Основные функции педагогического управления
Классификация функций управления образовательными системами
Функция (от лат. functio — совершение, исполнение) управления — это отношение между управляющей системой и управляемым объектом, требующее от управляющей системы выполнения определенного действия для обеспечения целенаправленности или организованности управляемых объектов.
Вид функции определяется как видом управленческого действия, так и видом объекта, на который направлено это действие.
Подходы к выделению функционального состава управления могут быть различными. В современной литературе по социальному управлению существует множество классификационных схем, описывающих управленческие функции.
Функции управления классифицируются:
- по блокам — мотив, цель, планирование, переработка информации, оперативный образ или концептуальная модель, принятие решения, действия, проверка результатов и коррекция действия;
- по стадиям — диагностическая, творческая и организаторская;
- по циклам и этапам управленческой деятельности. В этом случае под функциями управления понимаются операции, действия субъекта управления, соответствующие последовательно сменяющимся стадиям управленческого цикла — выработка и принятие решения, организация, регулирование, корректировка, учет и контроль. Осуществление этих функций неразрывно связано с информационными процессами.
При каждом единичном акте реализации функции управления решается управленческая задача. Иначе говоря, функции управления реализуются через решение управленческих задач. Но функция управления и управленческая задача — не одно и то же, между ними есть существенное различие. Содержание функции определяется только тем, что должно быть сделано («что требуется»). Управленческая задача помимо этого включает в себя условия, в которых реализуется функция в данное время и в данном месте («что дано»). Таким образом, управленческая задача — это отношение между тем, что требуется сделать для реализации какой-либо управленческой функции в определенное время и в определенном месте, и имеющимися для этого возможностями (условиями). При реализации одной и той же функции в разных условиях управленческие задачи оказываются различными. Например, спланировать расписание учебных занятий при укомплектованности школы учителями — это одна задача, а сделать это же самое при значительной нехватке педагогов — уже другая, более сложная по содержанию задача.
Основоположник классической теории управления А. Файоль выделял пять типов функций управления, среди которых предвидение, организация, распорядительство, координация и контроль Г. Кунц и С.О'Доннел в качестве функции управления рассматривали планирование, организацию, руководство, контроль и работу с кадрами .
Современные классификации основных функций управления отличаются лишь терминологией, функциональный же состав управления различных социальных систем одинаков. Функционирование можно рассматривать как относительно самостоятельные виды деятельности, а между тем они взаимосвязаны и последовательно, поэтапно сменяют друг друга, образуя единый управленческий цикл.
В настоящее время выделяется по крайней мере два подхода к классификации функционального состава управления образовательными системами.
Согласно первому, традиционному подходу в функциональный состав управления в образовании включены педагогический анализ, целеполагание, планирование, организация, регулирование и контроль. Второй подход основывается на идеях педагогического менеджмента и отражает современные взгляды на управленческую деятельность в образовании.
Традиционная классификация функций управления в образовании
Графически функциональный состав управления, построенного на традиционном подходе, представлен на рис. 3.
В данную классификационную систему включены такие функции педагогического управления, как педагогический анализ, целеполагание, планирование, организация, регулирование и контроль. Они представляют собой циклично повторяющуюся «цепочку» реализуемого процесса управления образовательными системами. Ниже содержательно представлена каждая из выделенных функций.