Диагностика коллектива и личности школьника.
2. Целеполагание.
3. Проектирование деятельности.
4. Организация развивающей и формирующей деятельности.
5. Оценка достигнутого, корректировка.
Памятка студенту
1. Для изучения учащихся рекомендуется использовать методы: наблюдение, анкетирование, парное сравнение, независимые характеристики, опрос, рейтинг, самооценка учащихся и др.
2. Сообщать учащимся сведения из диагностической карты не рекомендуется.